ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14008/19 от 21.08.2019 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Селицкая М.Ю. Дело № 33а-14008/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 августа 2019 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Чеботаревой М.В.

судей Москаленко Ю.М., Медведева С.Ф.

при секретаре Дроздовой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бабичева М.И. к Администрации г.Новошахтинска Ростовской области об оспаривании бездействия и обязании произвести выплату жилищной субсидии на приобретение жилья, по апелляционной жалобе Бабичева М.И. на решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 22 мая 2019 года.

Заслушав доклад судьи Москаленко Ю.М., судебная коллегия

установила:

Бабичев М.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.Новошахтинска Ростовской области об оспаривании бездействия, выразившегося в непредставлении в разумный срок жилого помещения нуждающемуся Бабичеву М.И. и обязании произвести выплату жилищной субсидии на приобретение жилья, до 31.12.2020.

В обоснование заявленных требований Бабичев М.И. указал, что он проходил службу во внутренних войсках МВД Российской Федерации, уволен со службы в 1994 году, календарная выслуга лет на момент увольнения составила 20 календарных лет, плюс 1 год льготный, является ветераном военной службы.

В 1995 году переехал на постоянное место жительства в г.Новошахтинск, Ростовской области. Решением исполкома местного Совета народных депутатов от 04.06.1996 № 357 Бабичев М.И. составом семьи из 3 человек, включая его самого, был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 04.06.1996, с указанием льгот и преимуществ - офицер, уволенный с военной службы.

Постановлением Главы Администрации г.Новошахтинска от 16.10.1997 № 50 «О снятии офицеров запаса со списка нуждающихся в улучшении жилищных условий», Бабичев М.И. (очередной номер 95) был исключен из списка граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Главы Администрации г. Новошахтинска Ростовской области от 22.04.1999 № 313 «О ежегодной перерегистрации граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации города» Бабичев М.И. (очередной номер 583) был исключен из Списка нуждающихся… в связи с улучшением жилищных условий.

Определением Новошахтинского городского суда Ростовской области от 14.11.2008 по гражданскому делу № 2-841/2008 утверждено мировое соглашение, по условиям которого Бабичев М.И. восстановлен в очереди с момента заключения данного соглашения. Тем самым были восстановлены его жилищные права, существовавшие на 01.01.2005. Суд также освободил Бабичева М.И. от бремени доказывания и последующего подтверждения наличия у него признаков малоимущности.

Административный истец считает незаконным бездействие Администрации г.Новошахтинска, поскольку жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено до сих пор. В обоснование требований со ссылками на статью 15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Бабичев М.И. считает, что единственным способом реализации его права на жилище является предоставление ему жилищной субсидии на приобретение жилья.

Указывает, что он претендует на получение денежной субсидии для приобретения жилья, размер которой рассчитан в соответствии с Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемых военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Законом «О статусе военнослужащих», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 76 от 03.02.2014 г. и составляет 3 990 000 руб.

Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 22 мая 2019 года заявленные Бабичева М.И. исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Бабичев М.И. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Заявитель апелляционной жалобы ссылается на обстоятельства, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, указывая на то, что решение вынесено при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, неправильном определении обстоятельств имеющих значение для административного дела, нарушении норм материального и процессуального права.

Заявитель жалобы отмечает, что суд не дал оценку юридически значимому обстоятельству, а именно длительности неисполнения административным ответчиком обязательств по своевременному предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма. Заявитель жалобы указывает на необоснованность выводов суда первой инстанции о том, что в 2008 году судом за Бабичевым М.И. признано право на получение жилья по договору социального найма.

Бабичев М.И. указывает на то, что в 2008 году имело место не признание за Бабичевым М.И. права на получение жилья по договору социального найма, а признание за ним ранее возникших жилищных прав как за военнослужащим, до 1 января 2005 года принятым органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Представителем администрации г. Новошахтинска поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы Бабичева М.И. - без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции административный истец Бабичев М.И. и его представитель Башкатов Р.Н. доводы апелляционной жалобы поддержали, настаивали на ее удовлетворении.

Дело рассмотрено в порядке ст.150 КАС Российской Федерации в отсутствие представителя административного ответчика Администрации г.Новошахтинска Ростовской области, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается материалами дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями ст.310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.

Отказывая Бабичеву М.И. в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная п.1 ч.2 ст.227 КАС Российской Федерации для удовлетворения требований о признании оспариваемого бездействия незаконным.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции, исходя при этом из следующего.

Право обжалования решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено законом (ст. 218 КАС РФ).

Анализ положений ст. ст. 218, 227 КАС РФ приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и охраняемых интересов лиц.

Как следует из материалов дела, учетного дела, предоставленного суду Администрацией г. Новошахтинска и установлено судом первой инстанции, 29.04.1996 Бабичев М.И. обратился в Администрацию г.Новошахтинска Ростовской области с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади, предоставив справку о выслуге лет, продолжительность которой на момент увольнения 21.12.1995 составила 21 год 3 месяца, справку о составе семьи, удостоверение о льготах.

Решением исполкома местного Совета народных депутатов № 357 от 04.06.1996 Бабичев М.И. составом семьи из 3 человек, включая его самого, был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 04.06.1996, с указанием льгот и преимуществ – офицер, уволенный из ВС.

Постановлением Главы администрации г. Новошахтинска № 750 от 16.10.1997 «О снятии офицеров запаса из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий», Бабичев М.И. (очередной номер 95) был исключен из списка граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Главы Администрации г. Новошахтинска Ростовской области № 313 от 22.04.1999 «О ежегодной перерегистрации граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации города» Бабичев М.И. (очередной номер 583) был исключен из Списка нуждающихся… в связи с улучшением жилищных условий.

В 2008 году Бабичев М.И. обратился в Новошахтинский городской суда Ростовской области с исковыми требованиями к Администрации г. Новошахтинска Ростовской области о восстановлении в списках граждан, нуждающихся в получении жилья.

Определением Новошахтинского городского суда Ростовской области от 14.11.2008 утверждено мировое соглашение, заключенное между Бабичевым М.И. и Администрацией г. Новошахтинска. Согласно условиям этого соглашения, Бабичев М.И. отказывается от требований в части восстановления в списках на получение жилья с учетом очереди под № 583 по состоянию на апрель 1999 года, с учетом последующего движения очереди по состоянию на 2008 г. включительно и взыскания судебных расходов, согласен на восстановление его в едином списке граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма под очередным номером № 278, обязуется предоставить документы, необходимые для постановки на учет в соответствии с Областным законом от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области». При этом Администрация г.Новошахтинска обязуется включить Бабичева М.И. в единый список граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма под очередным номером № 278 без предъявления требований о предоставлении документов, подтверждающих статус малоимущего гражданина.

Судом первой инстанции также установлено, что указанное определение сторонами обжаловано не было, вступило в законную силу 25.11.2008 и исполнено Администрацией г.Новошахтинска Ростовской области, путем издания мэром г.Новошахтинска Постановления от 08.12.2008 № 1611, в соответствии с которым Бабичев М.И. включен в общий список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма под очередным номером 278.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Бабичева М.И., суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией г. Новошахтинска бездействия не допущено. Истец с 08.12.2008 включен в список граждан для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с Областным законом Ростовской области от 07.10.2005 года № 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области", но без предоставления документов, подтверждающих статус малоимущего гражданина. Кроме того, мероприятия по предоставлению жилых помещений гражданам в порядке очередности административным ответчиком проводятся, жилые помещения гражданам, включенным в список граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Бабичев И.И. включенный в этот список под номером 278 в 2008 году, в 2018 году в результате ежегодной перерегистрации в этом списке числился уже под 94 номером.

При этом, руководствуясь положениями Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на Администрацию г.Новошахтинска обязанности произвести выплату жилищной субсидии на приобретение жилья, не имеется.

У судебной коллегии нет оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции, исходя из нижеследующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.

В силу ч. 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Порядок постановки на учет и последующее предоставление гражданину жилого помещения по договору социального найма установлен Областным законом Ростовской области от 07.10.2005 года № 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области".

Согласно п. п. 1, 7 ст. 2 указанного закона, орган местного самоуправления ведет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по единому списку в порядке очередности принятия на учет.

Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, включаются в отдельные списки.

Право состоять на учете сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований, предусмотренных статьей 4 настоящего Областного закона, для снятия их с учета.

При таких обстоятельствах, учитывая то, что истец был включен в единый список граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении и продолжает состоять на жилищном учете, а количество очередников перед ним уменьшилось, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействия со стороны административного ответчика не усматривается.

В силу абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно абзацу двенадцатому пункта 1 статьи 15 названного Федерального закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

На основании пункта 2.1 статьи 15 данного Федерального закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии с п. 1, п. 4 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (утв. Приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. № 510) настоящий Порядок регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - военнослужащие), гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - граждане, уволенные с военной службы), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации (п. 1).

Для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее - уполномоченный орган) либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей (п. 4).

Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.

Во исполнение предписаний Федерального закона "О статусе военнослужащих" Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. № 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).

Таким образом, из названных правовых норм следует, что жилищную субсидию, предоставляет федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, на основании заявления о перечислении жилищной субсидии, представленного в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации. Вместе с тем ответчик - Администрация г.Новошахтинска таковым органом не является.

В марте 2019 года Бабичев М.И. обратился в адрес Администрации г.Новошахтинска с заявлением о перечислении в его адрес жилищной субсидии в размере 3 990 000 руб. При этом в адрес уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации Бабичев М.И. с таким заявлением не обращался.

На основании вышеизложенного судебная коллегия также приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на Администрацию г.Новошахтинска обязанности произвести выплату административному истцу жилищной субсидии на приобретение жилья.

Судебная коллегия считает, что доводы Бабичева М.И. основаны на неправильном толковании им норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, применительно к фактическим обстоятельствам дела.

Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, а оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Бабичева М.И., не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 22 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бабичева М.И. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: