ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1366/18 от 11.12.2018 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Зацепина А.Н. дело № 33а-1366/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 11 декабря 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Фомина М.В.,

судей Строчкиной Е.А. и Болотовой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Пика А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Дроздовой А.Ф.

на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 03 сентября 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению собственников жилых помещений МКД № 58 по ул. Грибоедова в городе Ессентуки Дроздовой Анны Федоровны, Кондрацовой Нины Игоревны, Колтунова Евгения Николаевича к администрации города Ессентуки Ставропольского края об оспаривании решении органа местного самоуправления,

заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

собственники жилых помещений МКД № 58 по ул. Грибоедова в городе Ессентуки Дроздова А.Ф., Кондрацова Н.И., Колтунов Е.Е. обратились в суд с настоящим административным иском к администрации города Ессентуки Ставропольского края, указав, что в январе 2016 года они, собственники помещении многоквартирного жилого дома № 58 по ул. Грибоедова в городе Ессентуки, обращались в администрацию города Ессентуки с заявлением об уведомлении их о решении органа местного самоуправления, в соответствии с которым для дома № 58 по ул. Грибоедова в городе Ессентуки был избран способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора, направлении нам копии этого решения, об отмене этого решения в случае его существования, созыве собственников дома № 58 по ул. Грибоедова в городе Ессентуки и проведении общего собрания с повесткой о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.

28.05.2018 года в администрацию города Ессентуки ими было направлено заявление с просьбой предоставить документы в отношении их МКД, свидетельствующие о проведении с момента ввода дома в эксплуатацию текущих и капитальных ремонтов. Ответа на их заявления вновь не поступило, в связи, с чем они вынуждены были явиться в Общий отдел администрации и потребовать ответ. Только 03.07.2018 года в общем отделе им выдали копию ответа, датированного 27.06.2018 года № 976/1086-К с приложением копии Постановления администрации города Ессентуки от 22.12.2014 года № 3147, на основании которого МКД включен в список домов, для формирования фонда капитального ремонта на счету регионального оператора.

Считают, что постановление администрации города Ессентуки от 22.12.2014 года № 3147 в части, касающейся включения МКД № 58 по ул. Грибоедова в городе Ессентуки в список домов, для формирования фонда капитального ремонта на счету регионального оператора, издано органом местного самоуправления в нарушение закона, создает препятствия к осуществлению собственниками жилых помещений дома прав, связанных с избранным способом управления домом и незаконно возлагает на собственников обязанность по уплате взносов и пени.

Уточнив требования, просили признать действия органа местного самоуправления - администрации города Ессентуки по включению дома № 58 по ул. Грибоедова в городе Ессентуки в Перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, утвержденный Постановлением администрации города Ессентуки от 22.12.2014 года № 3147 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора», незаконными.

Признать Постановление администрации города Ессентуки от 22.12.2014 года № 3147 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» в части включения дома № 58 по ул. Грибоедова в городе Ессентуки в Перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора не влекущим правовых последствий с момента издания.

Признать незаконным и недействующим с момента его принятия Постановление администрации города Ессентуки от 15.09.2016 года № 1589 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» в части включения дома № 58 по ул. Грибоедова в городе Ессентуки в Перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Обязать ответчика по настоящему административному иску исключить из Перечня домов, утвержденного постановлением администрации города Ессентуки от 15.09.2016 года № 1589 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» дом № 58 по ул. Грибоедова в городе Ессентуки.

Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 03 сентября 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

С решением суда не согласилась Дроздова А.Ф. и подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Считает ошибочным вывод суда о пропуске срока на обращение в суд, поскольку об обжалуемом постановлении ей стало известно 03.07.2018 года. Вывод суда о том, что она была надлежащим образом проинформирована через средства массовой информации об обжалуемом акте органа местного самоуправления, не может быть признан правомерным, поскольку в силу возраста и состояния здоровья она не могла получить эту информацию из периодических изданий и иных информационных ресурсов.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города ессентуки по доверенности Гамаюнова О.А., а также представитель НО СК «Фонд капитального ремонта по доверенности Сагайдаков С.С. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Судебная коллегия на основании статей 150, 152, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения суда не находит.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Из материалов дела следует, что административные истцы Дроздова А.Ф., Кондрацова Н.И. и Колтунов Е.Н. являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме № 58 по ул. Грибоедова в городе Ессентуки, управление которым осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственником МКД от 26.11.2006 года.

22.08.2015 года общим собранием собственников помещений в указанном жилом доме принято решение, оформленное протоколом б/н от 22.08.2015 года, о выборе способа формирования фонда капитального ремонта путем размещения денежных средств на специальном счете, также выбрана кредитная организация, в которой будет открыт такой счет, - ПАО «Сбербанк России».

Постановлением администрации города Ессентуки от 22.12.2014 года № 3147 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» многоквартирный жилой дом № 58 по ул. Грибоедова в городе Ессентуки включен в Перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Данное постановление утратило силу в связи с принятием администрацией города Ессентуки постановления от 15.09.2016 года № 1589 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, применив нормы Жилищного кодекса РФ, исходил из того, что принятие администрацией города Ессентуки решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении спорного дома № 58 по ул. Грибоедова в городе Ессентуки на счете регионального оператора соответствует требованиям закона и не нарушает прав и законных интересов истцов.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, находя их верными.

Федеральным законом от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» Жилищный кодекс РФ был дополнен разделом «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

Думой Ставропольского края от 27 июня 2013 года принят Закон Ставропольского края № 57-кз, устанавливающий правовые основы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ставропольского края и согласно которому, собственники помещений в многоквартирном доме принимают и реализуют решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта в течении пяти месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном порядке региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда его капитального ремонта.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 29.05.2014 года № 225-п принята региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы», действующая с 11.06.2014 года.

Судом установлено, что многоквартирный дом № 58 по ул. Грибоедова в городе Ессентуки включен в региональную программу, следовательно, у собственников помещений дома возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в рамках региональной программы капитального ремонта.

Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;

перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (часть 5 указанной статьи).

Из смысла указанной нормы права следует, что реализация решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта предполагает не только открытие специального счета, на котором будут аккумулироваться денежные средства собственников жилых помещений многоквартирного дома, уплачиваемых ими в фонд капитального ремонта, но и направление уведомления о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ.

При этом, согласно части 5 статьи 170 Жилищного кодекса РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В силу части 7 статьи 170 Жилищного кодекса РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Конституционный Суд РФ применительно к такому случаю в постановлении от 12 апреля 2016 года № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы», указал на то, что по смыслу приведенных законоположений, принятие органом местного самоуправления такого решения возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома

В данном случае принятие собственниками МКД № 58 решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете имели место за пределами установленного срока. Уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта в установленный законом срок компетентному органу не направлено, доказательств обратному в материалы дела не представлено.

Факт того, что собственники помещений в спорном доме приняли соответствующее решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не является основанием для признания оспариваемых действий администрации города Ессентуки по включению спорного МКД в Перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, равно как недействующим с момента принятия оспариваемого постановления № 1589 поскольку решения собрания собственников помещений многоквартирного дома должны приниматься и исполняться в соответствии с положениями закона.

Частью 1 статьи 173 ЖК РФ установлено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Принимая во внимание вышеперечисленные обстоятельства в совокупности и оценив их по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований

Кроме того, судом верно указано на пропуск административными истцами срока для обращения в суд, поскольку обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Таких доказательств по делу не установлено.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, свободу поиска, получения, передачи и распространения информации (пункты 1 и 3 статьи 4).

В соответствии с Законом о местном самоуправлении нормативные правовые акты муниципальных образований вступают в силу после их официального опубликования (часть 8 статьи 44, часть 2 статьи 47 Закона о местном самоуправлении).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3 статьи 47 Закона о местном самоуправлении).

Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться (абзацы 2, 3 части 2 статьи 47 Закона о местном самоуправлении).

Таким образом, законодателем закреплен порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, не предусматривающий доведение до сведения каждого жителя муниципального образования нормативных актов, принимаемых органом местного самоуправления.

При рассмотрении дела судом установлено, что постановление администрации города Ессентуки от 15.09.2016 года № 1589 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» опубликовано в общественно-политической газете «Ессентукская панорама» (выпуск № 27 от 22.09.2016 года) и вступило в силу. В электронной форме газета размещена на официальном сайте администрации города Ессентуки и Думы города Ессентуки и доступна для неограниченного круга лиц.

При указанных обстоятельствах вывод суда о том, что после официального опубликования оспариваемого постановления никаких обстоятельств, затрудняющих получение информации о нем и обращение с административным исковым заявлением в суд в установленные законом сроки, у административных истцов не имелось, судебная коллегия находит верным.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы судебного решения, оснований для признания их ошибочными не имеется.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 03 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи