ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1363/2022 от 06.04.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0023-01-2021-000793-94

Дело № 33а-1363/2022 судья Кокарева Н.А. 2022 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 апреля 2022 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,

судей Сергуненко П.А. и Сельховой О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Алиевым М.Я.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сергуненко П.А.

административное дело по апелляционным жалобам Администрации Осташковского городского округа и Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа на решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 28 декабря 2021 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Осташковского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Осташковского городского округа, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа в части непринятия мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества: выявленного объекта культурного наследия «Церковь Богоматери Троеручицы, нач. ХХ в.».

Обязать Администрацию Осташковского городского округа, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа в срок до 01 июня 2022 года принять меры к постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйной недвижимой вещи выявленного объекта культурного наследия «Церковь Богоматери Троеручицы, нач. ХХ в.», расположенной по адресу: Тверская область Осташковский городской округ, район д. Троеручицы, а также в указанный срок сообщить суду и Осташковскому межрайонному прокурору об исполнении решения суда».

Судебная коллегия

установила:

Осташковский межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Осташковского городского округа Тверской области, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации Осташковского городского округа в части непринятия мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества выявленного объекта культурного наследия «Церковь Богоматери Троеручицы, начала XX века», расположенного по адресу: <данные изъяты>; обязать Администрацию Осташковского городского округа принять меры к постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйной недвижимой вещи выявленного объекта культурного наследия «Церковь Богоматери Троеручицы, начала XX века», расположенной по адресу: <данные изъяты>, в срок до 1 марта 2022 года.

Требования мотивированы тем, что Осташковской межрайонной прокуратурой в ходе проверки по обращению диакона АФ установлено, что в районе д. Троеручица Осташковского городского округа расположен выявленный объект культурного наследия «Церковь Богоматери Троеручицы, нач. XX в.». Объект культурного наследия находится в ветхом состоянии. Право собственности на объект не зарегистрировано, на кадастровом учете объект культурного наследия не состоит.

Согласно информации Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 4 августа 2021 года № 4250/02, «Церковь Богоматери Троеручицы, нач.ХХ в.» является выявленным объектом культурного наследия в соответствии с приказом Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области от 30 декабря 1999 года № 68. Сведения о собственнике указанного объекта культурного наследия в Главном управлении отсутствуют.

По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на объект «Церковь Богоматери Троеручицы, нач.ХХ в.» отсутствуют.

Таким образом, данный объект недвижимости не является ни государственной, ни муниципальной, ни частной собственностью и поскольку выявленный объект культурного наследия «Церковь Богоматери Троеручицы, нач.ХХ в.» является недвижимым имуществом, права на нее подлежат государственной регистрации.

Однако меры по постановке на учет в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйной недвижимой вещи указанного недвижимого имущества администрацией Осташковского городского округа не принимаются.

В целях устранения выявленных нарушений законодательства Осташковской межрайонной прокуратурой 21 мая 2021 года №526-2021 в адрес администрации Осташковского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства об объектах культурного наследия, о погребении и похоронном деле, в котором указывалось о необходимости принятия мер по постановке бесхозяйного объекта культурного наследия на государственный кадастровый учет.

Согласно ответу на представление от 12 августа 2021 года №4737-14 в отношении объекта «Церковь Богоматери Троеручицы, нач.ХХ в.» администрацией Осташковского городского округа направлен запрос в адрес Главного управления по государственной охране культурного наследия Тверской области о предоставлении информации о статусе указанного объекта и его принадлежности.

Указано, что отсутствие собственника выявленного объекта культурного наследия влечет за собой невозможность финансирования деятельности по его содержанию и ремонту, способствует в дальнейшем его утрате для будущих поколений и нарушает права неопределенного круга лиц на сохранность объектов культурного наследия и доступ к ним, гарантированные ст. 7 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Полагает бездействие Администрации Осташковского городского округа, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйного объекта, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления администрацией Осташковского городского округа обязанности, вытекающей из положений ст.225 ГК РФ, ст. 16 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №Ш-Ф3 от 06.10.2003 года.

Поскольку указанный объект культурного наследия расположен в административных границах муниципального образования Осташковский городской округ, необращение административного ответчика -Администрации Осташковского городского округа, обязанного осуществлять мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи на территории муниципального образования, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии объектов недвижимого имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, установленной законом.

Определением суда от 21 октября 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа.

Определением суда от 22 ноября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Главное Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, Тверская и ФИО1 Епархия Русской православной церкви Московского патриархата.

Определением суда от 07 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Территориальное управление Росимущества в Тверской области.

В суде первой инстанции помощник Осташковского межрайонного прокурора Волощук Е. В. заявленные требования поддержала по указанным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика Администрации Осташковского городского округа по доверенности ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

В отзыве на иск представитель Главного Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области по доверенности ФИО3 поддержал требования прокурора.

Представитель Тверской и Кашинской Епархии Русской православной церкви Московского патриархата по доверенности ФИО4 просил в удовлетворении требований прокурора отказать, ссылаясь на обращение Местной религиозной организации православный Приход церкви «Введения во храм Пресвятой Богородицы» д. Кравотынь Осташковского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в Территориальное управление Росимущества в Тверской области с заявлением о передаче объекта «Церковь Богоматери Троеручицы, нач.ХХ в.» в безвозмездное пользование в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционных жалобах Администрации Осташковского городского округа и Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований. Указано, что в настоящий момент в соответствии со
статьей 7 Федерального закона от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного значения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», ТУ Росимущества в Тверской области проводится процедура по передаче объекта культурного наследия «Церковь Богоматери Троеручицы, нач. XX в.» в безвозмездное пользование Местной религиозной организации православный Приход церкви «Введения во храм Пресвятой Богородицы», д. Кравотынь Осташковского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), основания для возложения на административных ответчиков обязанности принять меры к постановке на учет как бесхозяйной недвижимой вещи вышеуказанного объекта, отсутствуют.

На основании постановления Главы МО «Осташковский район» № 152 от 17.02.2006 «О предоставлении в собственность единых землепользований ОАО «КДСП «Селигер», постановления № 296 от 16.03.2006 «О внесении дополнений и изменений в постановление главы МО «Осташковский район» №152 от 17.02.2006 прекращено право бессрочного (постоянного) пользования кооператива «Селигер» на единое землепользование площадью 2597,64 га по адресу: Осташковский район, Тверская область (свидетельство на право собственность на землю, пожизненно наследуемое владение, бессрочного (постоянного) пользования землей №172 от 13.01.1993) и предоставлено в собственность за плату ОАО КДСП «Селигер» из земель сельскохозяйственного назначения: единое землепользование с кадастровым номером <данные изъяты>, находящиеся по адресу: <данные изъяты> для сельскохозяйственного производства (под постройками), площадью <данные изъяты> га, для использования в целях сельскохозяйственного производства. 21 июня 2006 г. администрацией заключен договор купли-продажи единых землепользований ОАО КДСП «Селигер».

В дальнейшем из указанных земельных участков в результате выдела образованы земельные участки с кадастровыми номерами №№ <данные изъяты>

Однако судом первой инстанции ООО «КДСП «Селигер», являющееся собственником земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, на которых расположен объект культурного наследия «Церковь Богоматери Троеручицы, нач. ХХ в.», права и законные интересы которого затрагиваются вынесенным решением, не привлечено к участию в деле, что свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права в части разрешения дела о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Установленный факт расположения объекта культурного наследия на земельном участке, находящемся в частной собственности, делает невозможным исполнение решения суда в части постановки на государственный кадастровый учет объекта культурного наследия «Церковь Богоматери Троеручицы, начала ХХ в.» как бесхозяйной недвижимой вещи.

В письменных возражениях Осташковского межрайонного прокурора Тверской области на апелляционные жалобы выражается несогласие с их доводами, содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционных жалоб без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции прокурор Обиход И.Д. полагал решение суда законным и обоснованным, просил судебный акт оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Иные участвующие в деле лица о дне и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что информация о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заблаговременно в установленный законом срок, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобы, выслушав прокурора Обиход И.Д., оценив законность и обоснованность постановленного судебного акта, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Судебный акт подлежит безусловной отмене апелляционным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 2 статьи 310 КАС РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в районе д. Троеручица Осташковского городского округа Тверской области расположен выявленный объект культурного наследия «Церковь Богоматери Троеручицы, нач. XX в.». Согласно информации Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 04.08.2021 №4250/02 «Церковь Богоматери Троеручицы, нач. ХХ в.» является выявленным объектом культурного наследия Тверской области согласно приказу Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области № 68 от 30.12.1999.

Собственник указанного недвижимого имущества в виде объекта историко-культурного наследия Тверской области «Церковь Богоматери Троеручицы, нач.ХХ в.» отсутствует, что подтверждается вышеуказанным письмом Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, списком вновь выявленных памятников истории и культуры Тверской области, утвержденным Приказом Комитета по охране историко-культурного наследия №68 от 30 декабря 1999 года, в перечне которого указана «Церковь Богоматери Троеручицы нач. ХХ в.»; паспортом памятника «Церковь Богоматери Троеручицы, нач.ХХ в.»; уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений <данные изъяты> от 17 сентября 2021 года; письмом Канцелярии Митрополита Тверского и Кашинского в адрес Прокуратуры Тверской области от 21 апреля 2021 года.

21 мая 2021 года в целях устранения выявленных нарушений законодательства Осташковской межрайонной прокуратурой в адрес администрации Осташковского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства об объектах культурного наследия, о погребении и похоронном деле, в котором указывалось о необходимости принятия мер по постановке бесхозяйного объекта культурного наследия на государственный кадастровый учет.

По результатам рассмотрения представления 12 августа 2021 года в адрес прокуратуры представлен ответ за № 4737-14, из которого следует, что в отношении объекта «Церковь Богоматери Троеручицы, нач. ХХ в.» администрацией Осташковского городского округа направлен запрос в адрес Главного управления по государственной охране культурного наследия Тверской области о предоставлении информации о статусе указанного объекта и его принадлежности, однако доказательств совершения органом местного самоуправления действий, направленных на фактическое исполнение представления, административными ответчиками не представлено.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что на территории Осташковского городского округа Тверской области расположен объект культурного наследия Тверской области «Церковь Богоматери Троеручицы, нач. ХХ в.», не имеющий собственника, т.е. являющийся бесхозяйным, и исходя из того, что в силу закона орган местного самоуправления, на территории которого расположен бесхозяйный объект культурного наследия, обязан инициировать его постановку на учет с целью определения его дальнейшего собственника, однако мер, направленных на постановку данного объекта культурного наследия на учет регистрирующим органом, административный ответчик не предпринимает, пришел к выводу о наличии со стороны администрации незаконного бездействия, возложив обязанность по совершению действий по постановке объекта культурного наследия на соответствующий учет в регистрирующем органе.

Не согласиться с указанными выводами судебная коллегия оснований не усматривает.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), статья 4 которого в зависимости от значения объектов культурного наследия разделяет их на объекты федерального, регионального и местного значения.

Согласно абзаца четвертого преамбулы Федерального закона № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в числе прочего, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (пункт 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ).

По сообщению Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 22.02.2022 № 01-02/1792-ИЖ, в реестре имущества, находящегося в государственной собственности Тверской области, объект культурного наследия «Церковь Богоматери Троеручицы, нач. XX в.», расположенный по адресу: Тверская область, Осташковский городской округ, погост Троерушный, не учитывается, основания регистрации права собственности Тверской области отсутствуют.

По сообщению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом от 30.12.2021 № 07/46376 Управление имущества государственной казны Росимущеетва (далее - Управление) рассмотрело письмо ТУ Росимущеетва в Тверской области от 20.12.2021 № 69-ЛА-03 5883 с просьбой о направлении разъяснений о целесообразности включения выявленного объекта культурного наследия «Церковь Богоматери Троеручицьт. нач. XX в.», расположенного по адресу; Тверская область, Осташковский городской округ, погост Троерушный (далее - Объект) в Реестр федерального имущества и необходимости проведения на нем противоаварийных работ, в связи с обращением местной религиозной организации «Православный приход Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы д. Кравотынь Осташковского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» (далее -Религиозная организация) о передаче ей в безвозмездное пользование Объекта, и сообщает. Как следует из указанного письма ТУ Росимущества в Тверской области, объект не поставлен на государственный кадастровый учет, не включен в Реестр федерального имущества, не используется, не охраняется и находится в неудовлетворительном техническом состоянии. В соответствии с п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» исключительно к собственности Российской Федерации относятся объекты культурного наследия федерального значения.

В перечнях объектов культурного наследия, указанных в приложениях к Постановлениям Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» и от 04.12.1974 № 624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», а также в приложении к Указу Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения», Объект отсутствует, в связи с чем не является объектом, относящимися к федеральной собственности.

Приказом Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области № 68 от 30.12.1999 Объект включен в список выявленных объектов культурного наследия Тверской области.

В связи с тем, что выявленные объекты культурного наследия не относятся исключительно к собственности Российской Федерации, основания по учету Объекта в Реестре федерального имущества в настоящее время не усматриваются.

Учитывая изложенное, Управление полагает целесообразным рекомендовать проработать вопрос по оформлению имущественных прав на Объект с Правительством Тверской области и органами местного самоуправления, в том числе в целях дальнейшей их передачи Религиозной организации.

С учетом изложенного, материалов дела, установив, что право собственности на спорный объект культурного наследия не зарегистрировано, а земельный участок под объектом культурного наследия передан в составе земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в собственность ОАО КДСП «Селигер» из земель сельскохозяйственного назначения, для использования в целях сельскохозяйственного производства, суд пришел к верному выводу об обязании Администрации Осташковского городского округа, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа в срок до 01 июня 2022 года принять меры к постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйной недвижимой вещи выявленного объекта культурного наследия «Церковь Богоматери Троеручицы, нач. ХХ в.», расположенной по адресу: <данные изъяты>, что соответствует требованиям действующего законодательства, отвечает основным задачам по государственной охране объектов культурного наследия.

Доводы апелляционных жалоб о не привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО (ОАО) «КДСП «Селигер», чем нарушены нормы процессуального права, судебной коллегией отклоняются, поскольку применительно к статье 47 КАС РФ Общество не является заинтересованным лицом, так как состоявшимся судебным актом не разрешены какие-либо его права и не возложена обязанность в отношении него.

При этом в силу ст. 3.1 Закона № 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с названной статьей (пункт 1).

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц (пункт 2).

В соответствии с пунктом 13 статьи 18 Закона № 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр.

Как следует из пункта 3 статьи 15 названного закона, в реестре содержатся не только сведения об объектах культурного наследия, но и об их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия. Указанные сведения являются основными источниками информации при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 16.1 Закона № 73-ФЗ выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с Законом № 73-ФЗ до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона № 73-ФЗ после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.

На основании пункта 11 статьи 18 Закона N 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе принять решение об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в реестр, в том числе, в связи с отрицательным заключением государственной историко-культурной экспертизы.

Поскольку до настоящего времени вопрос о включении выявленного объекта культурного наследия «Церковь Богоматери Троеручицы, нач. ХХ в.» в реестр не рассматривался, а выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране, требования прокурора обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.

Согласно 13 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно части 3 статьи 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу пункта 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 (далее - Порядка), на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В соответствии с пунктом 5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, постановка бесхозяйного объекта на учет не наделяет орган местного самоуправления правами собственника в отношении данного объекта, а имеет своей целью определение его собственника в установленном законом порядке и процедуре.

Более того, как верно отметил суд первой инстанции, принятие и исполнение судебного решения по заявленным прокурором требованиям будет способствовать юридическому оформлению прав на спорный объект, в частности религиозной организацией Обращение Местной религиозной организации православный Приход церкви «Введения во храм Пресвятой Богородицы» д.Кравотынь Осташковского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) обратившейся в Территориальное управление Росимущества в Тверской области с заявлением о передаче объекта «Церковь Богоматери Троеручицы, нач.ХХ в.» в безвозмездное пользование в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» обратившейся.

Доводы апелляционных жалоб о незаконности обжалуемого судебного акта по мотиву проведения ТУ Росимущества в Тверской области процедуры по передаче объекта культурного наследия «Церковь Богоматери Троеручицы, нач. XX в.» в безвозмездное пользование Местной религиозной организации православный Приход церкви «Введения во храм Пресвятой Богородицы», д. Кравотынь Осташковского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), являются несостоятельными.

По сообщению ТУ Росимущества по Тверской области от 05.04.2022 <данные изъяты>-р, 06.12.2021 в адрес Территориального управления поступило обращение Местной религиозной организации православный Приход церкви «Введения во храм Пресвятой Богородицы» д. Кравотынь Осташковского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) по вопросу передачи в безвозмездное пользование объекта недвижимости: Церковь Богоматери Троеручицы, нач. XX в., расположенного по адресу: Тверская область, Осташковский городской округ, погост Троерушный (далее - Объект). Вышеуказанное имущество является выявленным объектом культурного наследия. По состоянию на текущую дату в реестр федерального имущества, ведение которого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» осуществляет Территориальное управление, Объект не включен. Техническая инвентаризация, постановка на кадастровый учет не проводились.

Письмом от 10.12.2021 <данные изъяты> Территориальное управление сообщило о том, что принятие положительного решения по данному вопросу возможно после проведения мероприятий, направленных на осуществление кадастровых работ и регистрацию прав федеральной собственности на вышеуказанный Объект.

Доводы апелляционных жалоб не могут быть положены в основу отмены судебного решения, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия со сделанной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого судебного решения.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 28 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Осташковского городского округа и Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи