Судья: Филиппова Н.Н. № 33А- 13464
Докладчик: Пронченко И.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«20» декабря 2017 годна Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Пронченко И.Е.,
судей: Шалагиной О.В., Никулиной И.А.,
при секретаре: Давыдовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционной жалобе Администрации Кемеровского муниципального района на решение Кемеровского районного суда от 18 сентября 2017 года по административному делу по административному иску Атамановой Е. И. к Администрации Кемеровского муниципального района о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, об обязании утвердить схему расположения земельного участка, принять решение об удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства
УСТАНОВИЛА:
Атаманова Е.И. обратилась в суд с иском к Администрации Кемеровского муниципального района о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, об обязании ответчика утвердить схему расположения земельного участка, о принятии решения об удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.
Требования мотивированы тем, что она является инвалидом третьей группы, имеет право на первоочередное предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов для целей индивидуального жилищного строительства. В апреле 2017 года она обратилась в КУМИ Кемеровского муниципального района с просьбой разъяснить порядок оформления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей индивидуально жилищного строительства.
26.05.2017 она подала в Администрацию Кемеровского муниципального района заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка с предполагаемым местом расположения: <адрес>, между домами № и №, для индивидуального жилищного строительства, с приложением схемы расположения земельного участка, который предстояло образовать.
01.06.2017 она получила ответ МУП «АТИЗ» Кемеровского района об отсутствии каких-либо прав третьих лиц на испрашиваемое место, а также, об отсутствии точных границ земельных участков, находящихся на запрашиваемой территории.
07.06.2017 указанный ответ был приобщен к её заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
09.06.2017 ей было направлено сообщение Администрации Кемеровского муниципального района о том, что в ходе рассмотрения её заявления уполномоченным специалистом подготовлены и направлены запросы в уполномоченные органы и организации с целью выяснения отсутствия прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок и получения иной информации, необходимой для принятия решения.
В установленный законом срок, Администрация Кемеровского муниципального района не приняла решения по её заявлению, объясняя это тем, что не получен ответ из Управления Архитектуры и градостроительства Администрации Кемеровского муниципального района.
13.07.2017 ей было выдано решение по её заявлению об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, по основаниям, предусмотренным п.1 ст.11 п. 9 ст.9 Закона Кемеровской области № 135-03 от 25.12.2015 «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений».
Согласно указанному решению, Администрацией Кемеровского муниципального района, до подачи ею заявления, начата подготовка схемы расположения в отношении испрашиваемого земельного участка.
Считает решение Администрации Кемеровского муниципального района от 13.07.2017 № ШХ 08/3458 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, поскольку оно было вынесено с нарушением сроков рассмотрения, а также её прав, касающихся предварительного согласования предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, поскольку основания для принятия такого решения, отсутствовали.
Решением Кемеровского районного суда от 18 сентября 2017 года признан незаконным отказ Администрации Кемеровского муниципального района от 13.07.2017 исх. № ШХ 08/3458 в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Атамановой Е. И., с предполагаемым местом расположения: <адрес>, между домами № и № На Администрацию Кемеровского муниципального района возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца, путем повторного рассмотрения заявления Атамановой Е.И. от 26.05.2017 о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Не согласившись с данным решением Администрацией Кемеровского муниципального района принесена апелляционная жалоба, в которой просит решении суда отменить и отказать в удовлетворении требований.
Доводы мотивирует тем, что суд в обжалуемом решении пришел к выводу о том, что правовым основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка является наличие решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, в то время как исходя из приведенных правовых норм само по себе начало подготовки схемы расположения образуемого земельного участка органом местного самоуправления является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка и реализации в отношении него права органа местного самоуправления, предусмотренного ст. 39.11 ЗК РФ.
Соответственно, приведшие к вынесению обжалуемого решения выводы суда основаны на неправильном истолковании ст.ст. 39.11, 39.14 ЗК РФ, ч. 31 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 9 ст. 9, п. 1 ст. 11 Закона Кемеровской области от 29.12.2015 № 135-03 «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений», что в соответствии с п. 3 ч. 3, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является основанием для отмены вынесенного по делу решения. В абз. 6 стр.8 обжалуемого решения суд указывает, что стороной административного ответчика не были представлены в судебное заседание бесспорные и допустимые доказательства того, что на момент подачи Атамановой Е.И. заявления о предоставлении земельного участка (26.05.2017) в отношении указанного земельного участка велись работы по подготовке схемы расположения земельного участка.
19.12.2016 между комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района и МУП «АТИЗ» Кемеровского района заключен муниципальный контракт № 3 (Ф.2016.392324), предметом которого в соответствии с п. 1.1. является выполнение комплекса работ по изготовлению технических планов, межевых планов, с постановкой на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества на территории Кемеровского муниципального района.
Согласно п. 3.3. муниципального контракта, исполнитель обязан выполнить работы в соответствии с техническим заданием.
