Судья Лобанова Ю.В. адм.дело №33а-13947/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 октября 2016 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сивохина Д.А.
судей - Лазаревой М.А. и Шилова А.Е.
при секретаре – Астафьевой Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 03 августа 2016 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения»
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании действий незаконными, обязании произвести действия.
Требования ФИО1 мотивировал тем, что он является собственником квартиры <адрес>. В соответствии с программой проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Самарской области указанный дом включен в список домов, где ремонт должен производиться в 2016 году. В таблице 1 приложения к Постановлению Администрации г.о. Самара «Об утверждении муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, на 2015 - 2016 годы в городском округе Самара» от 31.12.2015г. №1674 в строке дома 24 по ул.Ново-Садовой, в графе «материал стен» указан как «панельный». В графе вида работ по капитальному ремонту указано «утепление и (или) ремонт фасада». На самом деле материал стен кирпичный, стены дома по всему периметру отделаны красным облицовочным кирпичом и в ремонте или утеплении не нуждаются.
Ошибочность информации о техническом состоянии стен приведет к неоправданному ремонту фасада дома и нарушит не только его архитектурный облик, но и городского квартала в целом. Считает, что капитальный ремонт следует производить систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, поскольку срок службы этих систем в соответствии с ГОСТами составляют 25 и 40 лет соответственно и за все время эксплуатации дома в течение 48 лет они ни разу не ремонтировались.
С учетом уточнений просил суд признать действия ответчика при проведении мониторинга технического состояния дома 24 по ул.Ново-Садовой ошибочными в части состояния и материала наружных стен. Обязать ответчика в приложении к постановлению от 31.12.2015 исправить указанную ошибку, внести изменения в графу «материал стен» и заменить данные «панельный» на «кирпичный», в графу «вида работ по капитальному ремонту» внести данные, соответствующие техническому состоянию дома с учетом материала наружных стен, определить виды работ по капитальному ремонту, которые обеспечат сохранность дома, приведут его в надлежащее состояние и гарантируют безопасность проживания в нем, а именно: ремонт внутридомовых инженерных систем, установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В суде апелляционной инстанции ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает следующее.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Пунктом 6.1 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются специальными нормами жилищного законодательства (статьи 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации).
Мониторинг технического состояния - комплекс мероприятий по оценке технического состояния многоквартирных домов на территории Самарской области в целях формирования и актуализации региональной программы капитального ремонта.
В силу ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми:
... устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов...
Согласно ч.ч. 1, 4, 6 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором. Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст.21 Закона Самарской области от 21.06.2013г. №60 - ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» мониторинг технического состояния в целях реализации настоящего Закона осуществляется органом государственного жилищного надзора Самарской области. Мониторинг технического состояния осуществляется на основании данных о техническом состоянии многоквартирного дома, представляемых в орган государственного жилищного надзора Самарской области органами местного самоуправления, лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества, в порядке и по форме, установленным органом государственного жилищного надзора Самарской области. Орган государственного жилищного надзора Самарской области ежегодно до 1 марта текущего года представляет в Правительство Самарской области доклад о техническом состоянии многоквартирных домов, расположенных на территории Самарской области, включающий предложения по обеспечению сохранности многоквартирных домов, приведению их в надлежащее состояние и безопасности проживания в них. Указанный доклад подлежит опубликованию органом государственного жилищного надзора Самарской области до 1 апреля текущего года. Результаты мониторинга технического состояния учитываются при формировании и (или) актуализации региональной программы капитального ремонта.
Статья 22 указанного Закона предусматривает проведение капитального ремонта общего имущества осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 5 указанного Закона к полномочиям органа государственного жилищного надзора Самарской области в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества относятся:
ведение реестров уведомлений, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Закона, реестров специальных счетов; информирование органа местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его; мониторинг технического состояния; утверждение формы, в соответствии с которой органами местного самоуправления осуществляется представление данных о техническом состоянии многоквартирного дома в целях мониторинга технического состояния; представление в Правительство Самарской области доклада о техническом состоянии многоквартирных домов, расположенных на территории Самарской области, включающего предложения по обеспечению сохранности многоквартирных домов, приведения их в надлежащее состояние и безопасности проживания в них; осуществление контроля за формированием фондов капитального ремонта; осуществление регионального жилищного надзора за созданием и деятельностью регионального оператора; иные полномочия, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.
Приказом Государственной жилищной инспекции Самарской области от 3 сентября 2013г. №6/13-п о представлении данных о техническом состоянии многоквартирного дома установлено, что указанные данные подаются в соответствии с формой электронного паспорта многоквартирного дома, утвержденной Приказом Госстроя 08.04.2013 № 113/ГС "Об утверждении формы электронного паспорта многоквартирного дома, формы электронного паспорта жилого дома, формы электронного документа о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры и порядка заполнения указанных документов".
