Судья Данилова О.Н. Дело № 33А–13594
Докладчик Михеева С.Н.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 декабря 2017 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Михеевой С.Н.,
судей: Пушкаревой Н.В., Копыловой Е.В.,
при секретаре: Ламбиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михеевой С.Н. административное дело по апелляционной жалобе Коняева А.Л. на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 27 сентября 2017 года;
по делу по административному иску Коняева Алексея Львовича к администрации г. Новокузнецка об оспаривании отказа в согласовании проведения массового мероприятия (митинга) и предложении переноса времени проведения публичного мероприятия,
У С Т А Н О В И Л А:
Коняев А.Л. оспаривает решение администрации г.Новокузнецка от 20.09.2017 об отказе в согласовании проведения митинга «Встреча граждан с политиком <данные изъяты> с целью информирования о его деятельности» 01.10.2017 г. в период с 12-00 часов до 15-00 часа по адресу: г. Новокузнецк, площадь перед <адрес> предполагаемым количеством участников 1500 человек, и предложении переноса места проведения данного мероприятия. Просит обязать администрацию г. Новокузнецка согласовать проведение указанного митинга.
Требования мотивированы тем, что 18 сентября 2017 года он подал в администрацию г. Новокузнецка уведомление о проведении 01 октября 2017 года в г. Новокузнецке публичного мероприятия – митинга.
20 сентября 2017 года администрация г. Новокузнецка направила административному истцу письмо, в котором сообщается о невозможности проведения заявленного мероприятия в указанном месте, так как в указанное время на площади запланировано проведение мероприятия в виде викторины для детей и подростков «Фильм, фильм, фильм». При этом в ответе администрации указано о невозможности перенести заявленное административным истцом мероприятие в иные места, в связи с невозможностью размещения в указанных местах заявленного количества участников митинга или проведения в таких местах иных публичных мероприятий, заявленных организаторами ранее.
Считает, что указанными действиями нарушены его права на проведение публичного мероприятия. Отказ в согласовании публичного мероприятия и предложение перенести данное мероприятие на иное время нарушает права административного истца на проведение публичного мероприятия.
Данное решение считает незаконным, поскольку административный ответчик не принял никаких мер для обеспечения возможности провести публичное мероприятие в указанном месте, в указанное время.
Решением Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 27 сентября 2017 года в удовлетворении заявленных требований Коняеву А.Л. отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, считает его необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального, процессуального права и иными нарушениями. Порядок использования специально отведенных мест для проведения общественных мероприятий урегулирован отдельно от порядка проведения собраний в иных местах в силу специфики таких мест, в т.ч. по площади и возможности одновременного участия большого количества участников. Обязанности органа власти при проведении публичных мероприятий регулируются ст. 12 Федерального закона 54-ФЗ. Применяя норму для регулирования правоотношений в отношении площади перед кинотеатром «Октябрь», не являющейся специально отведенным местом, суд применил закон, не подлежащий применению, нарушая тем самым нормы материального права.
Из письма административного ответчика от 20.09.17 №1/4385, направленного ФИО2 - организатору митинга, следует, что орган исполнительной власти признал проведение заявленного им митинга невозможным по факту проведения в указанном месте другого ранее запланированного мероприятия для детей и подростков -викторины «Фильм, фильм, фильм», включенного в план работы администрации г.Новокузнецка на 3 квартал 2017г. утвержденный распоряжением главы г.Новокузнецка от 14.06.17 №981, тогда как публичное мероприятие административным истцом было заявлено на 01.10.17, т.е. на дату, относящуюся к четвертому кварталу в силу ст. 192 ГК РФ и общепринятых норм исчисления дат и времени.
Полагает, что предоставленная административным ответчиком копия распоряжения главы г. Новокузнецка от 14.06.17 № 981, в части приложений частично противоречит ГК РФ, т.к. план мероприятий на 3 квартал не может регулировать дату, относящуюся к четвертому кварталу.
Кроме того, суд не применил подлежащие применению нормы ч.2. ст. 62 КАС РФ освободив по существу ответчика от доказывания обстоятельств, лежащих в обосновании обжалуемого отказа в согласовании проведении публичного мероприятия: - фактический размер площади 1664.67 м2, где было запланировано мероприятие:
- достаточность (недостаточность) данного размера для проведения заявленного мероприятия (в т.ч. в иное время), суд доверился документу «ситуационный план» как якобы регулирующему (идентифицирующему) вопросы точных границ земельного участка, его точной площади и площадей объектов на нем, тогда как действующими НПА в сфере кадастрового учета и градостроительства предусмотрены совершенно иные документы для регулирования данных вопросов. Кроме того, суд в равной степени голословно поверил и в полномочия лица, подписавшего предоставленный ситуационный план, поскольку ни из одного документа в деле или НПА указанного ответчиком данных полномочий у подписавшего лица не подтверждается, а действия ответчика по «подтверждению» площади находятся на грани фальсификации доказательств, поскольку, из данных публичной кадастровой карты ориентировочная площадь земельного участка заявленного организатором к проведению мероприятия составляет не указанную ответчиком, т.е. данной площади по факту достаточно для проведения мероприятия заявленной численности вопреки доводам обжалуемого запрета. Доказывать обратное, обязан был именно ответчик в силу требований КАС РФ, суд же его от этой обязанности неправомерно освободил, посчитав недостаточность площади доказанной.
Представителем администрации г. Новокузнецка принесены возражения на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, 18 сентября 2017 года, ФИО1 подано в администрацию г. Новокузнецка уведомление о проведении 1 октября 2017 года в г. Новокузнецке публичного мероприятия - митинга, в период с 12 до 15-00 часов по местному времени, с предполагаемым количеством участников до 1500 человек. В уведомлении указана цель публичного мероприятия - «Встреча граждан с политиком <данные изъяты> с целью информирования о его деятельности». Место проведения публичного мероприятия <адрес> (л.д. 8-9).
На указанное уведомление администрацией г. Новокузнецка ФИО1 направлено сообщение от 20 сентября 2017 года № 1/4385, в котором указано на то, что на территории площади перед кинотеатром «Октябрь», 01.10.2017г с 12-00 до 21-00 будет проводиться викторина для детей и подростков «Фильм, фильм, фильм...», с показом в малом зале фильма «Приключения электроника», Мероприятие проводится согласно распоряжению администрации г.Новокузнецка от 14.09.2017г № 981. Помимо этого указано, что с учетом заявленного количества участников мероприятия, размер площади перед кинотеатром «Октябрь» 1664,67 м.кв. не позволяет разместить указанное в уведомлении количество людей. Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 26.12.2012 № 582 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест» к таким специально отведенным местам в г. Новокузнецке отнесены: площадь общественных мероприятий Куйбышевского района, по ул. 1 Мая, площадь за Дворцом культуры им. Маяковского по ул. Пушкина, д. 26, Орджоникидзевский район (л.д. 10-11).
01.10.2017 г. с 8 часов до 21 часа на площади общественных мероприятий Куйбышевского района г. Новокузнецка, расположенной на ул. 1 Мая, запланировано проведение публичного мероприятия в форме пикетирования согласно уведомлению «Национально-освободительного Движения». Площадь за Дворцом культуры им. Маяковского по ул. Пушкина, 26 (550 кв. м) не позволяет разместить количество участников, указанных в уведомлении.В Новокузнецке иных мест для проведения публичных мероприятий не имеется. Ввиду указанных обстоятельств администрация предложила ФИО1 изменить время проведения мероприятия, согласовав его с администрацией города Новокузнецка.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из вывода о том, что обжалуемое решение администрации г.Новокузнецка принято в рамках предоставленных ему законом полномочий, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для его принятия имелись, содержание решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда.
Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом Российской Федерации от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно пункту 1 части 4 статьи 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия.
Вместе с тем, законом субъекта Российской Федерации устанавливаются единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек (часть 1.1 статьи 8 указанного Федерального закона).
Согласно ст.3 Закона Кемеровской области от 09 июля 2012 года № 81-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места определяет Коллегия Администрации Кемеровской области с учетом положений Федерального закона и настоящего Закона.
При этом предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, составляет 100 человек (ч.3 ст.4 указанного Закона Кемеровской области).
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 декабря 2012 года № 582 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест» в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», статьей 3 Закона Кемеровской области от 09.07.2012г. № 81-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» определены единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места.
Согласно части 2.1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичные мероприятия проводятся, как правило, в специально отведенных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (ч.1).
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (ч.2.2).
Статьей 2 Закона Кемеровской области от 09 июля 2012 года № 81-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» дополнительно к местам, установленным Федеральным законом, определены места, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается. Это места, в которых проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, в том числе вокзалы, аэропорты, торгово-развлекательные комплексы (центры), рынки, объекты спорта, в том числе спортивные сооружения, детские и образовательные учреждения, культовые, медицинские организации, а также относящиеся к ним обособленные территории, объекты и сооружения; здания, в которых располагаются культурные, развлекательные, просветительские центры (при проведении в них культурных и развлекательных мероприятий); тротуары, остановки транспорта общего пользования, детские и спортивные площадки, места, где проводятся мероприятия с участием детей; а также территории, непосредственно прилегающие к указанным в настоящей статье местам, объектам и автомобильным дорогам.
Проверяя законность оспариваемого отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в заявленное организатором время, с 12-00 до 15-00 часов, суд установил, что до подачи ФИО1 уведомления о запланированном публичном мероприятии, на 01.10.2017г запланировано проведение мероприятий на площади общественных мероприятий в городе Новокузнецке с участием детей и подростков с 12-00 до 21-00 часов, в связи с чем, организатору мероприятия по проведению митинга предложено изменить время публичного мероприятия.
Учитывая заявленное количество участников мероприятия (1500 человек), суд обоснованно сделал вывод о том, что проведение мероприятия в указанном месте с 12-00 до 15-00 часов было невозможным в силу прямого указания закона субъекта Российской Федерации. На основании этого суд пришел к выводу о том, что отказ администрации в согласовании проведения заявленного публичного мероприятия является законным.
Судебная коллегия находит данные выводы суда основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Суд также дал оценку тому, что в оспариваемом ответе организаторам мероприятия администрацией г.Новокузнецка было предложено изменить время его проведения, что соответствует требованиям ст.12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Отвергая доводы административного истца о том, что при проведении мероприятия в иное время не будет достигнута цель его проведения, судебная коллегия отмечает, что эти доводы никакими доказательствами не подтверждены.
Как указано выше, право субъекта Российской Федерации своим законом дополнительно определять места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, прямо установлено частью 2.2 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и неправильному толкованию норм материального права, не влекут отмену по существу правильного решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что судом при рассмотрении дела правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда обоснованны, соответствуют установленным обстоятельствам, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 27 сентября 2017 года- оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: