Судья Сат А.К. Дело № 33а-1360/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 03 октября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В.,
судей Баутдинова М.Т., Железняковой С.А.,
при секретаре Чимит Е.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. административное дело по административному исковому заявлению О. к Администрации муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» о признании отказа в изменении вида разрешенного использования земельных участков незаконным и обязании устранить допущенные нарушения по апелляционной жалобе административного истца на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 10 июля 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО7. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» о признании отказа в изменении вида разрешенного использования земельных участков незаконным и обязании устранить допущенные нарушения, указывая, что Администрация муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» (далее - Администрация) 16 апреля 2019 года отказала в изменении вида разрешенного использования земельных участков обосновав, что приоритет сохранения особо ценных земель, использование земельного участка для других целей не допускается, сокращение и истощение сельскохозяйственных земель может быть угрозой продовольственной безопасности России. Причины, по которым ей отказано, считает необоснованными и незаконными. Администрацией не приведены ссылки на нормативный правовой акт об отнесении земельных участков к особо ценным земельным участкам из категории земель сельскохозяйственного назначения. Участки учтены в государственном кадастре недвижимости с разрешенным видом использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Режим использования земель для ведения личного подсобного хозяйства подразумевает выращивание сельскохозяйственных культур для личного потребления. Администрацией в отказе не приведен перечень земель, использование которых для других целей не допускается, в который включены её земельные участка. Довод администрации о нарушении обеспечения национальной продовольственной безопасности при изменении вида разрешенного использования земельных участков считает несостоятельным, поскольку обеспечение продовольственной безопасности России обязанность Правительства Российской Федерации. Её земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет. Администрация, не проведя определенные законом процедуры, отказала в реализации её прав и свобод. Права и законные интересы ФИО1 нарушены отказом в изменении вида разрешенного использования земельных участков. Земельным законодательством в числе разрешенных видов использования земель сельскохозяйственного назначения значится дачное строительство (для садоводства). Просила признать отказ администрации муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» от 16 апреля 2019 года № в изменении вида разрешенного использования двадцати земельных участков, находящихся в её собственности с кадастровыми номерами №, находящихся в ** с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для садоводства» незаконным. Устранить нарушения прав законных интересов ФИО8. путем принятия Администрацией решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № находящихся ** с «ведения личного подсобного хозяйства» на вид разрешенного использования (назначения) земельных участков «для садоводства».
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 10 июля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением судьи, административный истец обратилась в Верховный Суд Республики Тыва с апелляционной жалобой, в которой просит решение судьи отменить. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что земельные участки истца сформированы, учтены в государственном кадастре недвижимости и находятся на праве собственности истца. В земельном законодательстве в числе разрешенных видов использования земель категории сельскохозяйственного назначения значится дачное строительство (с 1 января 2019 года – для садоводства) в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 01 сентября 2014 года № 540. Без перевода из одной категории земель в другую законом не запрещено изменение вида разрешенного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития. Вид разрешенного использования земельных участков истца – для ведения личного подсобного хозяйства. Данный вид использования в состав сельскохозяйственных угодий не входит. Сельскохозяйственные угодья – это пашни, сенокос, залежи, земли занятые многолетними насаждениями. Расположение земельных участков в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий, как указано в решении суда, противоречит действительности, поскольку вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства не входит в территориальную зону сельскохозяйственных угодий. Определение о принятии административного иска к производству, о подготовке дела к судебному разбирательству и назначении судебного заседания истцу вручено только 18 июля 2019 года, в день вручения мотивированного решения.
В возражении на апелляционную жалобу административный ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, указывая, что двадцать земельных участков, принадлежащие административному истцу, хотя и являются землями сельскохозяйственного назначения, но в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития не расположены. Таким образом, ссылка о противоречии решения суда п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ считает несостоятельной. Земельные участки с кадастровыми номерами с № включительно, являются землями сельскохозяйственного назначения, соответственно градостроительное зонирование не осуществляется и вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливается, в связи с чем, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, не могут иметь другой вид разрешенного использования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения - имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Как установлено судом, земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенные по ориентиру: **, принадлежат на праве собственности ФИО9
05 апреля 2019 года ФИО10. обратилась в Администрацию с заявлением о внесении изменений в вид разрешенного использования земельных участков с «ведения личного подсобного хозяйства» на «для садоводства».
Из ответа начальника земельных и имущественных отношений администрации муниципального района «Кызылский кожуун» отношений ФИО11. от 16 апреля 2019 года № следует, что на заявление за вх. № № от 10 апреля 2019 года об изменении вида разрешенного использования земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» на вид разрешенного использования «для садоводства» сообщается, что изменение земель сельскохозяйственного назначения на другой вид разрешенного пользования невозможно, поскольку в соответствии с п. 6 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является: приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий. На основании представленных свидетельств о государственной регистрации права установлено, что 20 земельных участков относятся к категории сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства. В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Статья 79 Земельного кодекса РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается. В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Согласно кадастровому паспорту земельных участков, земельные участки с кадастровыми номерами № расположены в кадастровом квартале №, дата внесения в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ года, почтовый адрес ориентира: **, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
Суд, принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований исходил из того, что земельные участки, в отношении которых оспаривается решение органа местного самоуправления, входят в состав земель, в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, и изменение существующего вида разрешенного использования спорного земельного участка на другой вид использования, в частности, для ведения садоводства и дачного строительства, посредством внесения органом местного самоуправления изменений в градостроительный регламент недопустимо, в связи с чем у Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» отсутствовали правовые основания для изменения вида разрешенного строительства.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается по следующим основаниям.
Использование земельных участков находится в непосредственной зависимости от категории земель, к которым отнесены данные земельные участки.
При этом вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен исключительно и только согласно той категории, к которой он отнесен, с учетом имеющихся ограничений.
Земельный участок заявителя для целей садоводства не предоставлялся, для земельного участка определен вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 2, ч. 3 ст. 36).
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья, которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (п. 4 ст. 79 Земельного кодекса РФ).
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для ведения садоводства в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов.
На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке ч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель для ведения сельского хозяйства в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что изменение вида разрешенного использования для ведения садоводства в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (земли населенных пунктов).
Изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья), без изменения категории земель, в составе которых данные участки находятся, противоречит приведенным нормам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что определение о принятии, подготовке и назначении судебного заседания административным истцом получено после проведения судебного заседания, не могут повлечь отмену состоявшегося судебного решения по делу, поскольку данное обстоятельство не влияет на правильность принятого решения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 10 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 октября 2019 года.
Председательствующий
Судьи