Пункт 5.1. раздела 1 приложения №1 к приказу Госстроя содержит сведения о серии и типе проекта дома. Серия и тип проекта дома определяют, среди прочих показателей, материал стен, и наружную отделку фасада дома. Пункт 1.3. раздела 7 приложения №1 к приказу Госстроя содержит сведения о состоянии стен дома и лице, производящем осмотр. Пункт 1.9. раздела 7 приложения №1 к приказу Госстроя содержит сведения о состоянии фасада дома и лице, производящем осмотр.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Порядок установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме регламентируется Постановлением Правительства Самарской области от 16 февраля 2015 г. N 68 «Об утверждении порядка установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме», где в пункте 4 указано, что для установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах уполномоченным органом местного самоуправления в Самарской области создается комиссия, действующая на постоянной основе. Основанием для рассмотрения комиссией вопроса об установлении необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах является поступление в орган местного самоуправления в Самарской области обращения собственников помещений в многоквартирном доме или лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, или организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с приложением заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, или актов органов регионального жилищного надзора и (или) муниципального жилищного контроля, а также обращения некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта".
Комиссия в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных выше документов, в соответствии с ведомственными строительными нормами "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" ВСН 58-88 (р), утвержденными приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, и ведомственными строительными нормами "Правила оценки физического износа жилых зданий" ВСН 53-86(р), утвержденными приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24.12.1986 N 446, рассматривает их на предмет наличия оснований для установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и принимает решение.
Под государственным жилищным надзором согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником квартиры <адрес>
Установлено, что в таблице 1 приложения к Постановлению Администрации г.о. Самара «Об утверждении муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, на 2015 - 2016 годы в городском округе Самара» от 31.12.2015г. №1674 в строке Г16262 указан дом 24 по ул. Ново-Садовой, 1968 года постройки. Материал стен — панельный, виды работ - утепление и (или) ремонт фасада, (опубликовано 14.01.2016).
23.03.2016 ФИО1 обратился в государственную жилищную инспекцию Самарской области с обращением, в котором указал, что материал стен дома 24 по ул. Ново-Садовой - кирпичный, стены дома по всему периметру отделаны красным облицовочным кирпичом и в ремонте или утеплении не нуждаются.
19.04.2016 государственной жилищной инспекцией Самарской области ФИО1 дан ответ, из которого следует, что жильцы вправе, приняв решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости проведения капитального ремонта обратиться в орган местного самоуправления, в данном случае в администрацию Октябрьского района г.Самары, в порядке, установленном Постановлением Правительства Самарской области от 16 февраля 2015 г. №68, для составления акта муниципального жилищного контроля о техническом состоянии инженерных систем для внесения изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта в части изменения вида работ по капитальному ремонту МКД.
Суд первой инстанции, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и нормы права пришел к правильному выводу, что оснований для признания незаконными действий государственной жилищной инспекции при проведении мониторинга не установлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований судом установлено, что в таблице 1 приложения к Постановлению администрации г.о.Самара «Об утверждении муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, на 2015 - 2016 годы в городском округе Самара» от 31.12.2015 №1674 в строке дома 24 по ул. Ново-Садовой, в графе «материал стен» действительно указан как «панельный» ошибочно, так как из договора № 554 передачи квартир в собственность от 16.03.2005 следует, что администрация передает в собственность квартиру в доме № 24 по ул. Ново-Садовая, квартира расположена на 7 этаже, кирпичного 9 этажного дома, 1968 года постройки. 25 % износа.
Статьей 168 Жилищного кодекса РФ установлено, что региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Законом Самарской области от 21.06.2013г. «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» в статье 17 определено, что региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Кроме того, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (п. 6 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что изменение вида работ по капитальному ремонту дома осуществляется путем актуализации, а не внесений в нее изменений, о чем в своем исковом заявлении просил административный истец.
Судебная коллегия соглашается, что региональная программа капитального ремонта является гибким правовым механизмом, фактически правовым ориентиром, достижение ее целей и не исключает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта на более ранние и уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в сторону увеличения их объема, и при наличии к тому оснований соответствующих изменений (дополнений), подлежащих внесению в региональную программу путем ее актуализации.
Согласно Закону Самарской области от 21.06.2013г. «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» мониторинг технического состояния осуществляется органом государственного жилищного надзора Самарской области на основании данных о техническом состоянии многоквартирного дома, представляемых в орган государственного жилищного надзора Самарской области органами местного самоуправления, лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества, в порядке и по форме, установленным органом государственного жилищного надзора Самарской области.
Таким образом, мониторинг технического состояния относится исключительно к компетенции и полномочиям органов местного самоуправления.
Административный истец не представил надлежащих доказательств нарушения его прав государственной жилищной инспекцией, которая не уполномочена на проведение мониторинга, судом первой инстанции также не установлено нарушение прав административного истца.
Таким образом, проанализировав имеющиеся в деле доказательства, правильно установив фактические обстоятельства дела применительно к нормам права, регулирующим возникшие правоотношения, изложив результат их оценки в мотивировочной части решения, суд принял правильное и по существу верное решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными.
Таким образом, проанализировав имеющиеся в деле доказательства, правильно установив фактические обстоятельства дела применительно к нормам права, регулирующим возникшие правоотношения, изложив результат их оценки в мотивировочной части решения, суд принял правильное и по существу верное решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, о незаконности принятого решения не свидетельствуют, данных, нуждающихся в дополнительной проверке, не содержат, аналогичны тем, которые излагались истцом в суде первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, отмену правильного по сути решения не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Октябрьского районного суда г.Самары от 03 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи -