дело № 33а-1400/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Санкт-Петербург | 15 февраля 2024 года |
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего | Шулындиной С.А., |
судей | Муратовой С.В., Тумановой О.В., |
при секретаре | Выдриной О.И. |
рассмотрела административное дело № 2а-616/2023 (УИД 47RS0002-01-2023-000644-05) по апелляционной жалобе Иониной Анны Алексеевны на решение Волосовского районного суда Ленинградской области от 23 ноября 2023 года, которым удовлетворены требования Межрайонной ИФНС России № 7 по Ленинградской области к Иониной Анне Алексеевне о взыскании обязательных платежей и санкций,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Шулындиной С.А., объяснения представителя административного истца, возражавшего относительно доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,
у с т а н о в и л а:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Ленинградской области обратилась в Волосовский районный суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Иониной А.А., в котором просит взыскать в свою пользу задолженность по транспортному налогу за период с 2019-2020 гг. в сумме 5 916 руб. и пени в размере 78,95 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017-2020 гг. в сумме 1 114 руб. и пени в размере 29, 44 руб., всего 7 138, 39 руб.
В обоснование требований указано, что согласно представленной органами государственной регистрации недвижимости и транспортных средств информации, ответчику Иониной А.А. в указанные налоговые периоды на праве собственности принадлежали следующие объекты налогообложения:
- квартира кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес> (ОКТМО 11550000);
- квартира кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес> (ОКТМО 41606404);
- автомобиль Форд MONDEO, государственный номер № (2019 г. – 12 месяцев владения; 2020 год - 1 месяц владения);
- автомобиль Рено DUSTER, государственный номер № (2019 г. – 2 месяца владения, 2020 г. – 12 месяцев владения).
В адрес ФИО1 были направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты налога: в срок до 03.12.2018 – за 2017 г. (уведомление № 76970987 от 06.09.2018), в срок до 02.12.2019 – за 2018 г. (уведомление № 52794893 от 25.07.2019), в срок до 01.12.2020 - за 2019 г. (уведомление № 18410967 от 03.08.2020), в срок до 01.12.2021 – за 2020 г. (уведомление № 18794129 от 01.09.2021), однако в указанные сроки в добровольном порядке налоги не были оплачены, в связи с чем, были направлены требования: № 7632 по состоянию на 05.07.2019, № 7909 по состоянию на 29.06.2020, № 36232 по состоянию на 21.06.2021, № 97334 по состоянию на 15.12.2021 с установленным сроком уплаты, которые также не исполнены.
Выданный 22.11.2022 мировым судьей на судебном участке № 5 Волосовского района Ленинградской области судебный приказ отменен определением от 05.12.2022 в связи с поступившими от ответчика возражениями относительно его исполнения. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Решением Волосовского районного суда Ленинградской области от 23 ноября 2023 года требования удовлетворены в полном объеме (л.д. 117-123).
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, неверное применение судом норм материального права. Указывает, что в материалы дела ею представлены квитанции в подтверждении своевременной оплаты заявленной к взысканию задолженности. Также ответчик находит пропущенным срок обращения в суд с настоящим иском (л.д. 126-128).
В суд апелляционной инстанции поступили письменные возражения административного истца на апелляционную жалобу, в которых Межрайонная ИФНС № 7 полагает доводы жалобы не основанными на нормах законодательства. Поступление платежей истцом не оспаривается, вместе с тем, произведенные ФИО1 в 2021-2022 гг. платежи в счет уплаты налогов не содержали в платежных документах необходимых реквизитов для однозначной их идентификации, в связи с чем, были направлены налоговым органом на погашение недоимки более ранних периодов 2014-2017 гг.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца - ФИО2, действующая на основании доверенности от 16.01.2024, находила решение суда правильным, не подлежащим отмене по доводам представленных возражений.
Административный ответчик ФИО1, будучи уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, явку представителя не обеспечила.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со ст.ст.150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав доводы представителя административного истца, оценив материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ч. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое согласно ст. 52 НК РФ не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляется налоговым органом налогоплательщику.
Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 6 ст. 69 НК РФ).
Согласно ч.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из положений статьи 357 НК РФ, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, согласно статье 362 НК РФ исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Уплата транспортного налога налогоплательщиками должна осуществляться в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, в соответствии с пунктом 1 статьи 363 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество:1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Часть 1 ст. 409 НК РФ устанавливает, что налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, в собственности административного ответчика ФИО1 в 2019 -2020 гг. находились транспортные средства: Форд MONDEO, государственный номер № (2019 г. – 12 месяцев владения; 2020 год - 1 месяц владения); Рено DUSTER, государственный номер № (2019 г. – 2 месяца владения, 2020 г. – 12 месяцев владения), а также квартира по адресу: <адрес> (1/2 доля в праве общей долевой собственности; ОКТМО 11550000); квартира по адресу: <адрес> (1/2 доля в праве общей долевой собственности; ОКТМО 41606404) (л.д. 41-42, 43).
Межрайонная ИФНС № 7 сформировала и направила в адрес ФИО1 налоговые уведомления:
- № 76970987 от 06.09.2018 об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в срок до 03.12.2018, в сумме 162 руб. (л.д. 9);
- № 52794893 от 25.07.2019 об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 355 руб. и транспортного налога в сумме 1 616 руб. за 2018 год в срок до 02.12.2019 (л.д. 11-12);
- № 18410967 от 03.08.2020 об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 391 руб. и транспортного налога в размере 2 211 руб. за 2019 год в срок до 01.12.2020 (л.д. 13-14);
- № 18794129 от 01.09.2021 об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 430 руб. и транспортного налога в размере 3 705 руб. за 2020 год в срок до 01.12.2021 (л.д. 15-16).
В связи с неуплатой налогов в установленные сроки, в адрес ФИО1 направлены требования об уплате налогов и пени, в которых предложено погасить задолженность и установлен срок погашения :
- № 7632 по состоянию на 05.07.2019, об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 162 руб. и пени в размере 8, 88 руб. (л.д. 19-20);
- № 7909 по состоянию на 29.06.2020, об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 178 руб. и пени в размере 7, 34 руб. (л.д. 22-23);
- № 36232 по состоянию на 21.06.2021, об уплате транспортного налога в размере 2 211 руб., налога на имущество физических лиц в сумме 391 руб., пени в размере 78, 73 руб. (л.д. 25-27);
- № 97334 по состоянию на 15.12.2021, об уплате транспортного налога в размере 3 705 руб., налога на имущество физических лиц в размере 430 руб., пени в размере 13, 44 руб. (л.д. 30-32).
Из материалов дела видно, что в сроки, установленные в указанных требованиях, а именно до 01.11.2019, 20.11.2020, 29.11.2021, 08.02.2022, задолженность ответчиком не была погашена.
В связи с чем, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении административных исковых требований в заявленном размере, поскольку данный вывод основан на законе и фактических обстоятельствах дела.
При рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, а не дата направления налоговым органом требования об уплате налога.
Материалами административного дела подтверждается, что выданный 22.11.2022 мировым судьей на судебном участке № 5 Волосовского района Ленинградской области судебный приказ о взыскании задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц с ФИО1 отменен определением от 05.12.2022 (л.д. 44).
Таким образом, в срок до 05.06.2023 налоговый орган вправе был обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности.
Настоящее административное исковое заявление направлено почтой в суд 30.05.2023 (л.д. 46), то есть с соблюдением установленного ст. 48 НК РФ шестимесячного срока после отмены судебного приказа.
Удовлетворяя требования налогового органа о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств погашения ответчиком заявленной к взысканию задолженности.
Судебная коллегия соглашается с таким выводам суда, поскольку представленные в материалы дела чеки-ордера ПАО Сбербанк от 16.10.2022, кассовые чеки Почты России от 17.03.2021 о произведенных платежах в суммах 3 570 руб., 367 руб., 178 руб., 7, 34 руб., 2 211 руб., 195 руб., 196 руб., 35 руб. не содержат назначение и наименование платежей и их реквизиты, налоговый период, за который производится оплата налогов (л.д. 59 оборот, 60 оборот, 61-66).
Таким образом, представленные административным ответчиком документы в подтверждение возражений не позволяют каким-либо образом индивидуализировать платежи.
В соответствии с пунктом 4 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, являющимися Приложением № 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н (в редакции, действующей на момент осуществления платежей) (далее – Правила), при составлении распоряжения о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов, иных платежей в реквизитах "104" - "109" и "Код" указывается информация в порядке, установленном, соответственно, пунктами 5 - 12 настоящих Правил. При невозможности указать конкретное значение показателя в реквизитах "106" - "109" и "Код" распоряжения о переводе денежных средств указывается ноль "0".
Кредитные организации (филиалы кредитных организаций) при составлении платежного поручения на общую сумму с реестром на перевод денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, принятых от плательщиков - физических лиц, в реквизитах "104" и "105" платежного поручения на общую сумму с реестром указывают соответствующие значения, а в реквизитах "106" - "109" и "Код" платежного поручения на общую сумму с реестром указывают ноль ("0").
Информация об уникальном идентификаторе начисления, а также информация, указанная в реквизитах "106" - "109", "Назначение платежа" распоряжения плательщика - физического лица о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, указывается в соответствующих реквизитах реестра, сформированного к платежному поручению на общую сумму с реестром, в соответствии с правилами платежной системы Банка России, определенными нормативным актом Банка России, принятым в соответствии с частью 9 статьи 20 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
В силу п. 7 указанных Правил, в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года; "ЗД" - погашение задолженности, по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам, в том числе добровольное; "РС" - погашение рассроченной задолженности; "ОТ" - погашение отсроченной задолженности; "РТ" - погашение реструктурируемой задолженности; "ПБ" - погашение должником задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; "ИН" - погашение инвестиционного налогового кредита; "ТЛ" - погашение учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом требований к должнику об уплате обязательных платежей в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; "ЗТ" - погашение текущей задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Представленные в материалы дела ответчиком документы не соответствуют не одному из перечисленных положений Правил указания информации, идентифицирующей платеж.
В связи с чем, у суда первой инстанции имелись основания для вывода о не погашении задолженности по транспортному налогу за период 2019-2020 гг. в сумме 5 916 руб. и пени в размере 78,95 руб., а также задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017-2020 гг. в сумме 1 114 руб. и пени в размере 29, 44 руб.
При этом, судом копии представленных ФИО1 документов были предметом проверки налогового органа.
Как видно из письменных пояснений МИФНС России № 7, представленных суду, произведенные 17.03.2021 и 16.10.2022 ФИО1 платежи по причине невозможности их идентификации были учтены в счет погашения имеющейся задолженности за иные налоговые периоды 2014-2017 гг., 2021 г. (л.д. 86-88).
Такие действия налогового органа не противоречили Приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.
Кроме того, как верно указано налоговым органом, ряд представленных в материалы дела квитанций свидетельствуют об оплате почтовых услуг.
В соответствии со ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы РФ.
Согласно ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению, в том числе в бюджет муниципального района.
Административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с административным исковым заявлением, в связи с чем, с ФИО1 в бюджет Волосовского муниципального района Ленинградской области правомерно взыскана государственная пошлина в сумме 400 руб., размер которой определен по правилам ст. 333.19 НК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Правовых оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Волосовского районного суда Ленинградской области от 23 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение принято 26.02.2024
(судья Красильников А.В.)