Судья Чурина Е.В. Дело № 33а-13972/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 августа 2017 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.,
судей Тертышной В.В., Антропова Е.А.,
при секретаре Редько Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету взаимодействия с гражданским обществом Администрации Волгограда о признании незаконным решения Комитета взаимодействия с гражданским обществом Администрации Волгограда об отказе в согласовании и предложении изменения даты проведения пикетирования
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 19 июля 2017 года, которым в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к комитету взаимодействия с гражданским обществом администрации Волгограда о признании незаконным решения комитета взаимодействия с гражданским обществом администрации Волгограда об оспаривании решения и возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указала, что 14 июля 2017 года в комитет взаимодействия с гражданским обществом администрации Волгограда административным истцом было подано уведомление о намерении провести массовое мероприятие в форме пикетирования группой граждан 20 июля 2017 года с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут напротив дома № 42 по ул. Рабоче-Крестьянской в Ворошиловском районег. Волгограда, с предполагаемым количеством участников до 10 человек.
Цель публичного мероприятия «информирование граждан о подготовке к сбору подписей за выдвижение Алексея Навального в кандидаты на пост Президента Российской Федерации».
17 июля 2017 года комитет взаимодействия с гражданским обществом администрации Волгограда направил административному истцу письмо, в котором отказано в согласовании проведения публичного мероприятия в заявленную дату и предложено перенести данное мероприятие на иную дату.
В обоснование своей позиции административный ответчик, указывает в своем ответе, что очередные выборы Президента Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» должны состояться в марте 2018 года. Решение о назначении данных выборов должно быть принято в декабре 2017 года. На основании ст.ст. 34,35 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» выдвижение кандидатов на рассматриваемых выборах может осуществляться после официального опубликования решения об их назначении.
Агитационный период на выборах Президента Российской Федерации в соответствии со ст. 50 указанного закона, начинается со дня представления кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявления о согласии баллотироваться.
Полагала, что утверждение административного ответчика о том, что ФИО4 и его сторонники не вправе до объявления выборов вести предвыборную агитацию, основывается на неправильном применении положений Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», так как указанный закон содержит собственное понятие предвыборной агитации. Исходя из определения, никакие действия за рамками избирательной кампании не могут быть предвыборной агитацией. Деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), осуществляемая за пределами избирательной кампании, не является предвыборной агитацией в соответствии с п. 2 ст. 8 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Тем более что ФИО4 пока не является кандидатом на выборах Президента Российской Федерации. В настоящее время никакой официальной избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации не проводится. Очередные выборы Президента должны состояться в марте 2018 года, решение о назначении данных выборов должно быть принято в декабре 2017 года.
Таким образом, официальное выдвижение кандидатов будет возможно начиная с декабря 2017 года и только после официального опубликования соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Действия по организации «штабов» для поддержки «кандидата» А.А. Навального находятся за рамками официальной избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и вне регулирования законодательства о выборах.
Считала, что комитет взаимодействия с гражданским обществом администрации Волгограда совершает незаконные действия, отказывая в согласовании публичного мероприятия, тем самым нарушая права на проведение публичного мероприятия, установленные ст. 31 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Просила признать незаконным решение комитета взаимодействия с гражданским обществом администрации Волгограда об отказе в согласовании ФИО1 пикетирования группой граждан 20 июля 2017 года в период с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут напротив дома № 42 по ул. Рабоче-Крестьянской в Ворошиловском районе г. Волгограда, с предполагаемым количеством участников до 10 человек и возложить обязанность на комитет взаимодействия с гражданским обществом администрации Волгограда согласовать проведение пикетирования группой граждан 20 июля 2017 года в период с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут напротив дома № 42 по ул. Рабоче-Крестьянской в Ворошиловском районе г. Волгограда, с предполагаемым количеством участников до 10 человек.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 оспаривает законность и обоснованность решения суда. Просит решение по делу отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение норм процессуального и материального права.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщила.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объеме, оценив имеющиеся в административном деле доказательства, выслушав представителя административного ответчика ФИО3, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, 14 июля 2017 года ФИО1 подала в комитет взаимодействия с гражданским обществом администрации Волгограда уведомление о проведении 20 июля 2017 года с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут напротив дома № 42 по ул. Рабоче-Крестьянской в Ворошиловском районе г. Волгограда, с предполагаемым количеством участников до 10 человек. Цель публичного мероприятия - информирование граждан о подготовке к сбору подписей за выдвижение Алексея Навального в кандидаты на пост Президента Российской Федерации.
Письмом комитет взаимодействия с гражданским обществом администрации Волгограда № КВсГО-1440и от 17 июля 2017 года проинформировал организатора публичного мероприятия о том, что очередные выборы Президента Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» должны состояться в марте 2018 года. Решение о назначении данных выборов должно быть принято в декабре 2017 года. На основании ст.ст. 34,35 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» выдвижение кандидатов на рассматриваемых выборах может осуществляться после официального опубликования решения об их назначении. Агитационный период на выборах Президента Российской Федерации в соответствии со ст. 50 указанного закона, начинается со дня представления кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявления о согласии баллотироваться.
Указывая о том, в настоящее время действия, связанные с выдвижением кандидатов на указанных выборах, осуществляться не могут, комитет взаимодействия с гражданским обществом администрации Волгограда предложил административному истцу перенести время проведения запланированного публичного мероприятия до официального решения о назначении выборов Президента Российской Федерации.
Принятие такого решения явилось поводом для обращения административного истца в суд.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения органа местного самоуправления.
Судебная коллегия находит такой вывод суда первой инстанции правильным.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В целях обеспечения реализации указанного права был принят Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон № 54-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Пункт 3 статьи 17 Конституции РФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 3 Закона № 54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается, в том числе, на принципе законности, то есть соблюдении положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
На основании ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой этот необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона № 54-ФЗ, проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 67-ФЗ) информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.
В силу положений п. 4 ст. 2 Закона № 67-ФЗ агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
В соответствии с п. 19 ст. 2 Закона № 67-ФЗ избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Согласно ч. 2 ст. Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» агитационный период начинается со дня представления кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявления о согласии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
Как установлено п. 2 ст. 48 Закона № 67-ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком- либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Указанная норма права корреспондируется с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
Как разъяснено в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» судам необходимо разграничивать деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации по информированию избирателей от использования средств массовой информации для предвыборной агитации. В отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенных кандидатов, списки кандидатов или против него (против них).
При рассмотрении дела суд установил, что ранее письмами комитета взаимодействия с гражданским обществом администрации Волгограда от 19 июня 2017 года № КВсГО-1159и, № КВсГО-1160и, № КВсГО-1161и, № КВсГО-1162и, Комитетом взаимодействия с гражданским обществом администрации Волгограда было согласовано проведение публичных мероприятий в форме пикетирований 20 июня 2017 года, 21 июня 2017 года, 23 июня 2017 года на пл. им. В.И. Ленина Центрального района г. Волгограда, с целью информирования граждан о подготовке к сбору подписей за выдвижение Алексея Навального в кандидаты на пост Президента Российской Федерации.
Также письмами Комитета взаимодействия с гражданским обществом Администрации Волгограда №КВсГО-1294и от 04 июля 2017 года Комитетом было согласовано проведение публичного мероприятия в форме пикетирования 07 июля 2017 года на площади Металлургов в Краснооктябрьском районе Волгограда, письмом №КВсГО-1288и от 30 июня 2017 года Комитетом согласовано проведение публичного мероприятия в форме пикетирования 08 июля 2017 года в сквере напротив ТРЦ «Диамант» в <...>).
Судом установлено, что в ходе проведения указанных мероприятий раздавались листовки с информацией: «Кто такой ФИО4, биография кандидата в Президенты РФ, программа А.Навального по развитию России, как врет Кремль, правда против государственной пропаганды».
Проведение указанных мероприятий проводилось с использованием быстровозводимой (быстро-разборной) конструкции, на сторонах которых имелись баннеры, содержащие информацию и фото А.Навального с надписью: «Пора выбирать»; Навальный 20!8; Как помочь: зарегистрируйтесь на сайте 2018.navalny.com: чтобы мы могли рассчитывать на вашу подпись в январе 2018 года. Попросите зарегистрироваться знакомых. Покажите друзьям фильм «Он Вам не Димон» и расскажите о программе Навального. Станьте волонтером. Приходите в штаб в своем городе, нам очень нужна ваша помощь. Станьте агитатором: закажите наклейки кампании и наклейте на свой автомобиль, ноутбук или телефон. Поддержите кампанию. Вы можете перевести деньги одним из способов, указанных на сайте».
Следовательно информация, которая распространяется на подобных мероприятиях обладает признаками предвыборной агитации, доказательств обратного стороной административного истца в ходе судебного разбирательства не представлено.
Исходя из перечисленных норм закона и учитывая цели запланированного публичного мероприятия, комитет взаимодействия с гражданским обществом администрации Волгограда пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для оценки целей публичного мероприятия как агитации в поддержку ФИО4 в период, когда решение о назначении выборов не принято, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, Федеральному закону от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и предложил перенести время проведения запланированного публичного мероприятия до официального решения о назначении выборов Президента Российской Федерации.
Учитывая, что административный истец в уведомлении о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования целью его проведения указал «информирование граждан о подготовке к сбору подписей за выдвижение Алексея Навального в кандидаты на пост Президента Российской Федерации», тогда как в соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, то заявленная в уведомлении цель мероприятия не соотносится с целями пикетирования, определенными в п. 6 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, поскольку не может быть отнесена к публичному выражению мнений, то данное обстоятельство давало административному ответчику основания для принятия оспариваемого решения.
Признавая правильным по существу решение суда первой инстанции, судебная коллегия считает необходимым отметить, предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, дав согласие на проведение публичного мероприятия, комитет взаимодействия с гражданским обществом администрации Волгограда тем самым санкционировал бы совершение противоправных деяний со стороны административного истца, что противоречило бы положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому орган местного самоуправления осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Судебная коллегия не усматривает нарушение прав административного истца оспариваемым решением, поскольку ответ Комитета взаимодействия с гражданским обществом администрации Волгограда не является отказом в проведении публичного мероприятия, а содержит предложение об изменении времени проведения указанного мероприятия.
Принимая во внимание, что при рассмотрении спора не установлена совокупность обстоятельств, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, необходимых для удовлетворения заявления об решения органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, а именно: несоответствие решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, основания для удовлетворения административного иска отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Законом № 54-ФЗ не предусмотрена возможность изменения органом местного самоуправления даты проведения публичного мероприятия, не состоятельны к отмене решения суда, так как основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Правовые основы исчисления времени регулируются Федеральным законом от 3 июня 2011 года № 107-ФЗ «Об исчислении времени», исходя из статьи 2 которого время исчисляется днями, неделями, месяцами, годами, часами.
Следовательно, по смыслу п.2 ч.1 ст. 12 Закона № 54 при доведении органом местного самоуправления до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении времени проведения публичного мероприятия, изменению могут подлежать не только часы проведения публичного мероприятия, но и календарная дата.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, являются аналогичными тем, которые были предметом судебного разбирательства и судом оценены, а поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения. Они направлены на переоценку исследованных судом доказательств, на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, поэтому их нельзя признать убедительными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 19 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий судья: подпись
Судьи: подписи
«Согласовано»:
Судья Волгоградского областного суда С.С. Сергеев