ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1399/19 от 10.10.2019 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Монгуш Р.С. № 33а-1399/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 10 октября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

судей Дулуша В.В., Железняковой С.А.,

при секретаре Данзырын А.С.-М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. административное дело по административному исковому заявлению П., ПС, Б., БВ, С., Д. к Мэрии г. Кызыла, Межведомственной комиссии Мэрии г. Кызыла о признании акта обследования и заключения межведомственной комиссии Мэрии г. Кызыла о признании жилого помещения непригодным для проживания незаконными, признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления Мэрии г. Кызыла от 27.12.2013 № 1802 «Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла в 2013-2017 годах, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» в части включения многоквартирного жилого дома по адресу: ** в перечень аварийных многоквартирных домов по апелляционной жалобе административного ответчика - Мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 июня 2019 года,

у с т а н о в и л а :

Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Мэрии г. Кызыла, Межведомственной комиссии Мэрии г. Кызыла о признании акта обследования и заключения межведомственной комиссии Мэрии г. Кызыла о признании акта обследования и заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания незаконными, указав, что являются собственниками квартир в многоквартирном доме по адресу: ** в состав которого входит 8 отдельных жилых помещений-квартир, что подтверждается выпиской ЕГРН от 08.06.2018 года. Истцам принадлежат на праве собственности по адресу: ** следующие квартиры: П., ПС - кв. 2, ПС - кв. 1 и кв.8, Б. - кв. 5, БВ - кв.6, С. - кв. 3, Д. - кв. 7.

16 мая 2018 года БВ. обратилась в Мэрию г. Кызыла с запросом, признан ли многоквартирный жилой дом ветхим и аварийным, так как в управляющей компании «Енисей» собственникам при оплате коммунальных услуг было сообщено, что скоро их будут переселять. Из ответа Мэрии г. Кызыла от 28 мая 2018 года следует, что в 2008 году межведомственной комиссией дом был обследован и по результатам работы составлены Акт обследования от 09.12.2008 г. и заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания о, дом признан аварийным и подлежащим сносу. С данными актом и заключением административные истцы не согласны, считают, что указанные ненормативные правовые акты не соответствуют закону, нарушают права собственников.

Собственники помещений не уполномочивали Р.. представлять их интересы при обследовании. Обследование квартир проводилось в нарушении ст.ст. 14,15 Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения непригодным для проживания». Выводы комиссии о том, что износ дома составляет 90 %, не соответствуют техническому состоянию дома в целом и квартир. В квартирах сделан качественный дорогостоящий ремонт, системы водоснабжения, водоотведения, тепла и электричества находятся в исправном состоянии, что подтверждается фото квартир собственников. Техническое состояние дома и квартир не представляет опасности для жизни и здоровья проживающих. Таким образом, признание дома аварийным произведено с нарушением процедуры признания дома аварийным, без соответствующего обследования.

Постановлением Мэрии г. Кызыла от 27.12.2013 № 1802 «Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла в 2013-2017 годах, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» многоквартирный жилой дом по адресу: ** включен в перечень аварийных многоквартирных домов.

С учетом уточнений иска просили признать акт обследования от 09.12.2008 года и заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 16.12.2008 года, назначенной Постановлением Мэра г. Кызыла от 28.11.2008 № 1742, о признании многоквартирного жилого дома по адресу: г. ** аварийным и подлежащим сносу незаконными, признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Мэрии г. Кызыла от 27.12.2013 № 1802 «Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла в 2013-2017 годах, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» в части включения многоквартирного жилого дома по адресу: ** в перечень аварийных многоквартирных домов. Также обязать Мэрию г. Кызыла опубликовать сообщение о принятом решении в течении одного месяца со дня вступления его в законную силу в периодическом печатном издании средства массовой информации» Кызыл неделя или в газете «Тывинская правда», «Шын».

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 июня 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.

Не согласившись с решением, административный ответчик – Мэрия г. Кызыла подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить абзац 4 резолютивной части решения и изложить в новой редакции «Обязать Мэрию г. Кызыла опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в порядке, установленном Уставом городского округа «Город Кызыл Республики Тыва». В обоснование жалобы указывает, что исходя из действующих нормативно-правовых актов следует, что для официального опубликования органы местного самоуправления г. Кызыла могут опубликовать текст акта в периодическом печатном издании, распространяемом на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» либо на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Устав города Кызыла не устанавливал в качестве печатного издания газеты «Кызыл неделя», «Тувинская правда», «Шын». Считает, что при вынесении решения суда суд должен был руководствоваться действующими нормативно-правовыми актами либо указать на необходимость опубликовать сообщение в издании, предназначенном для официального опубликования муниципальных правовых актов г. Кызыла Республики Тыва.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в числе прочих, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее -Положение), которое, в числе прочего, регламентирует деятельность межведомственной комиссии, устанавливает порядок и требования к проведению оценки объектов.

Согласно п. 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.

В ранее действовавшей редакции данной нормы (от 08.04.2013 N 311) также предусматривалось, что к работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правое решающего голоса.

Как следует из материалов дела, постановлением мэра г. Кызыла от 28 ноября 2008 года № 1742 в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа - «Город Кызыл Республики Тыва» и Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утверждена муниципальная межведомственная комиссия о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно акту от 09 декабря 2008 года обследования помещения - жилого дома, расположенного по адресу: ** межведомственная комиссия, назначенная Постановлением мэра г. Кызыла от 28.11.2008 года № 1742, в составе членов комиссии», собственника помещения и уполномоченного им лица Р.. произвела обследование помещения по заявлению Р.. Краткое описание состояния дома: дом кирпичный, двухэтажный, 1958 года постройки, срок фактической эксплуатации - 50 лет, общая площадь - 378,70 кв.м., фундамент - из бутового камня, имеются местами сквозные трещины, осадки, раствор низкого качества; материал стен кирпичный, перегородки - тесовые, имеются большие щели, и трещины, перекошены; перекрытие - несущие-балки перекрытия имеют недопустимые перегибы от старости и усталости; полы деревянные имеют прогибы, щели, трещины и вследствие чего имеют недопустимые уклоны. Практически все несущие деревянные конструкции отслужили свой нормативный срок, деформация которых свидетельствует об исчерпании их несущей способности и опасности их обрушения; проект по которому строился этот дом, не предусматривал антисейсмические мероприятия; инженерные системы дома (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, электроосвещение) не отвечают требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, микроклимат жилых помещений (квартир) не соответствует необходимым санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам. Заключение комиссии по результатам обследования: признать жилой дом, расположенный по адресу: **, аварийным и подлежащим сносу.

Заключением от 16 декабря 2008 года межведомственная комиссия, назначенная постановлением мэра г.Кызыла от 16.12.2008 года №1742 в составе членов комиссии собственника помещения и уполномоченного им лица Ооржак Р.Д. произвела обследование помещения по заявлению Ооржак Р.Д. и приняла заключение о признании многоквартирного жилого дома по адресу: ** аварийным и подлежащим сносу в связи с большим износом в процессе его эксплуатации (100 %).

На основании свидетельств о государственной регистрации права от 11 апреля 2013 году ПС принадлежит квартира, расположенная по адресу: **

ПС совместно с П.. также является собственником квартиры 2 по **, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29 апреля 2013 года.

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 26 марта 2018 года подтверждается, что квартира, расположенная по адресу: ** принадлежит ПС.

С. является собственником квартиры 3 по ул. ** что подтверждается договором дарения от 02 августа 2017 года.

БВ на праве общей долевой собственности принадлежит квартира 6 по **, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13 января 2012 года.

Квартира 5 ** является собственностью Б. что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Д. является собственником квартиры **, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

На запрос суда 21 сентября 2018 года мэрия г. Кызыла сообщила, что жилой дом по ул** 7-ми квартирный, общей площадью 378,7 кв.м, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» межведомственной комиссией признан аварийным и подлежащим сносу 16 декабря 2008 года.

25 октября 2018 года мэрия г. Кызыла на запрос суда ответила, что жилой дом по ** 7-ми квартирный, общей площадью 378,7 кв.м. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» межведомственной комиссией признан аварийным и подлежащим сносу 16.12.2008. Многоквартирный жилой ** включен в программу переселения из ветхого аварийного жилья. Признан аварийным и подлежащим сносу 09.12.2008 года межведомственной комиссией мэрии г. Кызыла, назначенной постановлением мэра г. Кызыла от 28.11.2008 г.

Заключением экспертов ООО «Независимая экспертиза» вопрос «Является ли многоквартирный жилой дом, по адресу: Республика Тыва, **, ветхим и аварийным, пригодным для проживания?» был дан ответ: Многоквартирный дом по адресу: **, ветхим и аварийным не является. Многоквартирный жилой дом по адресу: Республика ** является пригодным для проживания. Основания для признания жилого многоквартирного дома по адресу: Республика Тыва, ** аварийным и подлежащим сносу в соответствии с разделом 3 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома и подлежащим сносу или реконструкции» не имеется. Многоквартирный дом по адресу: ** отвечает требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома и подлежащим сносу или реконструкции пунктов раздела 2 «Требования которые должны отвечать жилое помещение». На основании данных, полученных в результате обследования при проведении осмотра основных конструкций жилого многоквартирного дома по адресу: **, в соответствии с положениями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» техническое состояние основных конструкций жилого дома находится в работоспособном техническом состоянии - категории технического состояния, при которой некоторые из числа оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований в конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и необходимая несущая способность конструкций и грунтов основания с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений обеспечивается. Обследуемый жилой дом соответствует требованиям ст. 7 «Требования механической безопасности» Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». По механической безопасности здания (сооружения): параметры микроклимата в помещениях жилого дома соответствуют требованиям ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях». Жилой дом не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, пригоден для дальнейшей эксплуатации по своему назначению.

Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении административного иска, исходил из показаний свидетеля Г.., пояснений административных истцов, которые поясняли, что их не привлекали к работе комиссии, не уведомляли о времени и месте заседания комиссии, не осматривали помещения, чердачное помещение, подвалы,также лицо, указанное в акте обследования и заключении комиссии - Р.., они не знают и не уполномочивали его представлять их интересы во время заседания комиссии, тем более обращаться с заявлением в мэрию г.Кызыла о признании их дома непригодным для проживания, а также учел факт непредставления доказательств, свидетельствующих обратное и подтверждающие правомерность и законность действия межведомственной комиссии.

Акт и заключение межведомственной комиссии от 16 декабря 2008 года о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания в силу нарушения процедуры признания данного дома аварийным обоснованно признаны судом незаконными, так как к участию в комиссии не привлекались собственники жилых помещений, не было проведено его обследование специализированной организацией, были допущены существенные нарушения прав и законных интересов собственников многоквартирного жилого дома.

Постановлением Мэрии г. Кызыла от 27 декабря 2013 года № 1802 «Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла, в 2013-2017 годах с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» жилой дом, находящийся по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Щетинкина-Кравченко, д. 17, включён в перечень аварийных многоквартирных домов, планируемых к сносу.

Суд первой инстанции также обоснованно исходил из того, что оспариваемое постановление Мэрии в части включения спорного дома в программу нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку они являются собственниками помещений в спорном доме, который на основании этого постановления может быть снесён.

На основании частей 2 и 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019), муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Как установлено судом, оспариваемый нормативно-правовой акт опубликован в периодическом печатном средстве массовой информации «Кызыл неделя» от 17-23 января 2014 года № 2 и на официальном сайте городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (www.mkyzyl.ru) 9 января 2014 года, вступил в силу с 3 февраля 2014 года.

Статьёй 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 1).

В Законе Республики Тыва от 26 декабря 2012 года № 1694-ВХ-1 «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва» указано, что ведение Регистра осуществляется уполномоченным Правительством Республики Тыва органом исполнительной власти Республики Тыва.

В соответствии с пунктом 3 Положения об организации работы по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 24.07.2013 года № 452 «Об организации и Ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва», регистр ведётся Министерством Республики Тыва по делам юстиции в документальном виде (на бумажных носителях) и в электронном виде на основе программного обеспечения в соответствии с едиными форматами и протоколами обмена, разработанными Министерством юстиции Российской Федерации.

Оспариваемый нормативно-правовой акт не был зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается ответом Министерства Республики Тыва по делам юстиции от 28 декабря 2016 года № 01-06/2739.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72, а также частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

В соответствии со статьёй 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Основанием для разработки муниципальной адресной программы, утверждённой оспариваемым постановлением мэрии, как указано в ней, является Федеральный закон от 21 июля 2007 года№185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с последующими изменениями), Жилищный Кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, Постановление Мэрии г. Кызыла о создании межведомственной комиссии от 28 ноября 2008 года № 1742.

В Федеральном законе от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления мэрии, и в действующей редакции закона отсутствует указание на то, что органы местного самоуправления имеют право принимать муниципальные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в этом законе указано только на то, что могут приниматься муниципальные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (пункт 1 части 2 статьи 15 Федерального закона).

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений перечислены в статье 14 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в нём только указано на такое полномочие как признание в установленном порядке, жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, а также определено, что к полномочиям органов местного самоуправления относятся иные вопросы, отнесённые к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 48 и абзацем 2 пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в редакции от 08.04.2013 года), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению № 1.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издаёт распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, из буквального толкования вышеуказанных норм права следует, что после принятия межведомственной комиссией заключения о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, орган местного самоуправления обязан принимать решение в форме распоряжения, а не постановления, с указанием срока сноса данного жилого дома и срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в этом доме. Распоряжение принимается органом местного самоуправления по каждому дому отдельно.

При таких обстоятельствах Мэрия г. Кызыла не наделена полномочиями по принятию муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, тем более в оспариваемом постановлении мэрии речь идёт о финансировании этой программы из федерального бюджета и бюджета Республики Тыва, а не из местного бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) Российской Федерацией создаётся государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счёт своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

По смыслу части 2 статьи 16 поименованного Федерального закона l№ 185-ФЗ в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в специальный перечень, являющийся обязательной составляющей этой программы, включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.

Такое же положение содержалось ранее и в утратившей силу с 26 декабря 2012 года статье 20.6 Федерального закона № 185-ФЗ, касающейся региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного строительства, а также содержится в оспариваемом постановлении мэрии (раздел «Цели и задачи Программы»),

Между тем заключение межведомственной комиссии от 16 декабря 2008 года, послужившее основанием для включения многоквартирного дома по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Щетинкина-Кравченко, д. 17, в муниципальную адресную программу, признано незаконным ввиду нарушения установленного законодательством порядка, поэтому постановление Мэрии г.Кызыла в части включения спорного дома в названную программу является незаконным.

Суд, принимая решение, указал, что сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в печатных изданиях Кызыл-неделя или в газетах Тувинская правда и Шын и на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - (http://www.mkyzyl.ru) - в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет.

Согласно п. 2 ч. 4. ст. 215 КАС РФ, в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.

Как было установлено судом, оспариваемый акт был опубликован в периодическом печатном издании «Кызыл-неделя» (прекратило деятельность в настоящее время) и на официальном сайте мэрии г. Кызыла.

Согласно статье 64.2 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободу и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает городской округ "Город Кызыл Республики Тыва", а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание - официальный сайт органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - (http://www.mkyzyl.ru) - в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Исходя из п. 2 ч. 4. ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение должно быть опубликовано в том же печатном издании, в котором был опубликован оспариваемый нормативный акт, а если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты органа местного самоуправления.

При этом в соответствии с Уставом официально нормативные акты публикуются в периодическом печатном издании, распространяемом на территории городского округа, и на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа.

Таким образом, решение суда об опубликовании сообщения о решении суда в печатном издании - в газетах «Тувинская правда» и «Шын», которые являются периодическими печатными изданиями, распространяемыми на территории городского округа г.Кызыл, не противоречит нормам законодательства.

При таких обстоятельствах оснований для изменения или отмены решения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 октября 2019 года.

Председательствующий

Судьи