ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-13996/20 от 17.11.2020 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-13996/2020 Судья: Зейналова К.О.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 17 ноября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего Шеломановой Л.В.

судей Стаховой Т.М. Поповой Е.И.

при секретаре Шибановой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-165/2020 (2а-2784/2019) по апелляционной жалобе Владыко Р.Ю., Владыко М.А., действующих также как законные представители несовершеннолетних Владыко А.Р., Владыко А.Р. на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года по административному исковому заявлению Владыко Р.Ю., Владыко М.А., действующих также как законные представители несовершеннолетних Владыко А.Р., Владыко А.Р., к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу об оспаривании приостановления государственной регистрации, отказа в государственной регистрации права, обязании совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В., административного истца Владыко А.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Административные истцы обратились в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, к районному отделу южного Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее – Управление Росреестра) в котором с учетом уточнений поданных в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просили: отменить уведомление о приостановлении государственной регистрации права и дополнение к уведомлению о приостановлении государственной регистрации права; обязать органы Росреестра внести изменения в ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, указав в отношении земельного участка с кадастровым номером №... сведения о нахождении земельного участка в общедолевой собственности собственников помещений в многоквартирном жилом доме; обязать органы Росреестра внести изменения в ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, указав в отношении теннисного корта, теннисных столов, детских площадок, площадок для отдыха, скамеек, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №... сведения о нахождении указанных объектов в общедолевой собственности собственников помещений в многоквартирном жилом доме; обязать органы Росреестра и других участвующих лиц в деле определить размер доли в общедолевой собственности на земельный участок и иные объекты, фактически находящиеся в общедолевой собственности; выдать выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на земельный участок с внесенным исправлениями в п. 1 раздела 2 выписки «Правообладатель»; выдать выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на доли квартиры с указанием доли в общедомовом имуществе многоквартирного дома, в том числе и в земельном участке под многоквартирным домом; отменить уведомление об отказе в государственной регистрации от <дата>№...,183; взыскать с Управления Росреестра по Санкт-Петербургу государственную пошлину в размере 300 рублей.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. <дата> административные истцы обратились в Управление Росреестра с заявлением об установлении размера их долей в общем имуществе многоквартирного дома с учетом земельного участка, исходя из размера жилой площади, принадлежащей им квартиры; внести изменения в кадастр недвижимости, отразив в нем принадлежность земельного участка к общему имуществу многоквартирного дома по адресу: <адрес>; внести изменения в ЕГРН, отразив в нем долю закрепленного в общем имуществе многоквартирного дома за заявителями; выдать заявителям правоустанавливающие документы на квартиру, дом и земельный участок с внесенными изменениями и исправлениями с указанием их долей в общедомовом имуществе и общем земельном участке.

<дата> административными истцами получено уведомление Управления Росреестра о приостановлении государственной регистрации от <дата>, в котором заявителям было предложено предоставить решение (протокол) общего собрания собственников, иное соглашение участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме, содержащее указание на размер доли каждого собственника помещения в многоквартирном жилом доме, сведений о собственника конкретных помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном жилом доме (подлинник или копия).

На ответ административных истцов о необоснованности требований, <дата> ими было получено дополнение к уведомлению о приостановлении государственной регистрации от <дата>, из содержания которого следует, что сведения об отнесении земельного участка с кадастровым номером №... к общему имуществу многоквартирного дома в ЕГРН отсутствуют, документы о формировании земельного участка в регистрационный орган не поступали.

<дата> административными истцами получено уведомление об отказе в государственной регистрации в связи с не предоставлением документов, необходимых для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Административные истцы считают, что из содержания имеющейся выписки из ЕГРН следует, что земельный участок под домом сформирован, зарегистрирован с присвоением кадастрового номера №... и имеет вид разрешенного использования – для размещения жилого дома (жилых домов). В приложении №... «Состав общего имущества многоквартирного дома» к договору управления многоквартирным домом № №... от <дата> также указан земельный участок и его площадь, которые соответствуют выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении административного иска Владыко Р.Ю., Владыко М.А., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Владыко А.Р., Владыко А.Р., отказано.

Не согласившись с решением суда, административные истцы подали на него апелляционную жалобу, в которой ставят вопрос об отмене решения суда и принятии нового, полагая судебный акт незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм, как процессуального, так и материального права. Просят удовлетворить заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям.

В заседание суда апелляционной инстанции административный истец Владыко М.А., представители административного ответчика Управления Росреестра, заинтересованных лиц - Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «СТУИО» МО РФ, ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» МО РФ, ЖК Санкт-Петербурга, Комитета по строительству Санкт-Петербурга, КИО Санкт-Петербурга, ГЖИ Санкт-Петербурга, Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, ООО «Балтрос», ООО «Новая Ижора», а также военный прокурор Санкт-Петербургского гарнизона не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили. Руководствуясь положениями части 6 статьи 226, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно материалам дела Владыко Р.Ю., Владыко М.А. и их несовершеннолетние дети Владыко А.Р. и Владыко А.Р. являются собственниками по ? доли в праве собственности за каждым квартиры в многоквартирном доме (далее – МКД), расположенном на земельном участке с кадастровым номером №..., по адресу: <адрес> (л.д.46-53 том 1).

<дата> административные истцы через МФЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга обратились в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером №... по адресу: Санкт-<адрес>, (квартал VI) (л.д.17-18 том 1).

<дата> Управление Росреестра по Санкт-Петербургу Уведомлением N 78/085/004/2019-165, 78/085/004/2019-183 информировало заявителей о приостановлении государственной регистрации права долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером №... до <дата>, в связи с тем, что заявителями не представлены (не поступили): решение (протокол) общего собрания собственников, иное соглашение участников общей долевой собственности на общее имущество в МКД, содержащее указание на размер доли каждого собственника помещения в МКД, сведений о собственниках конкретных помещений (жилых иди нежилых) в МКД (подлинник, копия); ответ на запрос Управления Росреестра в КИО Санкт-Петербурга о предоставлении информации, проходил ли формирование земельный участок с кадастровым номером №... под размещение МКД, имеются ли какие-нибудь документы о формировании земельного участка, утверждались ли границы земельного участка под МКД и придомовая территория, может ли земельный участок по вышеуказанному адресу быть признан, как сформированный под МКД с учетом требований Жилищного кодекса Российской Федерации, требований земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и в соответствии с законом Санкт-Петербурга от <дата>№..., был ли земельный участок с кадастровым номером №... сформирован как объект недвижимого имущества, являющийся общим имуществом МКД (по адресу: <адрес><адрес>), весь ли земельный участок необходим для обслуживания указанного МКД (л.д. 19-20 том 1).

<дата> административные истцы через МФЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга подали заявление, в котором указали на незаконность истребования от них вышеуказанных документов, полагая, что данное требование применимо к МКД построенным и введённым в эксплуатацию до 1998 года (л.д. 21-22 том 1).

<дата> Управление Росреестра по Санкт-Петербургу дополнением к Уведомлению о приостановлении государственной регистрации N №..., №..., №... отказало административным истцам в снятии приостановления действий по государственной регистрации долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером №... по адресу: <адрес> (квартал VI). При этом, заявители было указано на необходимость представления документов, а также заявители были информированы об отсутствии сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером 78:42:0018304:211 к общему имуществу МКД, предназначенному для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома в ЕГРН и не поступлении ответа на межведомственный запрос из Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга №... (л.д. 23-24 том 1).

<дата> в государственной регистрации долевой собственности административным истцам было отказано по основаниям, указанным в Уведомлениях N 78/085/004/2019-165,183 (л.д. 102-104 том 1) а именно: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации по межведомственным запросам. В Уведомление об отказе в государственной регистрации права Управление Росреестра указало, что документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка, на котором расположен МКД, необходимые для оформления права общей долевой собственности на указанный земельный участок, на регистрацию не поступали. По сведениям из ФГКУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу, государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №... осуществлен <дата> в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №... на основании заявления от 17.07.2012 № 7841/101/12-1629 и приложенного к нему межевого плана (в том числе Распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 29.06.2012 №4098-рк «Об утверждении границ земельного участка»)). Сведения о подготовке Распоряжения во исполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и распоряжения правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 №25-рп «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организации при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом» не поступали, в связи с чем, у регистрационного органа отсутствуют основания для отнесения земельного участка с кадастровым номером №... к общему имуществу МКД, предназначенного для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома. (л.д.102-104 том 1).

Согласно сведениям ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №...: сформирован <дата>; площадь 37 745 +/-68 кв.м.; установлены ограничения - зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности площадью 37 745 кв.м., право прохода и проезда площадью 20 565 кв.м.(л.д. 12-14 том 1).

Согласно материалам цветной аэрофотосъемки в границах спорного земельного участка расположены спортивная площадка и внутриквартальные проезды (л.д. 182 том 1).

В материалы дела представлен ответ Управления землеустройства и обеспечения кадастровых работ Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от <дата> из содержания, которого следует, что земельный участок с кадастровым номером №... был образован до осуществления благоустройства в его границах и на смежной территории. В настоящее время на земельном участке расположены элементы благоустройства, не являющиеся общим имуществом собственников помещений в МКД по адресу: <адрес> в том числе внутриквартальные проезды, спортивная площадка. Земельный участок с кадастровым номером №... не является общей долевой собственностью МКД по адресу: <адрес> Земельный участок для указанного МКД не формировался, его кадастровый учет не проведен, МКД расположен на территории, в отношении которой проект межевания не разработан (л.д.179-181 том 1).

По сведениям аэрофотосъемки в границы земельного участка №... включены внутриквартальные проезды (л.д.177-178 том 1).

Согласно сведениям, содержащимся на официальном интернет портале РГИС (http://rgis.spb.ru), спорный земельный участок был сформирован для размещения открытого плоскостного физкультурно-спортивного сооружения площадью 730 кв.м., жилого дома площадью 264 кв.м., жилого дома площадью 2 005 кв.м.

Суд первой инстанции на основании представленных доказательств, отказал в удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что на земельном участке с кадастровым номером №... находятся элементы благоустройства, которые не являются общим имуществом собственников помещений в МКД по адресу: <адрес> земельный участок под МКД не сформирован и его кадастровый учет не проведен, переход данного земельного участка с кадастровым номером 78:42:0018304:211 в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, построенном в его границах, противоречит жилищному и земельному законодательству.

Названные суждения судебная коллегия признает правильными, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и законов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Основания для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьями 26 и 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

На основании частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Из разъяснений данных в пунктах 66 и 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" согласно части 1 статьи 16 Закона N 189-ФЗ и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. В силу частей 3 и 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Закона N 189-ФЗ). Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ). В силу частей 2 и 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

Формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, следовательно, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Из содержания статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, проектная документация лесных участков, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения).

Порядок подготовки документации по планировке территории определен главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 N 25-рп утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Исходя из содержания приведенных выше норм права, формирование земельного участка под МКД предполагает проведение всего комплекса мероприятий, включающих в себя определение границ участка путем утверждения проекта планировки и межевания территории, проведение работ по межеванию и постановку земельного участка на кадастровый учет.

Вместе с тем, как следует из представленных доказательств, при обращении в регистрирующий орган административные истцы не представили документы, подтверждающие, что земельный участок под МКД по адресу: <адрес>, необходимый для эксплуатации и обслуживания указанного жилого дома, сформирован и поставлен на кадастровый учет.

В опровержение утверждениям административных истцов, согласно доказательствам, представленным в материалы дела, земельный участок с кадастровым номером №... не сформирован в качестве земельного участка под МКД по адресу: <адрес> Указанный земельный участок является одним земельных участков, образованных при разделе земельного участка с кадастровым номером №... на основании заявления от <дата>№... и приложенного к нему межевого плана, Распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от <дата>№...-рк «Об утверждении границ земельного участка», в отношении указанного земельного участка установлены ограничения - зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности площадью 37 745 кв.м., право прохода и проезда площадью 20 565 кв.м., что также подтверждается представленными по запросу суда апелляционной инстанции материалами кадастрового дела объекта недвижимости.

Из письменных объяснений заинтересованного лица – Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга следует, что на дату рассмотрения спора ведется работа по образованию земельного участка, определяющего границы спортивной площадки, расположенной в настоящее время на земельном участке №... После проведения кадастрового учета формируемого земельного участка и регистрации в отношении его собственности Санкт-Петербурга, кадастровый учет земельного участка №... будет прекращен. При формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, должны соблюдаться следующие правила: - из границ земельного участка должна быть исключена территория, занятая улицами, проездами, скверами, водоемами и т.п., в том числе занятая внутриквартальными проездами, являющимися элементами планирования структуры кварталов, осуществляющими связь с улично-дорожной сетью, так как земельные участки общего пользования, занятые указанными объектами, должны находится в государственной собственности, и, в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ, приватизации не подлежат; - границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, необходимо определять с учетом утвержденных в установленном порядке красных линий застройки и границ смежных участков; - в границы земельного участка не могут входить территории зеленых насаждений общего пользования, перечень которых утверждён Законом Санкт-Петербурга от 08.10.2007 № 430-85 «О зеленых насаждениях общего пользования»; - границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не должны произвольно пересекать газоны, клумбы, игровые площадки, пешеходные дорожки и прочие элементы благоустройства территории. Спорный земельный участок был образован до осуществления благоустройства в его границах и на смежной территории. В настоящее время на земельном участке расположены элементы благоустройства, не являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в том числе внутриквартальные проезды, спортивная площадка (л.д. 174-176 том 1).

Как следует из Приложения №2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 «О правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга» теннисные столы, детские площадки, площадки для отдыха, скамейки относятся к видам элементов благоустройства Санкт-Петербурга.

В соответствии с Приказом Минстроя России от 07.03.2019 N 153/пр "Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома" размер образуемого земельного участка рекомендуется определять исходя из наличия на прилегающей к многоквартирному дому территории элементов благоустройства, созданных при финансовом участии собственников помещений в многоквартирном доме в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", с учетом утвержденного органами местного самоуправления дизайн-проекта благоустройства дворовой территории.

Доказательств финансирования собственниками помещений в МКД благоустройства территории прилегающей к МКД в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, следует прийти к выводу о том, что осуществить регистрацию права общей долевой собственности административными истцами на земельный участок, а также на заявленные в административном иске элементы благоустройства в соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" невозможно до его фактического формирования под размещение многоквартирного жилого дома и постановки на кадастровый учет, в связи с чем, оспариваемые решения Управления Росреестра по Санкт-Петербургу следует признать законными и обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы о формировании земельного участка со ссылкой на договор управления МКД № №... от 04 декабря 2013 года судебная коллегия находит ошибочными, основанными на неверном толковании закона, поскольку указанный договор правоустанавливающим документом применительно к спорным правоотношениям не является.

Иные доводы апелляционной жалобы на правильность выводов суда первой инстанции не влияют.

При этом, судебная коллеги учитывает, что каких либо других требований к иным лицам, участвующим в деле административными истцами не заявлялось, в качестве административных ответчиков они не привлекались.

При таких данных судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными, а решение принятым в соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ с учетом фактических обстоятельств дела и в соответствии с нормами материального права, регламентирующими рассматриваемые правоотношения; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ); установленные обстоятельства, имеющие значение для дела, доказаны совокупностью собранных по делу доказательств и получили надлежащую оценку в строгом соответствии со статьями 64 и 84 КАС РФ. Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют.

Основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, по материалам административного дела не установлены. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.

Руководствуясь ст. ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.

Председательствующий:

Судьи: