УИД 66RS0006-01-2023-001516-97 Дело № 33а-13925/2023 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 сентября 2023 года город Екатеринбург
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего | Шабалдиной Н.В., |
судей | Бачевской О.Д., |
Григорьева И.О., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соловьевой М.Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2146/2023 по административному исковому заявлению Мишунина Виктора Ивановича к Департаменту по управлению муниципальной собственностью Муниципального образования «Южно-Курильский городской округ», директору Департамента по управлению муниципальной собственностью Муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» Косолаповой Марии Евгеньевне о признании незаконным решения,
по апелляционной жалобе административного истца Мишунина Виктора Ивановича на решение Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 22 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., судебная коллегия
установила:
Мишунин В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Департамента по управлению муниципальной собственностью Муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» (далее – Департамент) от 09 марта 2023 года № 537 об отказе в предоставлении земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что является безвозмездным пользователем земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: Сахалинская область, Южно-Курильский район, вид разрешенного использования – отдых (рекреация). 26 февраля 2023 года административным истцом подано заявление о предоставлении указанного земельного участка в собственность и уведомление о соответствии использования земельного участка критерию использования, а именно: наличие затрат в размере не менее 30000 рублей, понесенных в связи с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранным видом разрешенного использования: охота и рыбалка; природно-познавательный туризм; туристическое обслуживание. Оспариваемым решением от 09 марта 2023 года отказано в предоставлении земельного участка в собственность по причине несоответствия использования земельного участка установленным критериям на основании части 28 статьи 8 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ. Считает оспариваемый отказ незаконным, так как в силу положений пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1459 «Об установлении критериев использования земельных участков, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование» установлено, что единственным документом, подтверждающим соответствие использования земельного участка критериям использования, является подписанное гражданином уведомление о соответствии использования земельного участка критериям использования, в котором содержатся сведения об использовании земельного участка в соответствии с критериями использования и в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка. При этом, пункт 7 указанного постановления определяет порядок осуществления проверки уполномоченным органом указанных гражданином сведений о соответствии использования земельного участка критериям использования, который содержит только требование проверки правильности заполнения документов. Ссылается, что административный истец подал документы на получение земельного участка в собственность в установленный законом срок, в полном объеме и в соответствии с установленными законом нормами, в связи с чем оспариваемое решение не основано на правовых нормах.
Решением Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 22 мая 2023 года в удовлетворении административного искового заявления Мишунину В.И. отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец Мишунин В.И. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта. Настаивает на том, что единственным документом, подтверждающим соответствие использования земельного участка критериям использования, является подписанное гражданином уведомление о соответствии использования земельного участка критериям использования, которое с его стороны административному ответчика было представлено.
Административный истец, представитель административного истца, административный ответчик надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, заказной почтовой корреспонденцией, электронной почтой, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Свердловского областного суда, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Учитывая надлежащее извещение указанного административного ответчика о времени и месте судебного заседания, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора от 12 июля 2017 года Мишунину В.И. предоставлен в безвозмездное пользование сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью 9976 кв.м, разрешенное использование: отдых (рекреация), по адресу: Сахалинская область, район Южно-Курильский (далее – земельный участок). Указанный договор заключен в соответствии с подпунктом 18 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно сведениям Росреестра земельный участок с кадастровым номером 65:25:0000001:19 отнесен к категории земель – земли особо охраняемых территорий и объектов; виды разрешенного использования – природно-познавательный туризм; туристическое обслуживание; охота и рыбалка; зарегистрировано право безвозмездного пользования земельным участком в пользу Мишунина В.И.
24 августа 2020 года Мишуниным В.И. подана в Департамент декларация об использовании земельного участка в соответствии с видами разрешенного использования - природно-познавательный туризм; туристическое обслуживание; охота и рыбалка
26 февраля 2023 года Мишунин В.И. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность на основании статьи 10 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ. К заявлению Мишуниным В.И. представлено уведомление о соответствии использования земельного участка в соответствии с выбранными видами разрешенного использования земельного участка: природно-познавательный туризм; туристическое обслуживание; охота и рыбалка и в соответствии со следующими критериями использования: наличие затрат в размере не менее 30 000 рублей, понесенных в связи с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка со дня заключения договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Оспариваемым решением Департамента от 09 марта 2023 года Мишунину В.И. отказано в предоставлении земельного участка в собственность на основании пункта 4 части 8 статьи 10 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ, а именно несоответствие использования земельного участка установленным в соответствии с частью 28 статьи 8 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ критериям использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом (л.д. 132-133).
Согласно указанному решению основанием для отказа послужило то, что в ходе проверки соответствия использования земельного участка указанным в уведомлении критериям использования не установлено наличие деятельности, осуществляемой Мишуниным В.И. на земельном участке в соответствии с выбранными видами разрешенного использования земельного участка: природно-познавательный туризм; туристическое обслуживание; охота и рыбалка, в результате которой он понес расходы в размере не менее 30000 рублей; представленные договоры не свидетельствуют, что затраты в размере 30000 рублей понесены именно в связи с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранными видами разрешенного использования земельного участка, размещение рекламы в сети Интернет не связано с осуществлением деятельности на земельном участке и его непосредственным освоением, использованием земельного участка.
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 119-ФЗ), указал на отсутствие доказательств осуществления административным истцом на испрашиваемом земельном участке деятельности в соответствии с выбранными видами разрешенного использования земельного участка. Также административным истцом не подтверждено наличие затрат в размере не менее 30 000 рублей, понесенных в связи с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранными видами разрешенного использования земельного участка. В связи с чем суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка требованиям закона и установленным фактическим обстоятельствам.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Мишунина В.И., поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны по результатам всестороннего исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в материалах административного дела доказательств.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях Республики Бурятия, Республики Карелия, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Забайкальского края, Камчатского края. Красноярского края. Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Архангельской области, Магаданской области, Мурманской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, регулируются Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 119-ФЗ гражданин, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключен договор безвозмездного пользования земельным участком, вправе до дня окончания срока действия указанного договора подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении такого земельного участка в собственность или в аренду на срок до сорока девяти лет. Указанное в настоящей части заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду не может быть подано ранее чем за шесть месяцев до дня окончания срока действия договора безвозмездного пользования таким земельным участком, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
К заявлению, предусмотренному частью 1 настоящей статьи, прилагаются: 1) копия документа, удостоверяющего личность гражданина, подавшего данное заявление; 2) документ, подтверждающий полномочия представителя гражданина, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду обращается представитель гражданина; 3) документы, подтверждающие соответствие использования земельного участка установленным в соответствии с частью 28 статьи 8 настоящего Федерального закона критериям использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 3 части 3 статьи 10 Федерального закона № 119-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 10 Федерального закона № 119-ФЗ уполномоченный орган в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду, осуществляет проверку соответствия использования этого земельного участка установленным в соответствии с частью 28 статьи 8 настоящего Федерального закона критериям использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, и совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение гражданину; 2) осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах и направляет их для подписания гражданину; 3) осуществляет в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 9 и пунктом 2 части 10 настоящей статьи, подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах и направляет их для подписания гражданину; 4) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, и направляет принятое решение гражданину. В данном решении должны быть указаны все основания для отказа.
Частью 8 статьи 10 Федерального закона № 119-ФЗ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность или в аренду при наличии одного из следующих оснований, в частности: несоответствие использования земельного участка установленным в соответствии с частью 28 статьи 8 настоящего Федерального закона критериям использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 4).
В силу части 28 статьи 8 Федерального закона № 119-ФЗ критерии использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, перечень документов, подтверждающих соответствие использования земельного участка указанным критериям, а также порядок проверки соответствия использования земельного участка таким критериям устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1459 установлены критерии использования земельных участков, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом (далее – постановление Правительства РФ № 1459).
Согласно подпунктам «б», «в» пункта 1 постановление Правительства РФ № 1459 критериями использования земельных участков, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом, являются: наличие затрат в размере не менее 30 000 рублей, понесенных гражданином в связи с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка со дня заключения договора безвозмездного пользования таким земельным участком; наличие результатов деятельности на земельном участке в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка со дня заключения договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Для подтверждения соответствия использования земельного участка критериям использования гражданин вправе выбрать любой (любые) из критериев использования, указанных в пункте 1 настоящего документа (пункт 2 постановления Правительства РФ № 1459).
Документом, подтверждающим соответствие использования земельного участка критериям использования, является подписанное гражданином уведомление о соответствии использования земельного участка критериям использования (далее - уведомление), составленное в произвольной форме, в котором содержатся сведения об использовании земельного участка в соответствии с критерием использования (критериями использования) и в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка (пункт 3 постановления Правительства РФ № 1459).
Согласно пунктам 4, 5 постановления Правительства РФ № 1459 в случае, если для земельного участка установлено несколько видов разрешенного использования, гражданину достаточно указать на использование земельного участка в соответствии с критериями использования применительно к любому из видов разрешенного использования земельного участка.
В случае если выбранный вид (виды) разрешенного использования земельного участка предусматривает различные результаты деятельности на земельном участке, гражданину достаточно указать наличие любого из таких результатов деятельности на земельном участке.
В силу требований пункта 7 постановления Правительства РФ № 1459 уполномоченный орган в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления уведомления, осуществляет проверку указанных гражданином сведений о соответствии использования земельного участка критериям использования и проверяет:
а) соответствие указанного гражданином критерия использования выбранному виду (видам) разрешенного использования земельного участка;
б) наличие в уведомлении сведений об использовании земельного участка в соответствии с одним из критериев, указанных в пункте 1 настоящего документа.
Вместе с тем, административным истцом не было представлено никаких доказательств осуществления какой-либо деятельности на земельном участке с кадастровым номером <№> в соответствии с выбранными административным истцом видами разрешенного использования земельного участка со дня заключения договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Судом первой инстанции верно установлено, что спорный земельный участок не имеет ограждения, имеется свободный доступ к земельному участку, деятельность, в том числе связанная с заявленными видами разрешенного использования, на земельном участке не осуществляется. Указанные обстоятельства подтверждаются актом обследования земельного участка от 07 апреля 2022 года, фотографиями земельного участка.
При этом вопреки позиции административного истца, уполномоченный орган в силу вышеприведенных требований закона обязан провести проверку указанных гражданином сведений о соответствии использования земельного участка критериям его использования. Пункт 7 Постановления Правительства № 1459 обязывает уполномоченный орган осуществлять проверку указанных гражданином сведений о соответствии использования земельного участка критериям использования, то есть также проверять соответствие указанного гражданином критерия использования выбранному виду (видам) разрешенного использования земельного участка; и наличие в уведомлении сведений об использовании земельного участка в соответствии с одним из критериев, указанных в пункте 1 настоящего документа. В связи с чем осуществление Департаментом проверки указанных истцом сведений о соответствии использования земельного участка указанным критериям путем обследования с выездом и визуальным осмотром участка требованиям действующего законодательства не противоречит.
Также административным истцом не было представлено доказательств несения затрат в размере не менее 30 000 рублей, понесенных именно в связи с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранными видами разрешенного использования земельного участка. Представленные в материалы дела договоры на проведение рекламной компании, предметом которых является ведение рекламы на сайте в сети Интернет с целью привлечения клиентов в рамках экскурсий, туров, развития природно-познавательного туризма на участок заказчика о. Кунашир, верно не приняты судом во внимание, поскольку такие документы административным истцом при подаче заявления о предоставлении участка в собственность в Департамент не предоставлялись и предметом оценки при вынесении оспариваемого решения не являлись, а потому не могут являться основанием для признания незаконным оспариваемого решения.
Вместе с тем в ходе рассмотрения дела судом не было установлено совершение административным истцом каких-либо действий, направленных на использование (освоение) испрашиваемого в собственность земельного участка в период с 12 июля 2017 года в соответствии с выбранными им видами разрешенного использования. Оценив представленные административным истцом договор на проведение рекламной кампании от 20 марта 2021 года и договор на ведение компании контекстной рекламы в системе Яндекс.Директ от 20 апреля 2021 года № 30, заключенные между административным истцом и ( / / )11 судебная коллегия приходит к выводу о том, что они не подтверждают несение административным истцом затрат именно в связи с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранными видами его разрешенного использования, как и не подтверждают наличие результатов деятельности административного истца на земельном участке.
При таких обстоятельствах, выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных требований представляются судебной коллегии правомерными; они основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям норм материального права, подтверждаются представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; являются мотивированными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть признаны состоятельными, так как не опровергают выводы суда, по существу сводятся лишь к несогласию с ними, повторяют позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены постановленного по делу решения в апелляционном порядке.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Оржоникидзевского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 22 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Мишунина Виктора Ивановича – без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Шабалдина
Судьи О.Д. Бачевская
И.О. Григорьев