ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-13573/2015 от 04.12.2015 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Сурков В.П. адм. дело № 33а–13573/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 4 декабря 2015 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Захарова С.В.,

судей Шилова А.Е., Вачковой И.Г.,

при секретаре Бирюковой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Счетной палаты Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 22 сентября 2015 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Счетная палата Самарской области обратилась в суд с заявлением о признании недействительным предписания № ПР-17 службы государственного финансового контроля Самарской области об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 20 августа 2015 г.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что в соответствии с приказом от 29.06.2015 г. № 6 в Счетной палате Самарской области в период с 09.07.2015 г. по 09.08.2015 г. службой государственного финансового контроля Самарской области (Госфинконтроль Самарской области) проводилась плановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По результатам проведенной проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно, допущены нарушения статей 30, 34, 94, 103, 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

20.08.2015 г. службой государственного финансового контроля Самарской области заявителю выдано предписание № ПР-17 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

По мнению Счетной палаты Самарской области, указанное предписание не соответствует закону и нарушает ее права, поскольку предписание не содержит указания на характер информации, которая должна содержаться в отчетах относительно указанных в предписании контрактов, не раскрывает характер выявленных нарушений, в заключенных контрактах не определены промежуточные сроки и этапы их исполнения, и указанные в предписании контракты до настоящего времени полностью не исполнены.

Кроме того, оспариваемое предписание не содержит обязательных сведений, закрепленных Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Самарской области, утвержденного Приказом службы государственного финансового контроля Самарской области от 24 ноября 2014 г. № 12-общ, поскольку в предписании не указан состав инспекции, проводившей плановую проверку, не указаны сроки, в течение которых должно быть исполнено предписание, а также требования о совершении действий, направленных на устранение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Счетная палата Самарской области просила суд признать недействительным предписание № ПР-17 службы государственного финансового контроля Самарской области об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 20.08.2015 г.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 22 сентября 2015 г. в удовлетворении заявления Счетной палаты Самарской области о признании недействительным предписания № ПР-17 службы государственного финансового контроля Самарской области от 20.08.2015 г. об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок отказано.

В апелляционной жалобе Счетная палата Самарской области просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Счетной палаты Самарской области Капранов Р.А. и Андрианов С.В. доводы апелляционной жалобы поддержали и просили жалобу удовлетворить.

Представитель службы государственного финансового контроля Самарской области Ульченко Н.В. в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать, решение суда оставить без изменения.

Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 1.1 Положения о службе государственного финансового контроля Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 19 июня 2012 г. № 283, служба государственного финансового контроля Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, сформированным Правительством Самарской области для осуществления внутреннего государственного финансового контроля и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и пункта 1.7 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Самарской области, утвержденного Приказом службы государственного финансового контроля Самарской области от 24 ноября 2014 г. № 12-общ, Служба выдает обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Как видно из материалов дела, в период с 09.07.2015 г. по 09.08.2015 г. службой государственного финансового контроля Самарской области на основании приказа от 29.06.2015 № 6 проведена плановая проверка соблюдения Счетной палатой Самарской области законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Проверяемый период с 01.01.2014 г. по 08.07.2015 г.

По результатам проведенной проверки 20 августа 2015 г. составлен акт плановой проверки соблюдения Счетной палатой Самарской области законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, где указаны нарушения, связанные с не размещением Счетной палатой Самарской области отчетов по следующим государственным контрактам: государственный контракт от 30.12.2014 г. № 10611 с ЗАО «Самарагорэнергосбыт» на энергоснабжение, по которым производились оплаты по платежным поручениям от 18.02.2015 № 49, 13.03.2015 № 96, 15.04.2015 № 161, 15.05.2015 № 212, 17.06.2015 № 283, а также составлялись акты приема-передачи от 31.01.2015 г., 28.02.2015 г., 31.03.2015 г., 30.04.2015 г., 31.05.2015 г.; государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения от 31.12.2014 г. № 2-2341 с ООО «Самарские коммунальные системы», по которому неоднократно производилась оплата по платежным поручениям, и составлялись акты приема-передачи, а также по государственному контракту от 13.01.2015 г. № T213-FA041/01-005/1-2015, заключенному с ЗАО «ЮНИС»; государственному контракту на оказание услуг почтовой связи от 19.01.2015 г. № 15-4.1/49, заключенному с УФПС Самарской области – филиалом ФГУП «Почта России»; государственному контракту от 23.01.2015 г. № 21097, заключенному с ОАО «Ростелеком»; государственному контракту на оказание комплекса эксплуатационных услуг от 23.01.2015 г. № 05-15/03К, заключенному с ОАО «Самарагорпроект»; государственному контракту теплоснабжения (снабжения тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) от 02.02.2015 г. № 50250г, заключенному с ЗАО «Предприятие тепловых сетей», государственному контракту об оказании услуг связи от 05.02.2015 г. № 3-060-8001685, заключенному с ОАО «Мобильные ТелеСистемы»; государственному контракту об оказании услуг связи от 12.02.2015 г. № 4/ЦПС с ООО «Самтелеком»; государственному контракту на предоставление услуг специальной связи от 16.02.2015 г. № 12/ХК-15/06-15/06К, заключенному с Центром специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Самарской области; государственному контракту на оказание услуг по информационному обслуживанию справочно-правовой системы КонсультантПлюс от 13.01.2015 г. № 05-15/02К, заключенному с ООО «Дельта-Информ», с ежемесячной оплатой предоставленных услуг; государственному контракту по предоставлению доступа в сети Интернет от 31.03.2015 г. № 3-060-8000786, заключенному с ОАО «МТС», с ежемесячной оплатой услуг; государственному контракту от 10.03.2015 г. № 05-415/07К с ОOO «Рубин» по оказанию услуг по мойке служебного автотранспорта, по которому также предусмотрена ежемесячная оплата услуг; и государственному контракту на поставку питьевой бутилированной воды от 09.02.2015 г. № 05-15/05К, заключенному с ООО «Унитех», по которому предусмотрена ежемесячная оплата услуг.

Согласно части 9 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктами 4, 5, 23 или 44 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

На основании части 11 статьи 94 указанного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093 утверждено Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения.

В соответствии с пунктом 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1093, отчет размещается заказчиком в единой информационной системе в течение 7 рабочих дней со дня: а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения; б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг.

20 августа 2015 г. Счетной палате Самарской области выдано предписание № ПР-17 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, поскольку в единой информационной системе не размещены соответствующие отчеты по указанным в предписании контрактам.

Согласно указанному предписанию, Счетной палатой Самарской области допущены нарушения статей 30, 34, 94, 103, 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Счетной палате Самарской области предписано исполнить требования части 9 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, разместив на официальном сайте соответствующие отчеты по следующим государственным контрактам: от 30.12.2014 г. № 10611 с ЗАО «Самарагорэнергосбыт», от 31.12.2014 г. № 2-2341 с ООО «Самарские коммунальные системы», от 13.01.2015 г. № T213-FA041/01-005/1-2015 с ЗАО «ЮНИС», от 19.01.2015 № 15-4.1/49 с УФПС Самарской области – филиалом ФГУП «Почта России», от 23.01.2015 г. № 21097 с ОАО «Ростелеком», от 23.01.2015 г. № 05-15/03К с ОАО «Самарагорпроект», от 02.02.2015 г. № 50250г с ЗАО «Предприятие тепловых сетей», от 05.02.2015 г. № 3-060-8001685 с ОАО «Мобильные ТелеСистемы», от 12.02.2015 г. № 4/ЦПС с ООО «Самтелеком», от 16.02.2015 г. № 12/ХК-15/06-15/06К с Центром специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Самарской области, от 13.01.2015 г. № 05-15/02К с ООО «Дельта-Информ», от 31.03.2015 г. № 3-060-8000786 с ОАО «МТС», от 10.03.2015 г. № 05-415/07К с ОOO «Рубин», от 09.02.2015 г. № 05-15/05К с ООО «Унитех».

Документы, подтверждающие выполнение предписания, Счетной палате Самарской области предложено предоставить в службу государственного финансового контроля Самарской области в срок до 31 августа 2015 года.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что результаты отдельного этапа исполнения контракта, а также информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, который подлежит размещению в единой информационной системе, с указанием информации об исполнении контракта, в том числе о результатах отдельного этапа исполнения контракта, об осуществлении поставки товара, выполнении работы или оказания услуги, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта.

При этом размещение отчетов об исполнении контрактов направлено на обеспечение государственных и муниципальных нужд, поэтому отсутствие установленного Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ надлежащего информационного обеспечения затрудняет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок со стороны государственных органов и делает невозможным в полной мере осуществлять общественный контроль за деятельностью заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Принимая во внимание, что предписание составлено службой государственного финансового контроля Самарской области в пределах полномочий, предоставленных ей законом, порядок вынесения предписания соблюден, содержание оспариваемого предписания соответствует требованиям закона, предписание исполнимо, содержит указание на конкретные действия, то есть о необходимости размещения отчетов на официальном сайте по указанным в предписании государственным контрактам, и, учитывая, что вынесенным предписанием права и законные интересы Счетной палаты Самарской области не нарушены, препятствия к осуществлению прав не созданы, обязанность по исполнению Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ на заявителя возложена правомерно, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления Счетной палаты Самарской области о признании недействительным предписания № ПР-17 от 20 августа 2015 г.

Судебная коллегия считает указанные выводы суда первой инстанции обоснованными, поскольку они основаны на правильно примененных и истолкованных нормах материального права и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

Довод апелляционной жалобы Счетной палаты Самарской области о том, что ни в государственных контрактах, ни в планах-графиках не указаны отдельные этапы исполнения, поэтому оснований для размещения отчета об исполнении промежуточных этапов контракта не имеется, повторяют правовую позицию заявителя, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую правильную оценку в решении, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного постановления.

Доводы апелляционной жалобы Счетной палаты Самарской области о том, что проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд проведена в незаконном составе, несостоятельны, поскольку привлечение руководителем Госфинконтроля Самарской области в состав инспекции должностных лиц иных структурных подразделений Службы, не противоречит положениям Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Самарской области, утвержденного Приказом службы государственного финансового контроля Самарской области от 24 ноября 2014 г. № 12-общ, и пункту 3.5 Положения о службе государственного финансового контроля Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 19 июня 2012 г. № 283.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что направление предписания одновременно с актом проверки незаконно, является необоснованной, поскольку согласно пункту 3.59 Административного регламента, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд направляется субъекту проверки одновременно с актом проверки.

Иные доводы апелляционной жалобы о несогласии с постановленным решением, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку направлены на переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, основанная на непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 22 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Счетной палаты Самарской области без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи