ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1391/2022 от 18.04.2022 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Дергачева Н.В. 18RS0-48

2а-3792/2021 33а-1391/2022

Апелляционное определение

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Машкиной Н.Ф.,

судей Соловьева В.А., Захарчука О.В.,

при секретаре Олюниной Т.В.,

с участием Лыкова С.Г., его представителя Новикова А.П., представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» Дергачевой Н.В., рассмотрела 18 апреля 2022 года в городе Ижевске в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Лыкова С.Г. на решение Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении исковых требований Лыкова С. Г. к ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании незаконным отказа в предоставлении информации, возложении обязанности представить информацию и документы.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Соловьева В.А. судебная коллегия

установила:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Удмуртской Республике о признании незаконным отказа в предоставлении информации, возложении обязанности представить информацию и документы. В обоснование заявленных требований указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ он обратился с запросом в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Удмуртской Республике по вопросу получения заверенного правового акта органа кадастрового учета и иные документы об установлении или изменении единиц кадастрового деления УР, <адрес>, д. Старое Михайловское с на , а также предоставить решения, на основании которых земельному участку с к/н 18:08:152001:625 по адресу: УР, <адрес>, д. Старое Михайловское, <адрес>, был установлен иной номер единицы кадастрового деления . По электронной почте был получен отказ в предоставлении указанных документов от ДД.ММ.ГГГГ за . С данным ответом не согласен, поскольку ему отказали в предоставлении информации. Росреестр изменил кадастровый квартал на кадастровый квартал . В результате чего его земельные участки стали находится в ином месте, т.е. нигде, т.к. согласно ПКК (публичная кадастровая карта) в квартале 18:08:152001 земельных участков по <адрес> — нет, как и самой <адрес> о том, что территория <адрес> д. Старое Михайловское располагается в кадастровом квартале 18:08:152001, а по другим кадастровым квартам, в том числе 18:08:019003, д. Старое Михайловское отсутствует, это противоречит ПКК, т.к. часть д. Старое Михайловское находится в квартале 18.08.152001, в которое отсутствует <адрес> (по ПКК).

Просит признать отказ в запросе по предоставлению требуемой информации необоснованным и незаконным; удовлетворить требования запроса в части получения требуемой необходимой информации, а именно:

а) предоставить заверенный правовой акт органа кадастрового учета и иные документы об установлении или изменении единиц кадастрового деления УР, <адрес>, д. Старое Михайловское с на .

б) предоставить решения (приказы, соглашения, постановления) на основании которых земельному участку с к/н 18:08:152001:625 по адресу: УР, <адрес>, д. Старое Михайловское, <адрес>, был установлен иной номер единицы кадастрового деления (кадастровый квартал) .

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ненадлежащий административный ответчик филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» в Удмуртской Республике заменен на надлежащего - ФГБУ «ФКП Росреестра».

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Лыков С.Г. просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение, указывая на несоответствие выводов изложенных в решении обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Лыков С.Г. жалобу поддержал в полном объеме.

Представитель истца Новиков А.П., поддержал довод жалобы, считая отказ в предоставлении информации не законным и нарушающим положения Конституции РФ. В данном случае отказ лишает права гражданина знать о принятых решениях, касающихся его прав и законных интересов.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» Дергачева Н.В. с доводами жалобы не согласилась, считая решение законным и обоснованным.

Проверив дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 308 КАС РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ - гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 226 КАС РФ - если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия (решения) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (решения) нормативным правовым актам и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Из материалов дела следуют юридически значимые обстоятельства спора.

ДД.ММ.ГГГГЛыков С.Г., указывая, что он является собственником двух земельных участков 18:08:152001:624 и 18:08:152001:625 в <адрес> УР, обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Удмуртской Республике с заявлением о предоставлении заверенного правового акта органа кадастрового учета и иные документы об установлении или изменении единиц кадастрового деления УР, <адрес>, д. Старое Михайловское с на , а также предоставить решения, на основании которых земельному участку с к/н 18:08:152001:625 по адресу: УР, <адрес>, д. Старое Михайловское, <адрес>, был установлен иной номер единицы кадастрового деления .

Обращение рассмотрено Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Удмуртской Республике, Лыкову С.Г. направлен ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ из содержания которого следует, что нарушения при присвоении кадастровых номеров указанных в обращении земельных участков отсутствуют. Филиал осуществляет полномочия по предоставлению сведений из ЕГРН в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и приказа Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0149 «Об установлении Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и Порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и иными нормативными правовыми актами. При этом, указанными нормами не предусмотрено предоставление сведений из ЕГРН в виде актов о кадастровом делении либо актов (решений) о присвоении кадастровых номеров объектам недвижимости.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, указывая на то, что ответ на обращение соответствует требованиям законодательства, предоставлен с соблюдением требований к соответствующей процедуре, а истцом &#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?

Однако судом первой инстанции не учтено следующее.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" гражданам гарантируется доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, либо относящихся к информации ограниченного доступа, перечень которых устанавливается федеральным законом.

Статья 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ одним из видов предоставления информации определяет предоставление пользователям информацией по их запросу о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 409-р Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" находится в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, является государственной некоммерческой организацией. Учредителем Учреждения является Российская Федерация.

Соответственно Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" реализует государственные полномочия.

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" действует на основании устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" утверждённого Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/331.

Так согласно п. 13 и 13.1-13.4, 13.10 Устава:

Учреждение в соответствии со своей целью осуществляет деятельность по:

- осуществлению государственного кадастрового учета;

- исправления технических и реестровых ошибок;

- внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

- ведения реестровых дел объектов реестра границ;

- ведения реестровых дел (томов реестровых дел) объектов недвижимости, формируемых в электронном виде после ДД.ММ.ГГГГ в связи с осуществлением государственного кадастрового учета, регистрации прав на объекты недвижимости, исправлением технических и реестровых ошибок, внесением в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ, а также внесением сведений в уведомительном порядке и в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

- ведения кадастровых карт;

- проведения анализа сведений ЕГРН на предмет выявления (обнаружения) возможных технических и (или) реестровых ошибок, а также определения смежных и (или) несмежных земельных участков, изменение границ которых требуется для обеспечения исправления реестровых ошибок;

Осуществляет:

- предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также прием запросов о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и выдача документов по результатам рассмотрения таких запросов;

- выдачу документов по результатам рассмотрения заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и других заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к ним документов,

- предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, а также прием и выдача документов по запросам о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления.

- информирование заинтересованных лиц по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Приказом ФГБУ "ФКП Росреестра" от ДД.ММ.ГГГГ N П/533

"Об утверждении Положений о филиалах федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" утверждено Положение о филиале федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Республике, согласно п.1.6 которого Филиал осуществляет полномочия и функции Учреждения, а также представляет его интересы и осуществляет их защиту на территории Удмуртской Республики.

В соответствии с ч.2 ст. 24 Конституции Российской Федерации - органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ч. 4 ст.29 Конституции Российской Федерации - каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Статья 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) провозглашает право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно названному закону, гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5); обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).

Как следует из содержания ответа административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Лыкова С.Г. ответ ему по существу поставленных вопросов не дан. Не предоставление требуемых документов ничем не мотивировано.

Судебная коллегия отмечает, что административным ответчиком, в нарушение требований ч.2 ст. 62 и ч.11 ст. 226 КАС РФ суду не представлено ни одного доказательства законности и обоснованности не предоставления ответчиком требуемых гражданином документов и не сообщение сведений, которые непосредственно затрагивают его права как собственника земельных участков.

Частью 1 статьи 176 КАС РФ предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении»).

Указанным требованиям обжалуемое судебное решение не соответствует, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на неправильном применение норм материального права, что согласно пунктам 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Судебная коллегия полагает, что в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца на основании пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ следует возложить на ФГБУ «ФКП Росреестра» обязанность повторно рассмотреть заявление Лыкова С.Г.ДД.ММ.ГГГГ с разрешением данного заявления по существу поставленных гражданином вопросов.

Доводы апелляционной жалобы обоснованы и заслуживают внимания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.

Признать незаконным непредставление ФГБУ «ФКП Росреестра» информации, требуемой Лыковым С.Г. указанной в обращении от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала в Удмуртской Республики повторно рассмотреть по существу обращение Лыкова С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ.

Определение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев через суд, принявший решение.

Председательствующий судья

Судьи