ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1372/2021 от 14.05.2021 Томского областного суда (Томская область)

Судья Глинская Я.В. Дело № 33а-1372/2021

70RS0004-01-2020-007714-85

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 мая 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе

председательствующего Бондаревой Н.А.,

судей Кулинченко Ю.В., Небера Ю.А.

при секретаре Кутлубаевой К.В.,

помощнике судьи Ц.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №2а-673/2021 по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права на объект недвижимости, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию перехода права на объект недвижимости

по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО1 ФИО2 на решение Советского районного суда г.Томска от 27 января 2021г.,

заслушав доклад судьи Кулинченко Ю.В., объяснения административного истца ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области ФИО3, заинтересованного лица ФИО4,

установила:

ФИО1 обратился в Советский районный суд г. Томска с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (сокращенное наименование – Управление Росреестра по Томской области) о признании незаконным решения от 22.09.2020 № КУВД-001/2020-14565624/1 о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – квартиры с кадастровым номером /__/, расположенной по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м., обязании осуществить государственную регистрацию перехода права собственности к ФИО1 на указанный объект недвижимости.

В обоснование заявленных требований указал, что 09.09.2020 административный истец обратился в Управление Росреестра по Томской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанную выше квартиру на основании договора купли-продажи от 04.09.2020. Уведомлением от 22.09.2020 государственная регистрация приостановлена в связи с тем, что по данным кадастра недвижимости площадь квартиры составляет /__/ кв.м., тогда как в соответствии с представленным на регистрацию договором купли-продажи ее площадь /__/ кв.м. Считает решение о приостановлении регистрации права незаконным, поскольку перепланировка в квартире не производилась, имеющиеся противоречия в сведениях о площади квартиры возникли не по вине административного истца.

Определениями Советского районного суда г. Томска от 15.12.2020 и от 28.12.2020 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены государственный регистратор ФИО4, ФИО5, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (сокращенное наименование – ФГБУ «ФКП Росреестра»).

Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании административный истец, его представитель поддержали заявленные требования по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Томской области возражала против удовлетворения административного иска. Пояснила, что в ходе правовой экспертизы государственным регистратором установлено несоответствие площади квартиры, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, и площади, указанной в представленных на регистрацию документах. Направленные запросы указанных противоречий не устранили. При государственной регистрации права собственности Ш. в 2009 году был представлен кадастровый паспорт, выданный 25.02.2009, в котором указана площадь квартиры /__/ кв.м. В 2013 году при государственной регистрации права собственности ФИО5 предоставление кадастрового паспорта не требовалось, поскольку он имелся в регистрационном деле, и сведения о площади квартиры вносились на основании имевшихся. Сведения о площади квартиры /__/ кв.м. включены в государственный кадастр недвижимости на основании переданных филиалом ОГУП «Томский областной центр технической инвентаризации» данных, которые в том числе содержали сведения о самовольной перепланировке. При объединении в 2015 году государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав (ЕГРП) в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в последний были включены сведения о площади квартиры /__/ кв.м. с включением в особые отметки информации о том, что право зарегистрировано на объект площадью /__/ кв.м. Документы, подтверждающие проведение перепланировки с соблюдением требований действующего законодательства, не представлены.

Обжалуемым решением в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО1 ФИО2 просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, указав в обоснование, что административным ответчиком нарушены права административного истца на использование недвижимого имущества. В техническом паспорте на дом от 03.03.2008 внесены изменения, никем не заверенные. Не представлено документов, подтверждающих кем и на каком основании проводилась техническая инвентаризация 22.01.2009. Из технического паспорта на дом также следует, что изначально санузел в спорной квартире был совмещенным.

Представителем Управления Росреестра по Томской области поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых приведены доводы аналогичные тем, что были приведены в суде первой инстанции.

На основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица ФИО5, представителя заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра», извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом первой инстанции установлено, что 04.09.2020 ФИО5 (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м., этаж 3.

09.09.2020 ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Томской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на указанный объект недвижимости.

22.09.2020 Управлением Росреестра по Томской области со ссылкой на пункты 5, 9, 49 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав была приостановлена сроком до 22 декабря 2020 г. в связи с содержащимися в представленных заявителем документах и Едином государственном реестре недвижимости противоречиями в сведениях о таком объекте недвижимости, а именно в части площади квартиры – /__/ кв.м. в представленных на регистрацию документах и /__/ кв.м. по сведениям ЕГРН (л.д. 13-14, т.1).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе рассмотрения дела подтверждено соответствие закону оспариваемого уведомления, а также наличие несоответствия площади квартиры, указанной в договоре купли-продажи, сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.

С выводами суда оснований не соглашаться нет, поскольку таковые основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих отношения сторон, соответствуют имеющим значение для дела фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными судом доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка; решение суда постановлено при соблюдении норм процессуального права.

Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с данным Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество (п. 6).

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения (ч.1 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных данным Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Пунктом 3 части 3 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено данным Федеральным законом.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015
№ 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

В соответствии с пунктом 49 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ основанием для приостановления государственной регистрации права является наличие противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме и графической форме и состоит, кроме прочего, из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость).

Согласно пункту 7 приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости…" в отношении каждого объекта недвижимого имущества в ЕГРН открывается раздел ЕГРН, состоящий из записей, содержащих:

- сведения о характеристиках объекта недвижимости, в том числе позволяющих определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи;

- сведения о праве собственности и иных вещных правах на этот объект недвижимого имущества, в том числе сведения о его правообладателе, о подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации ограничениях прав, обременениях недвижимого имущества и сделках с этим объектом недвижимого имущества (записи реестра прав на недвижимость).

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В соответствии с пунктом 9 части 4 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ в числе прочих основных сведений об объекте недвижимости в кадастр недвижимости вносится площадь объекта недвижимости.

Орган регистрации прав вносит в ЕГРН сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном указанным Федеральным законом (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ).

Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлен частью 1 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.05.2013 ФИО5 принадлежит на праве собственности квартира по адресу: /__/ площадью /__/ кв.м.

Право собственности ФИО5 на вышеуказанный объект зарегистрировано 06.05.2013 на основании соглашения от 26.03.2013.

В то же время ЕГРН содержит сведения о квартире по адресу: /__/ общей площадью /__/ кв.м., поставленной на кадастровый учет 02.11.2011. При этом в ЕГРН также содержатся сведения о том, что право зарегистрировано на объект недвижимости с площадью /__/ кв.м (л.д.212-216, т.1).

Согласно части 4 статьи 69 Федерального закона № 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.

Из письма АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 21.01.2021
№ 2443/96 следует, что по состоянию на 03.03.2008 по адресу: /__/, действительно значилась квартира общей площадью /__/ кв.м., вместе с тем после проведенной технической инвентаризации по состоянию на 22.01.2009 общая площадь квартиры изменилась с /__/ кв.м. на /__/ кв.м. в результате самовольной перепланировки (переустройства) – объединения санузла (ванной и туалета).

Указанное обстоятельство подтверждается и представленным суду техническим паспортом на жилой дом по адресу: /__/, подготовленным Томским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» 03.03.2008, в котором отражены как первоначальные сведения об общей площади квартиры № /__/ - «/__/ кв.м.», так и сведения об изменившейся площади квартиры № /__/ – «/__/ кв.м.» и указание на самовольную перепланировку.

Сведения о вышеуказанном объекте недвижимости включены в кадастр недвижимости в рамках исполнения государственного контракта № 120Д от 30.09.2010 по данным, переданным Томским филиалом ОГУП «Томский областной центр технической инвентаризации» 02.11.2011. Сведения, содержащиеся в ЕГРН, отражают состояние объектов на момент последнего технического учета и являются достоверными.

Согласно ответу Администрации Советского района Города Томска от 28.09.2020 на запрос государственного регистратора следует, что решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а также акты приемочной комиссии вводе в эксплуатацию после завершения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по адресу: /__/, не выдавались (л.д. 59, т.1).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что при несоответствии площади квартиры, указанной в договоре купли-продажи от 04.09.2020, сведениям, содержащимся в ЕГРН, а также в отсутствие документов, подтверждающих проведение перепланировки в установленном законом порядке Управлением Росреестра по Томской области обоснованно принято решение о приостановлении государственной регистрации по указанным выше основаниям.

Довод апелляционной жалобы о том, что пометки, внесенные в технический паспорт от 03.03.2008, никем не заверены, судом апелляционной инстанции отклоняется как не относящийся к предмету рассматриваемого спора. Законность внесения в ГКН, а в последующем (после 2015 года) и в ЕГРН сведений о площади квартиры равной 52,6 кв.м. и причины появления таких сведений не могут быть предметом оценки при рассмотрении данного административного иска, предметом которого является правомерность принятия решения о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности.

В силу прямого указания закона (пункт 49 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ) достаточным формальным основанием для приостановления государственной регистрации права является наличие противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости.

В рассматриваемом случае такие противоречия имеют место, а потому у государственного регистратора имелись законные основания для принятия решения о приостановлении регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены решения суда. Безусловные основания для отмены решения суда, предусмотренные частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Томска от 27 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО1 ФИО2 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Советский районный суд г. Томска.

Председательствующий

Судьи