Техническим заданием (п. 5) предусмотрено выполнение работ в отношении 21 земельного участка для ИЖС на территории Березовского сельского поселения. Подпунктом 2 п. 6 технического задания установлено, что кадастровые работы включают в себя изготовление схемы расположения земельных участков.
Так, 10.04.2017 председателем комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района направлено письмо МУП «АТИЗ» о необходимости проведения кадастровых работ по подготовке схем расположения земельных участков с приложением ситуационного плана участка, в отношении которого 26.05.2017 Административным истцом подано заявление о предварительном согласовании, о чем также 10.04.2017 было уведомлено управление архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района.
При рассмотрении заявления административного истца о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в управление архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района был сделан запрос о возможности утверждения представленной схемы расположения испрашиваемого земельного участка. В ответ на запрос управление архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района сообщило, что в соответствии с информацией, содержащейся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Кемеровского муниципального района (далее - ИСОГД), в отношении земельного участка ранее администрацией Кемеровского муниципального района принято решение о формировании для предоставления посредством торгов.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), информационные системы обеспечения градостроительной деятельности представляют собой организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов, п. 6 ч. 2 ст. 8 ГрК РФ отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности.
Таким образом, являющееся компетентным в данной сфере деятельности органом, управление архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района при помощи сопоставления направленного ему комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района 10.04.2017 ситуационного плана формируемых администрацией Кемеровского муниципального района земельных участков и представленной административным истцом схемы расположения земельного участка пришло к выводу о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка, по данным ИСОГД, административным ответчиком принято решение о предоставлении посредством торгов.
Указанные обстоятельства, подтвержденные имеющимися в материалах дела доказательствами, опровергают вывод суда о недоказанности факта того, что на момент подачи Атамановой Е.И. заявления о предоставлении земельного участка (26.05.2017) в отношении указанного земельного участка администрацией Кемеровского муниципального района велись работы по подготовке схемы расположения земельного участка.
На апелляционную жалобу Атамановой Е.И. принесены возражения.Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав Атаманову Е.И., просившую решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом перовй инстанции, Атаманова Е.И. является инвалидом III группы и, в соответствии со ст. 2-1 Закона Кемеровской области от 29.12.2015 № 135-O3 «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений», пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, имеет право на первоочередное приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов для целей индивидуального жилищного строительства.
26.05.2017 Атаманова Е.И. обратилась в Администрацию Кемеровского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с предполагаемым местом расположения: <адрес>, между домами № и 11, для индивидуального жилищного строительства, приложив к заявлению схему расположения данного земельного участка и иные документы.
07.06.2017 Атамановой Е.И. было представлено сообщение начальника МУП «АТИЗ» Кемеровского района о том, что испрашиваемый земельный участок, в соответствии со схемой территориального планирования Кемеровского района, генеральным планом муниципального образования «Берёзовское сельское поселение», расположен на землях категории - земли населённых пунктов и на 07.06.2017 Администрация Березовского сельского Совета не располагает точными сведениями о границах земельных участков, находящихся на территории.
Решением от 13.07.2017 № Администрацией Кемеровского муниципального района Атамановой Е.И. было отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, поскольку, в соответствии с п.1 ст. 11, п. 9 ст. 9 Закона Кемеровской области № 135 ОЗ от 25.12.2015 «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений», в отношении испрашиваемого земельного участка начата подготовка схемы расположения земельного участка для дальнейшего предоставления его, путем проведения аукциона.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанное решение принято с нарушением требований п.1 ст. 11, п. 9 ст. 9 Закона Кемеровской области № 135 ОЗ от 25.12.2015 «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений».
Судебная коллегия не может не согласиться с данным выводом суда.
Пунктом 1 ст. 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размешает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ.
Согласно п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 ЗК РФ;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп. пп. 1 - 23 ст. 39.16 ЗК РФ.
В ст. 39.16 ЗК РФ перечислены основания отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Иных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, кроме указанных выше, земельным законодательством не предусмотрено.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона Кемеровской области от 29.12.2015 N 135-03 (ред. от 31.01.2017) "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений", наряду с основаниями, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или предоставлении земельного участка без проведения торгов является:
1) наличие решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям, указанным в статье 9 настоящего Закона;
В соответствии с п. 9 ст. 9 названного Закона, основанием для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) является: начало подготовки схемы расположения образуемого земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории при образовании земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Следовательно, начало подготовки схемы расположения земельного участка является основанием для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, а не отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Административным ответчиком не представлено доказательств того, что на момент подачи Атамановой Е.И. заявления о предоставлении земельного участка в отношении указанного земельного участка велись работы по подготовке схемы расположения земельного участка, а также того, что было принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Таким образом, оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, перечисленных в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ не установлено, а основания для отказа, указанные в оспариваемом решении являются незаконными.
Выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Оснований не согласиться с правовой оценкой суда обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, учитывая, что существенного нарушения или неправильного применения норм материального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Кемеровского районного суда от 18 сентября 2017 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: