Судья Собещанская Н.В. | Дело № 33а-1366/2022 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 1 марта 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В.,
судей Холодной Е.И., Хожаиновой О.В.,
при секретаре Степановой К.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1549/2021 по административному исковому заявлению Поплавского Е.А. к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Павловой С.А., государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Сулейманову Б.М., Симферопольскому городскому управлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решения незаконным, обязании совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе представителя Поплавского Е.А, – Лапехина А.А. на решение Сакского районного суда Республики Крым от 6 июля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
административный истец Поплавский Е.А. обратился в Сакский районный суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ центрального аппарата Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости: блок жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, отражённый в уведомлении от 25 марта 2021 года № КУВД-001/2020-28074792/3; возложить обязанность на центральный аппарат Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав в отношении объекта недвижимости: блок жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, за правообладателем Поплавским Е.А.
Требования мотивированы тем, что 9 декабря 2020 года административный истец обратился с заявлением к административному ответчику о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости: блок жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Поплавскому Е.А. на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 24 октября 2017 года. Однако государственная регистрация права была приостановлена и в дальнейшем отказано в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав на спорный объект недвижимости. Считает отказ незаконным, не соответствующим требованиям действующего законодательства, нарушающим права и законные интересы административного истца.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 6 июля 2021 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, представителем Поплавского Е.А. – Лапехиным А.А. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Сакского районного суда Республики Крым от 6 июля 2021 года отменить, и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 24 октября 2017 года Поплавский Е.А. является собственником, в порядке наследования после смерти ФИО8, умершей ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, площадью 67,4 кв.м.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются Выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 30 октября 2017 года, а также от 21 мая 2021 года, представленного по запросу районного суда Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
9 декабря 2020 года Поплавский Е.А. подал в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г. Евпатория заявление о государственном учёте недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество № MFC-0684/2020-321110-1, с которым были представлены также технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершённого строительства от 3 ноября 2020 года № б/н ФИО9, свидетельство о праве на наследство по завещанию от 24 октября 2017 года № 0960162 82АА ФИО10, квитанцию от 9 декабря 2020 года на сумму 2000 рублей.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются копией описи документов, принятых для оказания государственных услуг объекта недвижимости, а также материалами регистрационного дела.
25 декабря 2020 года государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Павловой С.А. по результатам рассмотрения заявления Поплавского Е.А. от 9 декабря 2020 года № КУВД-001/2020-28074792, вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», срок приостановления – до 25 марта 2021 года.
В обоснование приостановления указано, что с заявлением о регистрации права собственности на здание, назначение – жилое, представлен технический план, подготовленный в связи с созданием здания, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно заключению кадастрового инженера образуемое здание представляет из себя блок жилого дома, который ранее был квартирой. При этом, исходя из содержания положений Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено образование в многоквартирном доме жилого блока.
Указано, что в нарушение части 8 статьи 24, частей 1, 4 статьи 71 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», пунктов 20 и 27 Требований к подготовке технического плана, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953, в составе приложения технического плана здания/сооружения отсутствует проектная документация либо технический паспорт здания/сооружения, изготовленный до 1 марта 2013 года, либо в случае отсутствия таких документов акт о приёмке в эксплуатацию объекта недвижимости, на основании которых сведения об объекте недвижимости могут быть указаны в техническом плане, и в разделе «Исходные данные» отсутствуют реквизиты одного из таких документов.
Также в уведомлении сообщено, что в соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» отсутствуют сведения в Едином государственном реестре недвижимости о праве заявителя на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости.
Помимо того, в уведомлении отражено, что в соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в предоставленном техническом плане указано не на здание, из которого образован объект недвижимости, а на помещение с кадастровым номером 90:11:150101:3017.
Поплавским Е.А., во исполнение уведомления о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав от 25 декабря 2020 года, направлено заявление о предоставлении дополнительных документов – технического заключения № 371-12-20-ТЗ о возможности раздела жилого дома и признание его домом блокированной застройки, а также сообщено о подаче вторым собственником недвижимого имущества ФИО11 заявления о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав в отношении блока жилого <адрес>, расположенного в жилом <адрес>.
Согласно тексту вышеуказанного технического заключения данное домовладение состоит из <адрес>, имеет общую площадь 112.3 кв.м, жилую – 4,1 кв.м.
Однако, согласно представленной копии технического паспорта на <адрес> жилом <адрес>а Республики Крым от 3 ноября 2014 года следует, что в домовладении самовольно произведены строительные работы по увеличению площади литера «а», а также перепланировки <адрес>, собственником которой является ФИО11, второй совладелец домовладения.
8 февраля 2021 года государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, по результатам рассмотрения заявления Поплавского Е.А. от 5 февраля 2021 года и предоставленных к нему документов, принято уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав.
Уведомлением государственного регистратора Сулейманова Б.М. от 25 марта 2021 года № КУВД-001/2020-28074792/1 отказано в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав, в связи с истечением срока приостановления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, неустранением приведённых в уведомлении о приостановлении от 25 декабря 2020 года причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие разрешительных документов на проведение реконструкции, отсутствие правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на земельный участок на имя административного истца, а также соглашения о разделе жилого дома, свидетельствует о том, что представленный технический план здания не соответствовал требованиям, утверждённым Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2015 года № 953, и не мог послужить основанием для государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права Поплавского Е.А. на объект недвижимости.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, подлежащего такому учёту, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу части 7 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершённого строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землёй, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершённые в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); (пункт 2, 7 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав, перечислен в части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит, в частности должны быть представлены документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Государственная регистрация прав приостанавливается по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Если причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного Закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственной регистрации права отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
На основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Требования к подготовке технического плана, в том числе документы, на основании которых технический план может быть подготовлен, установлены статьёй 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», форма технического плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к её подготовке, состава содержащихся в ней сведений».
Согласно пункту 2 Требований № 953 технический план помещения составляется в отношении помещения (в том числе представляющего собой совокупность нескольких смежных изолированных и (или) обособленных помещений, которые в том числе могут располагаться на нескольких смежных этажах здания либо сооружения один над другим и имеют доступ друг к другу без использования иных помещений в таком здании либо сооружении), при этом такое помещение должно быть в соответствии с законодательством Российской Федерации изолировано и (или) обособленно от других помещений в здании или сооружении и иметь возможность впоследствии быть самостоятельным предметом гражданского оборота.
Пунктом 20 Требований № 953 установлен перечень документов, на основания которых может быть подготовлен технический план, в частности, такими документами в соответствующих случаях являются проектная документация, документ, подтверждающий техническую приёмку объекта в эксплуатацию, декларация об объекте недвижимости, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, технический паспорт объекта недвижимости, изготовленный до 1 января 2013 года, разрешение на строительство, проект перепланировки и акт приёмочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки жилого помещения, копия договора долевого строительства, содержащего описание помещения, машино-места, акт приёма-передачи готового помещения, машино-места.
Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Минэкономразвития России от 14 апреля 2015 года № Д23и-1578 «О государственном кадастровом учёте изменений помещений в результате перепланировки, реконструкции» о том, что в случае подготовки технического плана помещений, конфигурация которых изменена в результате перепланировки, в том числе в результате объединения помещений, изменения их границ или раздела помещений, такой технический план составляется на основании оформленных в установленном жилищным законодательством порядке проекта перепланировки помещения(й), документа, подтверждающего принятие решения о согласовании перепланировки, и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки. При этом площадь перепланированных помещений указывается в соответствии с перечисленными документами, копии указанных документов включаются в приложение технического плана, если в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия площади помещения, указанной в документах, на основании которых подготовлен технический план, и площади помещения.
В пункте 27 Требований № 953 указано, что в реквизите «1» раздела «Исходные данные» указываются реквизиты документов, на основании которых подготовлен технический план, а также документов, использованных при подготовке технического плана. Первыми указываются сведения о документах, на основании которых подготовлен технический план.
В случае если при подготовке технического плана использовались картографические материалы, в графе «3» реквизита «1» раздела «Исходные данные» в отношении соответствующего картографического произведения указываются: вид (наименование), масштаб, форма, дата его создания, дата последнего обновления (при наличии).
Согласно представленной копии технического плана здания от 3 ноября 2020 года, он составлен в отношении объекта недвижимости расположенного по адресу: <адрес>, год постройки 1952, общая площадь 79,6 кв.м.
Согласно заключению кадастрового инженера, отражённого в вышеуказанном техническом плане, он подготовлен в связи с созданием здания, расположенного по адресу: <адрес>.
Указано, что образуемое здание представляет из себя блок жилого дома.
Кроме того, согласно техническому заключению ООО «Крым-Проект» от 2020 года № 371-12-20-ТЗ о разделе жилого дома и признания его блокированной застройкой по адресу: <адрес>, указано что «при обследовании установлено, что возможно выполнить раздел помещений жилого дома и двух блоков, при этом проведение каких-либо строительно-монтажных работ по реконструкции либо по переустройству жилого дома для образования блоков № 1 и № 2 не требуется».
Судом установлено, что <адрес> расположена в здании по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 90:11:150101:1959, указанное здание поставлено на кадастровый учёт как многоквартирный дом общей площадью 112,3 кв.м., таким образом, государственным регистратором правомерно указано на то, что в данном случае необходимо предоставить технический план на раздел здания, а не в связи с созданием здания.
Также в техническом плане здания от 3 ноября 2020 года, в заключении кадастрового инженера указано, что основанием для подготовки технического плана является декларация об объекте недвижимости, приложенная к техническому плану.
Согласно пункту 5 Приказа Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нём сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к её подготовке, состава содержащихся в ней сведений» в состав Декларации включаются следующие реквизиты, в том числе, «правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)».
Государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершённого строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учётом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи (часть 1 статьи 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав на объект незавершённого строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершённого строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершённого строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута (часть 10 статьи 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости право административного истца на земельный участок, расположенный под квартирой №<адрес>, не зарегистрировано.
К основным сведениям согласно части 4 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» вносятся, в частности, кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершённого строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната) (пункт 8).
Согласно пункту 21 части 5 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества относится адрес объекта недвижимости (при его наличии).
Согласно статье 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» указанные сведения об объекте недвижимости содержатся в техническом плане, который состоит из графической и текстовой частей и представляет собой документ, в котором воспроизведены определённые сведения, подлежащие внесению в Единый государственный реестр недвижимости, необходимые для государственного кадастрового учёта такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Согласно пункту 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Из указанного следует, что обособленная часть жилого дома является самостоятельным видом объекта недвижимости, подлежащего кадастровому учёту.
Таким образом, для осуществления кадастрового учёта изолированной (обособленной) части жилого дома, возникшей в результате раздела жилого дома, стоящего на кадастровом учёте, государственному регистратору необходимо внести в Единый государственный реестр недвижимости основные и дополнительные сведения о таком объекте недвижимости, которые в упорядоченном виде представляются в орган регистрации прав в виде технического плана. В соответствии с требованиями части 1 статьи 41 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости. При обращении в регистрирующий орган, как следует из представленных доказательств, технический план был представлен только в отношении одного из вновь образованных объектов, в отношении здания в целом технический план не был представлен.
Судебная коллегия приходит к выводу, что государственный регистратор, приостанавливая и в дальнейшем отказывая Поплавскому Е.А. в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права собственности на заявленный объект действовал в рамках предоставленных полномочий.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации недвижимого имущества и постановке на кадастровый учёт, судом первой инстанции обоснованно признан законным, у административного ответчика для принятия этого решения имелись законные основания.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену правильного по сути решения.
С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 6 июля 2021 года по административному делу №2а-1549/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Поплавского Е.А, – Лапехина А.А, – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий | Л.А-В. Юсупова |
Судьи | Е.И. Холодная |
О.В. Хожаинова |