Судья Кудрякова Л.И. Дело № 33А–13717
Докладчик Шалагина О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 декабря 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда
в составе:
председательствующего Шалагиной О.В.,
судей Пронченко И.Е., Никулиной И.А.,
при секретаре Давыдовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. административное дело по апелляционным жалобам ФИО1, Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения на решение Крапивинского районного суда Кемеровской области от 5 октября 2017 года по делу по административному иску прокурора Крапивинского района к Совету народных депутатов Крапивинского городского поселения, депутату СНД Крапивинского городского поселения ФИО1 о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и прекращении полномочий депутата,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Крапивинского района обратился в суд с административным иском к Совету народных депутатов Крапивинского городского поселения, депутату СНД Крапивинского городского поселения ФИО1 о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и прекращении полномочий депутата.
Требования мотивированы тем, что в ходе осуществления надзорной деятельности прокуратурой Крапивинского района Кемеровской области проведен мониторинг размещения на официальном сайте администрации Крапивинского городского поселения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных депутатами Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения, за период с 01 января 2016г. по 31 декабря 2016г.
В ходе мониторинга в отношении депутата ФИО1 установлено, что в разделе 2 «сведения об имуществе» им указано, что у него отсутствует в собственности или в пользовании какие-либо недвижимое имущество. Данные сведения противоречат сведениям, указанным ФИО1 в подразделе 3.1. и 6.1., где указан адрес места регистрации депутата: <адрес>.
Согласно Методических рекомендаций Минтруда России от 26.12.2016г. № 18-2/10/В-9843 по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующих форм справки для использования в ходе декларационной компании 2017 года (за отчетный 2016г.) необходимо указывать все объекты недвижимого имущества, принадлежащие служащему (работнику), члену семьи на праве собственности, независимо от того, когда они были приобретены, в каком регионе Российской Федерации или в каком государстве зарегистрированы.
Необходимо было заблаговременно проверить наличие и достоверность документов о праве собственности и/или выписки из ЕГРП (п.69). Также необходимо указать имущество, которое находится в пользовании служащего. В случае отсутствия сведений о недвижимом имуществе это может свидетельствовать об отсутствии у гражданина определенного места жительства. Указанные требования к сведениям депутатом ФИО1 не учтены, в результате чего сведения являются недостоверными.
29.06.2017г. прокуратурой вынесено представление в адрес ответчика об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованием об устранении выявленных нарушений.
19.07.2017г. на 28-ой сессии Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения представление прокурора было рассмотрено, но вопрос о прекращении полномочий депутата ФИО1 отложен на 29-ю сессию в связи с его отсутствием на заседании 19.07.2017г. 29-я сессия состоялась 01.08.2017г., ФИО1 представил депутатам пояснения, что не знал о наличии у него в собственности доли в праве на жилое помещение в <адрес>, которая была приобретена им по договору приватизации от 10.01.1997г. в малолетнем возрасте. Данная ошибка была им исправлена путем подачи новых сведений 30.08.2017г. за 2016г.
По результатам рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1 депутаты единогласно проголосовали против досрочного прекращения его полномочий в нарушение требований ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой депутат, член выборного органа местного самоуправления должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». В случае неисполнения депутатом ограничений, запретов или обязанностей, установленных указанным законом его полномочия прекращаются досрочно.
Неисполнение ответчиком, а именно представительным муниципальным органом, законодательства в сфере противодействия коррупции нарушает общие принципы и задачи государственной антикоррупционной политики, подрывает ее основы, что не соответствует интересам муниципального образования Крапивинское городское поселение.
Просит признать незаконным бездействие Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения в части невыполнения законных требований по прекращению полномочий депутата Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения ФИО1, связанное с неполным и недостоверным представлением сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами; а также прекратить полномочия депутата Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения ФИО1 в связи с неполным и недостоверным представлением сведений о своих доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2016г., то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами.
В судебном заседании помощник прокурора Крапивинского района Трапило Л.А. заявленные исковые требования поддержала.
Представители административного ответчика Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения - председатель ФИО2 и депутат ФИО3, действующий на основании доверенности от 19.09.2017г., административный ответчик депутат Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения ФИО1 и его представитель в судебном заседании заявленные требования прокурора не признали.
Решением Крапивинского районного суда Кемеровской области от 5 октября 2017 года заявленные требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, указывая на то, что на официальном сайте Прокуратуры РФ по Кемеровской области Совет народных депутатов Крапивинского городского поселения в план проверки на 2017 год не внесен. Мониторинг не является основанием для прокурорского реагирования, с учетом чего и.о. прокурора Крапивинского района Ортнер А.В. превысила должностные полномочия.
Кроме того, в должностные обязанности сотрудников прокуратуры не входят полномочия требовать прекращения полномочий депутата Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения ФИО1 Вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата относится к компетенции Совета депутатов (п.7 ст.28 Устава).
В рамках реагирования на поступившее 29.06.2017г. представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованием об устранении выявленных нарушений 19.07.2017 года состоялась заседание 28-ой сессии Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения, на которой рассмотрено представление прокурора от 29.06.2017. Согласно пояснениям председателя Совета народных депутатов ФИО2 все депутаты своевременно предоставили сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, своих супругов и несовершеннолетних детей. Декларации принимала главный специалист общего отдела администрации Крапивинского городского поселения ФИО9, которая ненадлежащим образом проверила достоверность и полноту предоставленных сведений, в связи с этим выявленные нарушения не были устранены своевременно.
01.08.2017г. в ходе заседания 29 сессии Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения при рассмотрении вопроса «О досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1» председатель Совет народных депутатов Крапивинского городского поселения пояснила, что ФИО1 своевременно в установленные сроки предоставил сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Все выявленные нарушения депутатом ФИО1 были устранены в кратчайшие сроки, после поступления представления (07.07.2017 г.).
В ходе разбирательства на заседании по допущенному нарушению при оформлении справки о доходах депутаты пришли к выводу, что данный факт не является коррупционным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена Федеральным законом «О противодействии коррупции», а ошибкой, не влекущей утаивание объекта недвижимости. В результате Советом народных депутатов Крапивинского городского поселения принято решение, что допущенное ФИО1 нарушение не влечет лишения полномочий.
По результатам рассмотрения представления был подготовлен ответ прокурору. Сроки рассмотрения представления Советом народных депутатов Крапивинского городского поселения были соблюдены.
Также было установлено, что данная ситуация сложилась из-за отсутствия деятельности комиссии Совета народных депутатов по контролю за достоверностью, на которую возложены функции проверки сведений о доходах. Однако данный факт прокуратурой Крапивинского района не оспаривался. В связи с чем ФИО1 не должен отвечать за бездействие комиссии Совета народных депутатов по контролю за достоверностью.
В апелляционной жалобе представитель Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения ФИО3, действующий на основании доверенности от 19.09.2017 года, просит решение суда отменить, указывая на то, что со стороны Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения незаконного бездействия нет. При получении представления и.о. прокурора Крапивинского района Совет народных депутатов рассмотрел представление на сессии и в установленные законом сроки (один месяц) направил в Прокуратуру Крапивинского района ответ, что все замечания прокурора выполнены.
В своем представлении Прокуратура Крапивинского района не указывала на бездействие Комиссии Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
На апелляционные жалобы прокуратурой Крапивинского района принесены возражения.
В заседание суда апелляционной инстанции явились ФИО1, его представитель на основании устного ходатайства ФИО4 Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, не явились.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав ФИО1, его представителя ФИО4, поддержавших доводы апелляционных жалоб, рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70 - 72).
Согласно ч.1 ст.18, ч.1 ст.19 Устава муниципального образования «Крапивинское городское поселение» представительным органом муниципального образования «Крапивинское городское поселение» является Совет народных депутатов Крапивинского городского поселения, состоящий из 10 депутатов, избираемых населением поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В силу ч.1 ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
В соответствии с ч.7.1 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Аналогичное положение закреплено в ч.3 ст.37 Устава муниципального образования «Крапивинское городское поселение».
Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 названного Федерального закона.
Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559 утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В соответствии с указанным Положением сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются государственными служащими, замещающими должности государственной службы, по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (п.3).
Решением Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения от 29.04.2016 года № 30 утверждено Положение о порядке представления депутатами сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, согласно которому депутаты Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения ежегодно, не позднее 30 апреля текущего года, следующего за отчетным финансовым годом, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в Совет народных депутатов Крапивинского городского поселения (п.3).
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются депутатами в виде справок по форме, установленной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», в Совет народных депутатов Крапивинского городского поселения (п.4).
В случае, если депутат обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения, либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока - указанного в пункте 3 настоящего Положения (п.5).
В случае непредставления по объективным причинам депутатом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, данный факт подлежит рассмотрению комиссией Совета народных депутатов по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляемых депутатами Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения (п.6).
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Крапивинского района Кемеровской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции и об общих принципах организации местного самоуправления в деятельности Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения Кемеровской области.
В ходе проверки было установлено, что ФИО1, замещая муниципальную должность на непостоянной основе, являясь депутатом Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения Кемеровской области, в установленный законодательством срок до 30 апреля года, следующего за отчетным, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год в адрес Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения подал 22.03.2017г. В разделе 3 и 6.1 «сведения об имуществе» им указано, что у него отсутствует в собственности или в пользовании какое-либо недвижимое имущество. Данные сведения противоречат сведениям, указанным ФИО1 на титульном листе, где указан адрес места регистрации депутата: <адрес>, что свидетельствует о заведомо недостоверных сведениях.
В последующем после проведения прокуратурой проверочных мероприятий и направления 29.06.2017г. представления об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции 30 августа 2017 года ФИО1 были предоставлены соответствующие достоверные сведения, согласно которым он с 1997г. является собственником вышеуказанной квартиры в размере <данные изъяты> доли в праве, в которой состоит на регистрационном учете и проживает.
29 июня 2017г. в адрес Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и об общих принципах местного самоуправления N 7-2-2017 (л.д.10), в том числе, путем принятия в течение месяца со дня внесения представления мер к устранению выявленных нарушений закона, способствовавших им причин и условий, и принятия в отношении депутата ФИО1 мер, предусмотренных антикоррупционным законодательством, а также законодательством об общих принципах местного самоуправления.
Представление было фактически рассмотрено на 29 сессии 3 созыва Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения 01 августа 2017г., так как на 28 сессию 19.07.2017г. депутат ФИО1 не явился (л.д.12-16).
По результатам рассмотрения было принято решение № 63 от 01 августа 2017г. «О не прекращении полномочий депутата ФИО1».
Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к выводу о том, что депутат ФИО1 предоставил заведомо недостоверные сведения о своем недвижимом имуществе, указав, что в материалах дела не имеется сведений о том, что достоверность указанных в справке ФИО1 фактических данных проверялась Советом народных депутатов или уполномоченным органом или уполномоченным должностным лицом. Надлежащий прием сведений о доходах, расходах и имуществе депутатов, а также надлежащий контроль уполномоченной комиссией по проверке достоверности сведений фактически в Совете народных депутатов Крапивинского городского поселения не осуществляется. При принятии решения по рассмотрению представления прокурора Советом народных депутатов Крапивинского городского поселения данные обстоятельства не учтены и им не дана оценка. Данное бездействие ответчика само по себе ведет к неисполнению органами местного самоуправления законодательств в сфере противодействия коррупции.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, постановленным при неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, исходя из следующего.
Согласно ч.11 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Как усматривается из административного искового заявления, прокурор оспаривает бездействие Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения, выражающееся в невыполнении законных требований по прекращению полномочий депутата ФИО1, которым допущено нарушение закона, связанное с неполным и недостоверным представлением сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, основывая свои требования на положениях ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Однако судом не учтено, что Федеральным законом от 03.04.2017г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» статья 40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ дополнена частями 7.2 и 7.3, действующими с 15 апреля 2017 года.
Так, в соответствии с положениями ч.7.2 указанной правовой нормы Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч.7.3 этой же статьи Федерального закона при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Таким образом, федеральным законодателем установлены специальные условия и процедура, при которых возможно разрешение вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления по основанию непредставления им сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Постановлением Правительства РФ от 13.03.2013г. № 207 утверждены Правила проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности (п.1), и рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим постановлением при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственного учреждения субъекта Российской Федерации, муниципального учреждения, и лицами, замещающими эти должности (п.2).
Правилами установлено, что проверка осуществляется по решению учредителя федерального государственного учреждения или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем (п.2).
Проверку осуществляют уполномоченные структурные подразделения федеральных государственных органов (п.3).
Основанием для осуществления проверки является информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:
а) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;
б) кадровыми службами федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
в) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
г) Общественной палатой Российской Федерации;
д) общероссийскими средствами массовой информации (п.4).
Решением Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения (третьего созыва) от 29.04.2016 года № 31 утверждено Положение о комиссии Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляемых депутатами Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения, согласно которому в полномочия Комиссии входит, в том числе, приём сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения; проведение в соответствии с настоящим Положением проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Совета, соблюдения депутатами Совета ограничений и запретов, установленных федеральным законодательством (п.4 Положения).
Решение о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Совета, а также соблюдения депутатами Совета ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, принимается председателем Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения отдельно в отношении каждого депутата Совета (п.3.1 Положения).
Основанием для проверки является достаточная информация, представленная в Совет народных депутатов Крапивинского городского поселения в письменной форме в установленном порядке:
а) правоохранительными и налоговыми органами;
б) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, являющихся политическими партиями;
в) Общественной палатой Российской Федерации, Общественной Палатой Кемеровской области;
г) общероссийскими средствами массовой информации.
Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки (п.3.2).
Результаты проверки рассматриваются на открытом заседании комиссии (п.3.7).
Комиссия принимает решение, в котором отражается ее позиция по поводу достоверности либо недостоверности информации, послужившей основанием для проведения проверки, а также рекомендации о возможных мерах по результатам проверки (п.3.8).
Доклад о результатах проверки заслушивается на заседании Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения (п.3.9 Положения).
В силу положений ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.21, 25 Устава муниципального образования «Крапивинское городское поселение» по общему правилу вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата относится к исключительной компетенции Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения.
Из системного анализа вышеприведенных правовых предписаний следует, что необходимым условием для принятия Советом народных депутатов Крапивинского городского поселения решения о досрочном прекращении полномочий депутата Совета народных депутатов по основанию непредставления им сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений является установление данного факта нарушения закона, изложенного в решении специально уполномоченного на это органа - комиссии Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения по контролю за достоверностью сведений, по итогам проверки, проведенной на основании решения председателя Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения.
Из обстоятельств дела следует, что такая проверка в отношении депутата ФИО1 в установленном законом порядке не проводилась, соответствующее решение комиссией Совета народных депутатов по контролю за достоверностью сведений не принималось и на заседании Совета народных депутатов не докладывалось.
Не имеется информации и о проведении в отношении депутата ФИО1 проверки достоверности и полноты представленных им сведений в порядке, установленном ч.7.2 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и об обращении в Совет народных депутатов Крапивинского городского поселения уполномоченного должностного лица с заявлением о прекращении полномочий этого депутата в соответствии с положениями ч.7.3 ст.40 этого же Федерального закона.
При таких обстоятельствах у Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения не имелось оснований для принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1, следовательно, и незаконное бездействие, выражающееся в непринятии именно такого решения, как на том настаивает прокурор, со стороны Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения отсутствует.
Также судом не принято во внимание, что в силу вышеприведенных положений федерального законодательства, правовых актов органа местного самоуправления вопрос о прекращении полномочий депутата Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении прокурора, не относится к компетенции суда, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для принятия решения о прекращении полномочий депутата ФИО1
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Крапивинского районного суда Кемеровской области от 5 октября 2017 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Крапивинского района Кемеровской области отказать.
Председательствующий: Шалагина О.В.
Судьи: Пронченко И.Е.
Никулина И.А.