Дело 33а-13938/2023
59RS0007-01-2023-003124-51
Судья Кочегарова Д.Ф.
14 декабря 2023 г. г. Пермь
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.А.,
судей Титовца А.А., Дульцевой Л.А.,
при секретаре Садковой К.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4690/2023 по административному исковому заявлению прокурора Свердловского района города Перми в интересах неопределенного круга лиц к администрации Свердловского района г. Перми, администрации города Перми о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
по апелляционной жалобе администрации Свердловского района города Перми на решение Свердловского районного суда г. Перми от 19.09.2023.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Титовца А.А., представителя департамента дороги и благоустройства Балаша Р.М., представителя административного истца прокурора прокуратуры Пермского края Захарова Е.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Свердловского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточненного иска, обратился в суд к администрации г. Перми, администрации Свердловского района г. Перми о признании бездействия, выразившееся в непринятии мер по паспортизации участка автомобильной дороги по адресам: проезд по ул. 2-я Полевая; проезд по ул. Уманская, возложении обязанности на администрацию города Перми, администрацию Свердловского района г. Перми организовать проведение мероприятий по паспортизации указанных автомобильных дорог в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что согласно пунктам 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ 33388-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», принятым Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 22.07.2015 № 78-П (далее – ГОСТ 33388-2015), техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состоянии и вида покрытия.
Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части.
Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов.
Согласно пункту 9.1 ГОСТ 33388-2015, результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета.
Таким образом, технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, следовательно, учитывая, что технический паспорт на автомобильную дорогу, а именно: проезд по ул. 2-я Полевая; проезд по ул. Уманская, не разработан, что свидетельствует о бездействии ответчиков.
Решением суда требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие администрации Свердловского района г. Перми, выразившееся в непринятии мер по паспортизации участка автомобильной дороги по адресам: проезд по ул. 2-я Полевая; проезд по ул. Уманская.
На администрацию Свердловского района г. Перми возложена обязанность организовать проведение мероприятий по паспортизации автомобильной дороги по адресам: проезд по ул. 2-я Полевая; проезд по ул. Уманская в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административного искового заявления отказано.
Не согласившись с постановленным судом решением, администрация Свердловского района г. Перми обратилась в суд с апелляционной жалобой, просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Считает, что организовать проведение мероприятий по паспортизации автомобильной дороги в срок три месяца не может быть исполнено. Исходя из принципов разумности и необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, считает, что необходимо установить срок исполнения обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, администрацией района организована работа по проведению мероприятий по паспортизации в соответствии с Регламентом, заключен муниципальный контракт от 15.08.2023 № 41-23, срок оказания услуг по контракту до 01.12.2023. Таким образом, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие выполнение работ администрацией по подготовке документов для приобретения проездов в собственность муниципального образования город Пермь.
От прокуратуры Свердловского района г. Перми поступили письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
От МКУ «Пермская дирекция дорожного движения» поступил письменный отзыв, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
От администрации г. Перми, департамента имущественных отношений поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В силу пункта 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в силу подпункта 4 пункта 9 которой, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Согласно пунктам 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ 33388-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», принятым Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 22.07.2015 № 78-П (далее – ГОСТ 33388-2015), техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состоянии и вида покрытия.
Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автодоильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов.
Согласно пункту 9.1 ГОСТ 33388-2015, результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 15.06.2020 главе города Перми прокурором города Перми внесено представление об устранении нарушений законодательства о дорогах, дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, земельного законодательства (т. 1 л.д.6-13).
07.12.2020 департамент дорог и благоустройства администрации города Перми направил в адрес первого заместителя главы администрации Свердловского района г. Перми письмо № 059-24-01-36/3-2720 «О целесообразности», в соответствии с которым с учетом целевого назначения бесхозяйных объектов, счел обоснованным и целесообразным принятие объектов в муниципальную собственность города Перми с последующей постановкой на баланс в МКУ «Пермблагоустройство», следующих дорог, в том числе: проезд по ул. 2-я Полевая, проезд по ул. Уманская (т. 1 л.д. 85-87).
24.05.2023 администрация Свердловского района г. Перми направила в департамент дорог и благоустройства администрации города Перми письмо № 059-39-01-31/03-530 «О финансировании паспортизации дорог», в соответствии с которым просили рассмотреть возможность выделения финансирования на проведение работ по паспортизации (изготовление технического паспорта, постановка на кадастровый учет) следующих дорог: проезд по ул. 2-я Полевая, проезд по ул. Уманская (т. 1 л.д. 80-81).
Удовлетворяя требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что одним из вопросов местного значения, наряду с дорожной деятельностью и организацией благоустройства территории городского округа, является вопрос организации проведения мероприятий по паспортизации автомобильных дорог, в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе полномочиями на принятие мер по организации проведения мероприятий по паспортизации автомобильных дорог.
Учитывая изложенное, требование прокурора Свердловского района г. Перми в части признании незаконным бездействие администрации Свердловского района г. Перми, выразившееся в непринятии мер по паспортизации участка автомобильной дороги по адресам: проезд по ул. 2-я Полевая; проезд по ул. Уманская; возложении обязанность на администрацию Свердловского района г. Перми организовать проведение мероприятий по паспортизации указанных автомобильных дорог, подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с данными выводами суда, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права, по существу не оспариваются.
Так, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд первой инстанций, принимая судебный акт, сослался на положения Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ, приказ Минтранса России от 16.11.2012 № 402 « Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», ГОСТ 33388-2015, и пришел к правильному и обоснованному выводу, что администрацией Свердловского района города Перми не приняты меры к исполнению своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, а именно отсутствие технического паспорта на автомобильную дорогу, что нарушает интересы неопределённого круга лиц в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми, утвержденного постановлением администрации города Перми от 22.02.2008 № 130 (далее - Регламент) определено, что территориальный орган после поступления документов, указанных в пунктах 3.2.1.1, 3.2.1.2 Регламента, в случае поступления (выявления) отказа собственника от права собственности на недвижимое имущество, или указанных в пункте 3.2.3 Регламента, в случае непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, с учетом целевого назначения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, по отраслевому принципу в течение 7 рабочих дней направляет в функциональный орган указанные документы для получения одного из заключений, предусмотренных пунктом 3.3.1 Регламента.
Заключение о наличии оснований для приобретения спорных участков в собственность муниципального образования город Пермь направлено департаментом дорог и благоустройства администрации г. Перми 07.12.2020.
Пункт 3.2.5 Регламента закрепляет за территориальным органом администрации города Перми обязанность в течение 90 дней со дня получения заключения, предусмотренного абзацем вторым пункта 3.3.1 Регламента, обязанность обеспечить постановку бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет (в случае если сведения о недвижимом имуществе отсутствуют в ЕГРН), на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйного, а также получение технического паспорта на него.
Вопреки доводу апелляционной жалобы об увеличении срока по проведению мероприятия по паспортизации автомобильной дороги, Регламентом срок проведения необходимых действий для постановки бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет (в случае если сведения о недвижимом имуществе отсутствуют в ЕГРН), на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйного, а также получение технического паспорта на него определен в 90 дней со дня получения заключения, в связи с чем довод администрации района о неверном определении судом срока исполнения решения является несостоятельным.
Несмотря на представленный администрацией района муниципальный контракт от 15.08.2023 № 41-23, постановка спорных участков на государственный кадастровый учет (в случае если сведения о недвижимом имуществе отсутствуют в ЕГРН), на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйных, а также получение технических паспортов на них, не осуществлены, что свидетельствует о бездействии администрации района по совершению указанных действий в установленный в Регламенте срок.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 310 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г. Перми от 19.09.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Свердловского района города Перми - без удовлетворения.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий подпись.
Судьи краевого суда: подписи.