Судья Данилова О.Н. Дело № 33А–14051
Докладчик Копылова Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 января 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Копыловой Е.В.,
судей Шалагиной О.В., Михеевой С.Н.,
при секретаре Алексеевой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Копыловой Е.В. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 10 октября 2017 года
по административному исковому заявлению ФИО1 <данные изъяты> к администрации г. Новокузнецка об оспаривании отказа в согласовании проведения массового мероприятия (митинга),
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации г. Новокузнецка об оспаривании отказа в согласовании в проведении массового мероприятия (митинга).
Обосновал требования тем, что 02 октября 2017 года ФИО1 в администрацию г. Новокузнецка подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие - митинг «14» октября 2017 года с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу: <адрес>, с предполагаемым количеством участников до 1500 человек. Цель публичного мероприятия: «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона».
04 октября 2017 года администрация г. Новокузнецка направила ему письмо, в котором сообщается о невозможности проведения заявленного мероприятия в указанном месте, так как с 11 часов до 20 часов на площади запланировано проведение мероприятия в виде городского показательного смотра техники. При этом в ответе администрации не содержится предложения об изменении места проведения мероприятия. Предложение изменить время проведения публичного мероприятия было формальным.
Указывает, что перенос времени митинга на утро 14.10.2017 г. по существу является отказом в согласовании митинга, поскольку в данном случае не будут достигнуты цели и задачи публичного мероприятия. Организатор не мог согласиться с переносом его на другое время, так как из оспариваемого ответа администрации следует, что такого времени в заявленную им дату с учетом заявленной цели проведения мероприятия не существует.
Кроме того, изменение времени проведения публичного мероприятия не позволит обеспечить участие в митинге граждан, проживающих в других городах Кемеровской области.
Также указывает, что административным ответчиком не исполнена обязанность по назначению своего уполномоченного представителя своим распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия.
Считает, что указанным ответом нарушены его права на проведение публичного мероприятия. Ответ администрации не содержит обоснованного отказа в согласовании места и времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении. Административным ответчиком не предпринято никаких мер для обеспечения возможности проведения публичного мероприятия в указанном месте в указанное время.
Просил признать незаконными действия администрации г. Новокузнецк по отказу в согласовании ему проведения митинга «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона» 14.10.2017 г. в период с 12-00 часов до 15-00 часов по адресу: <адрес> с предполагаемым количеством участников 1500 человек, и предложении переноса места проведения данного мероприятия. Обязать администрацию г. Новокузнецка согласовать ФИО1 проведение митинга «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона» 14.10.2017 г. в период с 12-00 часов до 15-00 часов по адресу: <адрес> с предполагаемым количеством участников 1500 человек.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 10 октября 2017 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 с решением суда не согласен, просит его отменить.
Указывает на то, что порядок использования специально отведенных мест урегулирован отдельно от порядка проведения собраний в иных местах в силу специфики таких мест, в т.ч. по площади и возможности одновременного участия большого количества участников. Обязанности органа власти при проведении публичных мероприятий регулируются ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ. Статья 8 этого закона является специальной нормой, регулирует только правоотношения по проведению публичных мероприятий в специально отведенных местах и содержит перечень мест, в которых проведение публичных мероприятий запрещается.
Кроме того, ответчик не оставил возможности согласовать иное место, а время предложил изменить таким образом, чтобы максимально воспрепятствовать реализации цели публичного мероприятия.
В данном случае суд не применил подлежащую применению ч. 2 ст. 62 КАС РФ, перекладывая на истца бремя доказывания невозможности реализации цели мероприятия.
На апелляционную жалобу представителем администрации г. Новокузнецка ФИО2 принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. С учетом требований ст.ст. 307, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, рассмотрев дело в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02 октября 2017 года ФИО1 в администрацию г. Новокузнецка подано уведомление о проведении 14 октября 2017 года в г. Новокузнецке публичного мероприятия - митинга в период с 12-00 до 15-00 час., с предполагаемым количеством участников – 1500 человек. Цель публичного мероприятия - «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона». Место проведения публичного мероприятия в <адрес>. В уведомлении указано, что во время публичного мероприятия будет использоваться сцена и звукоусиливающая аппаратура, плакаты, флаги РФ и иные средства наглядной агитации (л.д. 8-9).
На указанное уведомление администрацией г. Новокузнецка ФИО1 направлено сообщение от 04 октября 2017 года № 1/4602, в котором указано на то, что на территории площади общественных мероприятий Центрального района 14.10.2017 года с 11-00 до 20-00 час. будет проходить городской показательный смотр техники городского звена территориальной подсистемы Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций «О безопасности – детям» с участием детей – обучающихся общеобразовательных организаций города Новокузнецка в возрасте от 10 до 16 лет. Планируемое количество участников – до 1000 человек. Мероприятие приурочено к празднованию 85-летия образования Гражданской обороны в Российской Федерации. Мероприятие проводится согласно распоряжению администрации г. Новокузнецка от 28.09.2017 г. №. В рамках мероприятия будет задействовано не менее 50 единиц техники (спецмашин, спецоборудования), проведены экскурсии, демонстрация навыков пожарных и спасателей, показ действий военных и спасательных машин и оборудования. Для проведения мероприятия необходимо задействовать не менее 90% площади общественных мероприятий Центрального района. Таким образом, площадь общественных мероприятий 14.10.2017 года с 11-00 до 20-00 час. будет занята.
Согласно Постановлению Коллегии администрации Кемеровской области от 26.12.2012 № «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест» к таким специально отведенным местам в г. Новокузнецке отнесены: площадь общественных мероприятий <адрес>.
<адрес> (общая площадь – 550 кв.м) не позволяет разместить количество участников, указанных в уведомлении.
<адрес> (4 300 кв.м) Российским политическим движением «Национально-Освободительное Движение» подано уведомление <данные изъяты> от 29.09.2017 года о проведении 14.10.2017 года с 08-00 до 21-00 час. публичного мероприятия в форме пикетирования.
В виду указанных обстоятельств администрация предложила ФИО1 изменить время проведения мероприятия, согласовав его с администрацией города Новокузнецка (л.д.10-11).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из вывода о том, что обжалуемое решение администрации г. Новокузнецка принято в рамках предоставленных ей законом полномочий, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для его принятия имелись, содержание решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда.
Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом Российской Федерации от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно пункту 1 части 4 статьи 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия.
Вместе с тем, законом субъекта Российской Федерации устанавливаются единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек (часть 1.1 статьи 8 указанного Федерального закона).
Согласно ст. 3 Закона Кемеровской области от 09 июля 2012 года № 81-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места определяет Коллегия Администрации Кемеровской области с учетом положений Федерального закона и настоящего Закона.
При этом предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, составляет 100 человек (ч. 3 ст. 4 указанного Закона Кемеровской области).
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 декабря 2012 года № 582 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест» в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», статьей 3 Закона Кемеровской области от 09.07.2012 № 81-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» определены единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места.
Согласно части 2.1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичные мероприятия проводятся, как правило, в специально отведенных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (ч.1).
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (ч.2.2).
Статьей 2 Закона Кемеровской области от 09 июля 2012 года № 81-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» дополнительно к местам, установленным Федеральным законом, определены места, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается. Это места, в которых проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, в том числе вокзалы, аэропорты, торгово-развлекательные комплексы (центры), рынки, объекты спорта, в том числе спортивные сооружения, детские и образовательные учреждения, культовые, медицинские организации, а также относящиеся к ним обособленные территории, объекты и сооружения; здания, в которых располагаются культурные, развлекательные, просветительские центры (при проведении в них культурных и развлекательных мероприятий); тротуары, остановки транспорта общего пользования, детские и спортивные площадки, места, где проводятся мероприятия с участием детей; а также территории, непосредственно прилегающие к указанным в настоящей статье местам, объектам и автомобильным дорогам.
Проверяя законность оспариваемого отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в заявленное организатором время, с 12-00 до 15-00 часов, с предложением организатору указанного мероприятия изменить время его проведения, суд установил, что до подачи ФИО1 уведомления о запланированном публичном мероприятии, на 14.10.2017 года на площади общественных мероприятий <адрес> запланировано проведение городского показательного смотра техники городского звена территориальной подсистемы Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций «О безопасности – детям».
Из представленного в материалы дела распоряжения администрации г. Новокузнецка № от 28.09.2017 года следует, что на 14.10.2017 года на площади <адрес> с 11 часов до 20 часов запланировано проведение мероприятия с участием детей от 14 до 17 лет, с предполагаемым количеством участников в 1000 человек. Также представлен перечень техники для представления на городском смотре техники, план проведения городского смотра техники (л.д.36-40).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно указал, что проведение одновременно 14.10.2017 года заявленного истцом публичного мероприятия в форме митинга и ранее запланированного мероприятия с участием детей невозможно, в том числе, в силу прямого указания закона субъекта Российской Федерации. На основании этого суд пришел к выводу о том, что отказ администрации в согласовании проведения заявленного публичного мероприятия является законным.
Судебная коллегия находит данные выводы суда основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Суд также дал оценку тому, что в оспариваемом ответе организатору мероприятия администрацией г. Новокузнецка было предложено изменить время его проведения, что соответствует требованиям ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Отсутствие в предложении администрации г. Новокузнецка альтернативного места проведения митинга с учетом правовой конструкции п.п.2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» само по себе не может свидетельствовать о незаконности действий ответчика, поскольку в данном случае административному истцу было предложено изменить время проведения публичного мероприятия.
Отвергая доводы административного истца о том, что при проведении мероприятия в иное время не будет достигнута цель его проведения, судебная коллегия отмечает, что эти доводы никакими доказательствами не подтверждены, являются субъективными и не могут являться основанием для признания отказа в согласовании времени проведения публичного мероприятия незаконным. С учетом заявленного времени проведения митинга - 3 часа, у организатора имелась возможность согласовать его проведение в иное время.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и неправильному толкованию норм материального права, не влекут отмену по существу правильного решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что судом при рассмотрении дела правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда обоснованны, соответствуют установленным обстоятельствам, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 10 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Копылова Е.В.
Судьи: Шалагина О.В.
Михеева С.Н.