ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1406/2022 от 25.01.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 33а-1406/2022 (33а-20552/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 января 2022 года

город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Шабалдиной Н.В.,

судей Бачевской О.Д., Захаровой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Здор Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3121/2021 по административному исковому заявлению Борисовой Натальи Ивановны к Администрации городского округа Первоуральск о признании незаконными решений и возложении обязанности

по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации городского округа Первоуральск на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 19 октября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Бачевской О.Д., объяснения административного истца Борисовой Н.И. и ее представителя Ялуниной Ю.А., судебная коллегия

установила:

Борисова Н.И. обратилась в суд с административными исковыми заявлениями, в которых просила о признании незаконными решений Администрации городского округа Первоуральск, а именно постановления от 24 февраля 2021 года № 291 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства в аренду на 20 лет и ответа № 114-03-01/925 от 22 июня 2021 года об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков; а также возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав истца путем повторного рассмотрения заявлений.

В обоснование административных исков указано, что истец является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>. 30 октября 2020 года она обратилась к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельных участков из земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и принадлежащего ей участка, в чем письмом № 10-02-11/1314 от 06 ноября 2020 года ей было отказано, с указанием возможности образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. 18 ноября 2020 года Борисова Н.И. обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 24 февраля 2021 года № 291 Борисовой Н.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с поступлением, после публикации извещения о предоставлении земельного участка в аренду на 20 лет для индивидуального жилищного строительства, заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка иных граждан. 27 мая 2021 года она обратилась в Администрацию городского округа Первоуральск с повторным заявлением о предоставлении ей согласия на перераспределение земельных участков, на основании статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, расположенных по адресам: <адрес> и <№> (земельный участок находится в муниципальной собственности), в чем письмом № 114-03-01/925 от 22 июня 2021 года ей было отказано со ссылкой на наличие заявок иных граждан на участие в аукционе по приобретению спорного земельного участка в аренду; постановления Администрации городского округа Первоуральск от 23 марта 2021 года № 479 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>», а также о направлении документации для проведения кадастровых работ и постановки земельного участка на государственный кадастровый учет с последующим проведением аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. С таким ответом от 22 июня 2021 года и с постановлением административного ответчика от 24 февраля 2021 года № 291 истец не согласна, полагала их необоснованными. Указывала на невозможность образования самостоятельного земельного участка, а также на отсутствие заявок иных граждан на участие в аукционе. Полагала, что при перераспределении спорных земель площадь ее земельного участка может быть увеличена в установленных пределах.

Определениями суда от 20 сентября 2021 года административные иски объединены в одно производство, а также к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Рукавишников И.Е.

В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Борисова Н.И., её представитель Ялунина Ю.А. на удовлетворении заявленных требований настаивали, указав на намерение истца заключить с административным ответчиком договор аренды спорного земельного участка на 20 лет, на несовершение Рукавишниковым И.Е. действий, направленных на участие в аукционе, а администрацией – по проведению такого аукциона.

Представитель административного ответчика в судебное заседание суда первой инстанции не явился, представил письменные возражения на административный иск, согласно которых просил в удовлетворении требований истца отказать. Ссылался на законность оспариваемого ответа, поскольку после размещения информации о возможности предоставления земельных участков для индивидуального строительства в адрес административного ответчика поступило заявление Рукавишникова И.Е. о намерении принять участие в таком аукционе, а также была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для последующего проведения аукциона.

Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 19 октября 2021 года требования административного искового заявления Борисовой Н.И. удовлетворены частично. Признано незаконным постановление администрации городского округа Первоуральск от 24 февраля 2021 года № 291 об отказе Борисовой Н.И. в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства в аренду на 20 лет; на административного ответчика возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца, оставшаяся часть исковых требований оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, считая его вынесенным с нарушением норм материального права, административный ответчик подал на него апелляционную жалобу, в которой просит об отмене судебного акта и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований истца. Повторяя доводы письменных возражений на административный иск, настаивает на законности своих действий. Указывает на соблюдение Рукавишниковым И.Е. срока обращения с заявлением, а также на то, что размещение извещения с нарушением срока публикации основанием для признания незаконными действий администрации не является. Полагает, что заявление Борисовой Н.И. не может быть повторно рассмотрено ввиду принятия администрацией решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также его постановки на кадастровый учет. Указывает на пропуск истцом срока обращения в суд.

В возражениях на апелляционную жалобу административный истец, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Первоуральск, заинтересованное лицо Рукавишников И.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, заказной и электронной почтой, в том числе посредством публикации указанной информации на официальном сайте Свердловского областного суда, в связи с чем, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.

Судебная коллегия, заслушав объяснения административного истца Борисовой Н.И. и ее представителя Ялуниной Ю.А., просивших оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как установлено судом с 24 июля 2020 года Борисова Н.И. является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровый <№>.

30 октября 2020 года Борисова Н.И. обратилась в Администрацию городского округа Первоуральск с заявлением о перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельного участка находящегося в собственности заявителя, на основании статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Письмом от 06 ноября 2020 года № 10-02-11/1314 отказано в удовлетворении заявления на основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку рядом с земельным участком истца имеются муниципальные земли, площадь которых свидетельствует о наличии возможности формирования из указанных муниципальных земель самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям Правил землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск Свердловской области, утвержденных Решением Первоуральской городской Думы от 26 августа 2010 года № 241 и без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанный отказ административный истец не оспаривала, предметом исковых требований он также не являлся.

Из материалов административного дела следует, что 18 ноября 2020 года Борисова Н.И. обратилась в Администрацию городского округа Первоуральск с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду на 20 лет для индивидуального жилищного строительства. Указанное обстоятельство также свидетельствует о согласии Борисовой Н.А. с ответом от 06 ноября 2020 года № 10-02-11/1314.

В ходе рассмотрения данного обращения, срок которого был продлен 17 декабря 2020 года, ответчиком были сделаны запросы в регистрирующие органы и получены ответы об отсутствии сведений о правах иных лиц на испрашиваемый истцом земельный участок, в связи с чем в порядке соблюдения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации Администрацией 28 января 2021 года на официальном сайте городского округа Первоуральск, в газете «Вечерний Первоуральск» (выпуск от 09 февраля 2021 года № 9), а также на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интренет» для размещения информации о проведении торгов (извещение № 090221/0163433/01) было размещено извещение о возможности предоставления земельного участка для индивидуального строительства, с указанием периода приема заявлений о намерении участвовать в аукционе с 09 февраля по 10 марта 2021 года.

17 февраля 2021 года в администрацию поступило заявление Рукавишникова И.Е. о намерении принять участие в данном аукционе по продаже права аренды земельного участка, подписанное электронной подписью.

Поскольку ответчику поступили сведения о наличии у иных лиц, кроме истца, намерения приобрести спорный участок в аренду, 24 февраля 2021 года в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации было вынесено постановление № 281 об отказе Борисовой Н.И. в предварительном согласовании предоставления земельного участка и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

В соответствии со статьями 11.10, 39.1, 39.2 и 85 Земельного кодекса Российской Федерации Администрацией городского округа Первоуральск было принято постановление от 23 марта 2021 года № 479 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства». Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <№> и введен в эксплуатацию 05 августа 2021 года, что подтверждается общедоступными сведениями Публичной Кадастровый Карты Российской Федерации. Данное постановление также административным истцом не оспаривалось, предметом настоящего дела не являлось.

27 мая 2021 года Борисова Н.И. вновь обратилась в Администрацию городского округа Первоуральск с заявлением о перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельного участка находящегося в собственности заявителя, на основании статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, принадлежащего ей земельного участка и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, по адресу: <адрес>, в удовлетворении которого письмом административного ответчика № 114-03-01/925 от 22 июня 2021 года ей было отказано со ссылкой на наличие заявок иных граждан на участие в аукционе по приобретению спорного земельного участка в аренду; постановления администрации городского округа Первоуральск от 23 марта 2021 года № 479 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>», а также о направлении документации для проведения кадастровых работ и постановки земельного участка на государственный кадастровый учет с последующим проведением аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные административным истцом требования суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 11.10, 39.18, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным ответа ответчика об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков от 22 июня 2021 года № 114-03-01/925, принятого на основании подпункта 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку местоположение границ испрашиваемого Борисовой Н.А. земельного участка не учитывает местоположение границ земельного участка по адресу: <адрес>, в отношении которого на основании постановления Администрации городского округа Первоуральск от 23 марта 2021 года № 479 утверждена схема. В данной части решение суда не оспаривается сторонами.

Также суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления Администрации городского округа Первоуральск от 24 февраля 2021 года № 291, поскольку административным истцом был нарушен срок публикации извещения о возможности предоставления земельного участка для индивидуального строительства, соответственно заявление Рукавишниковым И.Е. подано за пределами срока и не может считаться поданным, таким образом суд указал, что заявлений об участии в конкурсе на заключение договора аренды в отношении спорного земельного участка ни от кого, кроме административного истца, не поступало.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта установлены статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18).

Информация подлежащая указанию в таком извещении определена пунктом 2 данной статьи.

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4).

В силу пункта 5 вышеупомянутой статьи если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

В соответствии с пунктом 7 названной статьи в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Таким образом, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на запрашиваемый участок.

Суд первой инстанции при рассмотрении спора не учел, что в извещении о возможности предоставления земельного участка для индивидуального строительства был определен период приема заявлений о намерении участвовать в аукционе с 09 февраля по 10 марта 2021 года

Рукавишникова И.Е. обратился с заявлением о намерении принять участие в данном аукционе по продаже права аренды земельного участка 17 февраля 2021 года, и не мог о нем знать ранее его публикации.

Во всяком случае должно соблюдаться требование положений подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации о публикации извещения, такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Оценив фактические обстоятельства дела с учетом приведенных положений законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Администрацией городского округа Первоуральск был нарушен 30-дневный срок публикации извещения о проведении аукциона (торгов) в отношении земельного участка, истекавший 18 декабря 2020 года, поскольку указанное извещение в отношении спорного земельного участка было опубликовано лишь 28 января 2021 года на сайте и 09 февраля 2021 года в газете.

В то же время, данное нарушение процедуры опубликования извещения не привело к нарушению прав и законных интересов Борисовой Н.И., с учетом представления заявлений иных лиц о намерении участвовать в аукционе в пределах срока установленного в извещении, и соблюдения принципов предоставления земельного участка конкретному лицу (справедливость, публичность, открытость и прозрачность). Кроме того, Борисова Н.И. не лишена возможности участвовать в аукционе на право заключения договора земельного участка.

Вопреки доводам административного истца оснований сомневаться в подлинности заявления Рукавишникова И.Е. от 17 февраля 2021 года, подписанного электронной подписью, не имеется, поскольку данное заявление содержит сведения о его регистрации и протокол проверки электронной подписи (л.д. 41-42). Доказательств фальсификации данного заявления истцом не представлено.

Судебной коллегией также соглашается с доводами административного ответчика, что административным истцом пропущен процессуальный срок на обращение с административным исковым заявлением, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в части оспаривания постановления Администрации городского округа Первоуральск от 24 февраля 2021 года № 291, поскольку оспариваемого постановление административным истцом получено 25 марта 2021 года, исковое заявление подано в суд 17 августа 2021 года.

Доводы административного истца, что срок подлежит исчислению от даты ответа ответчика об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков от 22 июня 2021 года № 114-03-01/925, являются ошибочными поскольку заявления имеют разную правовую основу для предоставления земельного участка и каждое является самостоятельным предметом обжалования.

При таких обстоятельствах постановление административного ответчика от 24 февраля 2021 года № 291 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка является законным и обоснованным, в связи с чем решение суда подлежит отмене в данной части с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Борисовой Н.И.

Судебная коллегия отмечает, что несогалсие административного истца с состоявшимися актами, основанием для их отмены не является.

Руководствуясь статьей 308, пунктом 2 статьи 309, пунктом 3 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 19 октября 2021 года отменить в части удовлетворенных требований.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Борисовой Натальи Ивановы о признании незаконным постановления от 24 февраля 2021 года № 291 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства в аренду на 20 лет и возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав истца путем повторного рассмотрения заявления отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.

Председательствующий

Н.В. Шабалдина

Судьи

О.Д. Бачевская

О.А. Захарова