ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1351/20 от 13.05.2020 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Стяжкин М.С.

Дело (суд первой инстанции)

Дело (суд апелляционной инстанции)

Уникальный идентификатор дела

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Захарчука О.В.,

судей Сентяковой Н.Н., Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре Прозоровой К.В.,

рассмотрела ДД.ММ.ГГГГ административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики о признании незаконным отказа в присвоении почтового адреса земельному участку и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики в присвоении почтового адреса земельному участку с кадастровым , расположенному по <адрес>, оформленный решением от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики в течение десяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке принять решение о присвоении почтового адреса земельному участку с кадастровым , расположенному по <адрес> в соответствии с Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из уникальных характеристик данного земельного участка, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики в пользу ФИО1<данные изъяты> на уплату государственной пошлины.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Сентяковой Н.Н., выслушав представителя Администрации муниципального образования «Ягульское» ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, диплом регистрационный номер з 9621 от ДД.ММ.ГГГГ), поддерживающего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам

установила:

ФИО1 (далее – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Ягульское» <адрес> Удмуртской Республики (далее – административный ответчик, Администрация МО «Ягульское»), в котором просила:

признать незаконным отказ Администрации МО «Ягульское» в присвоении почтового адреса земельному участку с кадастровым , расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, муниципальное образование «Ягульское», вблизи <адрес>;

обязать Администрацию МО «Ягульское» присвоить почтовый адрес указанному земельному участку с кадастровым , расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, муниципальное образование «Ягульское», вблизи <адрес>, в соответствии с Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым структура адреса земельного участка должна включать в себя следующие адресобразующие элементы: 1) наименование страны (Российская Федерация); 2) наименование субъекта Российской Федерации (Удмуртская Республика); 3) наименование муниципального района (<адрес>); 4) наименование сельского поселения в составе муниципального района (Муниципальное образование «Ягульское»); 5) наименование населенного пункта (д. Русский Вожой); наименование элемента улично-дорожной сети (<адрес>); номер земельного участка.

В обосновании заявленных требований указано, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 18:08:022001:802. В 2018 году с целью получения почтового адреса она обратилась к административному ответчику с соответствующим заявлением, но по причине того, что документация по планировке территории не велась, ей было отказано в присвоении почтового адреса. Решением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики отказ Администрации МО «Ягульское» в присвоении адреса был признан незаконным, на администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления в установленном законом порядке. Повторно рассмотрев заявление, Администрацией решением от ДД.ММ.ГГГГ ей вновь отказано в присвоении адреса земельному участку на основании пунктов 5,8-11 и 14-18 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а именно что документация по планировке территории не ведется. Вместе с тем, пункт 40 Правил не содержит в качестве основания для отказа в присвоении адреса отсутствие разработанной градостроительной документации на территорию, на которой расположен объект недвижимости. С учетом положений статей 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации административный ответчик при рассмотрении заявления о присвоении адреса был вправе организовать разработку и подготовку документации по планировке территории с предоставлением на её утверждение. Считает данный отказ незаконным, поскольку он препятствует в реализации прав собственника.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 заявленные требования поддержал.

В судебное заседание административный истец ФИО1, представитель административного ответчика Администрация МО «Ягульское» не явились.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие административного истца и представителя административного ответчика.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решения об отказе исковых требований, ссылаясь на то, что суд нарушил и неправильно применил нормы материального права; дал ненадлежащую оценку предоставленным доказательствам; неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает на то, что для определения элемента планировочной структуры, элемента улично-дорожной сети, номера земельного участка, в соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходима подготовка проекта планировки территории расположения земельного участка, которая в настоящее время не ведется, и ее ведение в компетенцию Администрации не входит. Полагает, что судом необоснованно отклонено ходатайство об объединении дел в одно производство, в связи с нахождением в производстве суда нескольких дел с одним тем же предметом спора.

Частью 1 статьи 308 КАС РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу положений части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении данной категории дел суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении (часть 8 статья 226 КАС РФ), однако не может по своему усмотрению изменять предмет заявленных требований и оценивать законность того действия или бездействия либо постановления, которое не оспаривается.

В соответствии с частью 9 и частью 11 статьи 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания обстоятельств:

- нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца;

- соблюдение сроков и обращения в суд.

Законность (полномочия, порядок принятия, основания, соответствие нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) доказывает административный ответчик (часть 11 статья 226 КАС РФ).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Исходя из названных положений следует, что суд удовлетворяет заявленные требования при одновременном наличии двух условий: оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в нарушение требований закона, а также нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца. В ином случае суд отказывает в удовлетворении заявления.

В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Как следует из материалов административного дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым площадью 727 +/- 18,88 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальные жилые <адрес> этажа с приусадебными земельными участками с возможностью содержания домашнего скота и птицы, согласно установленным ограничениям. Блокированные 2-х квартирные и многоквартирные жилые дома этажностью не выше 3-х этажей с земельными участками при квартирах. Отдельно стоящих, встроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения. Магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 кв.м. Детские площадки, спортплощадки, спортзалы. Отделение связи. Амбулаторно-поликлинические учреждения. Объект (сооружение) инженерно-технического обеспечения (РП, ТП, ГРП, НС, АТС, локальные очистные сооружения и т.д.), для размещения которого требуется отдельный земельный участок, расположенный по адресу УР, <адрес>.

В 2018 году ФИО1 обратилась в Администрацию с заявлением о присвоении почтового адреса, но по причине того, что документация по планировке территории администрацией не велась, административному истцу в присвоении почтового адреса земельному участку было отказано.

Не согласившись с отказом, ФИО1 обратилась в суд с требованием о признании отказа незаконным.

Завьяловским районным судом Удмуртской Республики было вынесено решение об удовлетворении заявленных ФИО1 требований. Этим же решением на административного ответчика возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения в установленном законом порядке заявления ФИО1

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Ягульское» ФИО1 повторно отказано в присвоении адреса земельному участку с кадастровым , в связи с отсутствием случаев и условий для присвоения объекту адресации адреса, указанных в пункте 8, подпункта «г» пункта 40 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов».

Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ об оспаривании отказа в присвоении почтового адреса, выраженного решением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, предусмотренный трехмесячный срок на обращение в суд по оспариванию названного решения ФИО1 не пропущен.

Разрешая заявленный спор, оценив представленные сторонами доказательства, с учетом действующего нормативно-правового регулирования спорных правоотношений, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы административного истца, действия административного ответчика не соответствуют закону.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Завьяловского района Удмуртской Республики» Муниципальное образование «Ягульское» наделено статусом сельского поселения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии со статьей 78 Федерального закона № 131-ФЗ решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

Компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определяется путем отнесения некоторых полномочий городского поселения, поименованных в части 1 статьи 14 названного Федерального закона, к полномочиям сельского поселения.

Из содержания пункта 21 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что к вопросам местного значения поселения относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов.

Пунктом 21 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Ягульское» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

Анализ приведенных положений законодательства, позволяет сделать вывод, что вопросы организации в границах сельского поселения присвоения адресов земельным участкам осуществляются органами местного самоуправления сельского поселения, на территории которого расположен земельный участок.

С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 443-ФЗ).

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 443-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено полномочием по утверждению правил присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, в соответствии с которыми органы местного самоуправления присваивают адреса объектам адресации.

Реализуя полномочие, предоставленное упомянутым федеральным законом, Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее по тексту - Правила).

В соответствии с пунктом 19 Правил при присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса уполномоченный орган обязан: а) определить возможность присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса; б) провести осмотр местонахождения объекта адресации (при необходимости); в) принять решение о присвоении объекту адресации адреса или его аннулировании в соответствии с требованиями к структуре адреса и порядком, которые установлены настоящими Правилами, или об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса.

Согласно пункту 5 Правил объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.

Условия и особенности присвоения адреса иным объектам адресации (земельным участкам, помещениям, многоквартирным домам) содержатся в пунктах 8, 10, 11 Правил.

По смыслу пунктов 27, 29 Правил, заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником либо титульным владельцем объекта адресации по собственной инициативе, представителем такого лица, а в соответствующих случаях - также представителем собственников помещений в многоквартирном доме, членов садоводческого, огороднического и (или) дачного некоммерческого объединения граждан.

Пунктом 41 Правил установлено, что решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.

Присвоение почтового адреса объекту адресации органом местного самоуправления является муниципальной услугой, под которой в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (часть 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Постановлением Администрации муниципального образования «Ягульское» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления Администрацией муниципального образования «Ягульское» муниципальной услуги «Присвоение адреса земельному участку (при отсутствии адреса – описание местоположения земельного участка) (далее по тексту – Административный регламент).

Результатом муниципальной услуги является, в том числе решение об отказе в присвоении либо изменении адреса или аннулирования адреса земельного участка (пункт 2.3 Административного регламента)

Право заявителя обжаловать решения, принятые в ходе предоставления муниципальной слуги в судебном порядке предусмотрено пунктом 5.1 Административного регламента.

Пунктом 2.9.2 Административного регламента определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, одним из оснований которого является отсутствие случаев и условий для присвоения адреса или аннулирования адреса земельного участка, указанных в пункте 8 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 40 Правил установлены основания отказа в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 40 Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации или аннулировании его адреса, указанные в пунктах 5, 8-11 и 14-18 настоящих Правил.

На основании пункта 8 Правил присвоение адреса земельным участкам осуществляется в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.

Как следует из материалов дела, с заявлением о присвоении адреса земельному участку обратился его правообладатель. При этом, согласно Выписки из единого государственного реестра недвижимости, представленной в материалы дела, принадлежащий ФИО1 на праве собственности спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоенного кадастрового номера.

Между тем, доказательств, свидетельствующих о том, что документация по планировке территории, на которой расположен спорный земельный участок, разрабатывалась и утверждалось, материалы дела не содержат.

По мнению судебной коллегии, данное обстоятельство является основанием невозможности присвоения земельному участку адреса, в виду следующего.

Пунктами 1 и 3 статьи 2 Федерального закона № 443-ФЗ определено:

адрес, как описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе наименование элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать;

объект адресации, как один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес.

В соответствии с пунктом 35 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и правил сокращенного наименования адресообразующих элементов», изданным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Перечень элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса.

Согласно пункту 44 Правил структура адреса включает в себя следующую последовательность адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими их реквизитами наименование страны (Российская Федерация) (подпункт "а"); наименование субъекта Российской Федерации (подпункт "б"); наименование муниципального района, городского округа или внутригородской территории (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации (подпункт "в"); наименование городского или сельского поселения в составе муниципального района (для муниципального района) или внутригородского района городского округа (подпункт "г"); наименование населенного пункта (подпункт "д"); наименование элемента планировочной структуры (подпункт "е").

Из статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. В случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости.

Статьями 41.1 - 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок разработки и утверждения документации по планировки территории, для чего проводятся инженерные изыскания, составляется проект планировки территории, состоящий из основной части и материалов по обоснованию проекта, разрабатывается проект межевания территории.

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации)

В силу пункта 4 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, том числе утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные названным Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 4 части 1 статьи 2 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики» полномочия в области градостроительной деятельности органов местного самоуправления на территории Удмуртской Республики по принятию решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания территории) в поселении, городском округе на основании генеральных планов поселений, городских округов, правил землепользования и застройки поселений, городских округов (за исключением линейных объектов), а также по внесению в них изменений отнесены к полномочиям органов исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики.

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики» постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке осуществления исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики полномочий по принятию решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания территории) в поселении, городском округе на основании генеральных планов поселений, городских округов, правил землепользования и застройки поселений, городских округов (за исключением линейных объектов), а также по внесению в них изменений (далее по тексту – Положение).

Настоящее Положение определяет порядок осуществления исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики полномочий по принятию решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания территории) в поселении, городском округе на основании генеральных планов поселений, городских округов, правил землепользования и застройки поселений, городских округов (за исключением линейных объектов) (далее - документация по планировке территории), а также по внесению в них изменений в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 1 Положения).

Согласно абзацу 2 пункта 2 Положения, исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на подготовку проектов решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории, по внесению в нее изменений, а также проектов решений об отклонении такой документации от утверждения, является Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.

На момент вынесения оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики документация по планировке территории, на которой расположен спорный земельный участок не утверждена.

Из оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 обратилась с заявлением о присвоении адреса в отношении 16 земельных участков, расположенных в одном кадастровом квартале (18:08:022001), то есть в отношении планируемого создания элемента планировочной структуры.

Исходя из приведенных положений действующего законодательства и установленных обстоятельств, в отношении спорного земельного участка не может быть присвоен адрес при отсутствии утвержденного проекта планировки территории, в виду того, что адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать требованиям уникальности, что невозможно без выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), элементов улично-дорожной сети, территории общего пользования, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Следовательно, отказ административного ответчика в присвоении адреса земельному участку с кадастровым основан на нормах действующего законодательства и не нарушает прав административного истца.

Кроме того, при вынесении настоящего апелляционного определения судебная коллегия учитывает также позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в кассационном определении от ДД.ММ.ГГГГ-КА19-28.

Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, что в силу части 3 статьи 310 КАС РФ является основанием для отмены судебного акта и принятия нового решения об отказе в удовлетворении соответствующих требований.

Довод апелляционной жалобы о том, что в нарушение статьи 136 КАС РФ, суд не вынес определение об объединении административных дел в одно производство, судебной коллегии подлежит отклонению.

В соответствии с частью 1 статьи 136 КАС РФ суд может своим определением объединить в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения несколько находящихся в производстве суда однородных административных дел, в которых участвуют одни и те же стороны, либо несколько находящихся в производстве суда административных дел по искам одного административного истца к различным административным ответчикам, либо несколько административных дел по искам нескольких различных административных истцов к одному административному ответчику, если признает такое объединение способствующим правильному и своевременному рассмотрению заявленных административных исковых требований.

В силу части 4 указанной статьи об объединении административных дел в одно производство или об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства суд выносит определение.

Вместе с тем такое объединение дел является правом суда и производится в случае, если суд признает такое объединение способствующим правильному и своевременному рассмотрению заявленных административных исковых требований. При этом само по себе наличие нескольких административных дел, в которых участвуют одни и те же стороны не влечет в обязательном порядке объединение таких дел.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации муниципального образования «Ягульское» о признании незаконным отказа в присвоении почтового адреса земельному участку и возложении обязанности, отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья: О. В. Захарчук

Судьи: Н.Н. Сентякова

Г.Р. Багаутдинова

Копия верна:

председательствующий судья

Судья Стяжкин М.С.

Дело а-1885/2019 (суд первой инстанции)

Дело а-1351/2020 (суд апелляционной инстанции)

Уникальный идентификатор дела RS0-65