Судья: Болочагин В.Ю. адм.дело N 33А-14103/2021 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Сивохина Д.А., судей Лешиной Т.Е. и Мокшаревой О.Г., при секретаре Петровой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу адвоката Гудкова Д.Ю. в интересах ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу N 2а-314/2021 по административному иску ФИО1 к Правительству Самарской области об оспаривании действий Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения участвующего в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи ФИО1 и Гудкова Д.Ю., поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда установила: ФИО1, отбывающий в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области назначенное приговором Самарского областного суда наказание в виде лишения свободы обратился в Ленинский районный суд г.Самары с административным исковым заявлении об оспаривании действий Правительства Самарской области по направлению ДД.ММ.ГГГГ в Самарский областной суд общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели Самарской области на 2018-2021 г.г. В обоснование административного иска указано, что оспариваемыми действиями Правительства Самарской области фактически досрочно прекращены полномочия кандидатов в присяжные заседатели для Самарского областного суда из общего и запасного списков на 2017-2020 г.г. Ссылся на то, что в результате оспариваемых действий Правительства Самарской области аппарат Самарского областного суда вопреки положений пункта 1 статьи 4 и пункта 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" при вызове кандидатов в присяжные заседатели и при отборе присяжных заседателей по уголовному делу в отношении ФИО1 не пользовался действующим общим и запасным списками кандидатов в присяжные заседатели для Самарского областного суда на 2017 – 2020 г.г., хотя полномочия кандидатов, находящихся в этих списках, не истекли и являются действующим по настоящее время. Полагая, что оспариваемыми действиями нарушено его право на рассмотрение уголовного дела законным составом суда, ФИО1 просил признать их незаконными и обязать административного ответчика устранить нарушение его прав. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области. Решением Ленинского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска отказано. В апелляционной жалобе ФИО1 в лице представителя Гудкова Д.Ю. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынести новое решение об удовлетворении административного иска. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" в списки кандидатов в присяжные заседатели включают необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования субъекта Российской Федерации. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования. Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 5 и частей 1 и 2 статьи 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономной области, автономных округов обязаны в дальнейшем не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, вносить в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представления о числе кандидатов в присяжные заседатели, необходимом для работы как верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа, так и для всех районных судов, действующих на территории субъекта Российской Федерации, а председатели окружных (флотских) военных судов - о числе кандидатов в присяжные заседатели, необходимом для работы соответствующих судов и нижестоящих по отношению к ним гарнизонных военных судов. В соответствии со статьей 82 Устава Самарской области и частью 1 статьи 1 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 80-ГД "О Правительстве Самарской области" Правительство Самарской области является высшим исполнительным органом государственной власти Самарской области. В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года на основании списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, представляемых главами муниципальных образований, составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, образованных в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, включая в них необходимое для работы соответствующих судов число граждан, постоянно проживающих на территориях муниципальных образований, входящих в округа. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, адвокат Гудков Д.Ю. осуществлял защиту подсудимого ФИО1 по уголовному делу №, рассматриваемому Самарским областным судом в январе-феврале 2020 г. с участием коллегии присяжных заседателей. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для Самарского областного суда составленные на 4 года – на 2017-2020 годы опубликованы в выпуске «Самарская газета» за ДД.ММ.ГГГГ N 136 (5711). Состав коллегии присяжных заседателей по уголовному делу ФИО1 сформирован в соответствии со списками кандидатов в присяжные заседатели Самарской области для Самарского областного суда на 2018 – 2020 годы. Изменение списков кандидатов в присяжные заседатели вызвано изменениями, внесенными с ДД.ММ.ГГГГ в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", а именно допущением разбирательства дел с участием коллегии присяжных заседателей в судах районного уровня. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О применении судами некоторых положений Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" обращено внимание судов на то, что частями 1 и 2 статьи 4, частями 6 и 7 статьи 5 и статьей 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 305-ФЗ и от ДД.ММ.ГГГГ N 148-ФЗ) (далее - Федеральный закон о присяжных заседателях) установлен новый порядок формирования списков кандидатов в присяжные заседатели, в соответствии с которым каждые четыре года исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований составляют списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований и направляют их в районные суды, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который на основании указанных списков составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, образованных в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона о присяжных заседателях, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для соответствующего окружного (флотского) военного суда и нижестоящих по отношению к нему гарнизонных военных судов. В городах федерального значения списки кандидатов в присяжные заседатели составляются с учетом особенностей, установленных статьей 5.1 названного Федерального закона. Согласно требованиям части 1 статьи 8 Федерального закона о присяжных заседателях списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований должны быть составлены и направлены в районные суды не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В этот же срок высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании указанных списков должны быть составлены и направлены в соответствующие суды списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для окружного (флотского) военного суда и нижестоящих по отношению к нему гарнизонных военных судов. Граждане, включенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для окружного (флотского) военного суда, составленные в соответствии с Федеральным законом "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 433-ФЗ, сохраняют свои полномочия до ДД.ММ.ГГГГ, а в случае их участия в качестве присяжных заседателей в рассмотрении верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружным (флотским) военным судом уголовных дел, которые не могут быть закончены до истечения этого срока, - до окончания рассмотрения таких дел (часть 2 статьи 13 Федерального закона о присяжных заседателях). Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 5 и частей 1 и 2 статьи 9.1 Федерального закона о присяжных заседателях председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономной области, автономных округов обязаны в дальнейшем не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, вносить в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представления о числе кандидатов в присяжные заседатели, необходимом для работы как верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа, так и для всех районных судов, действующих на территории субъекта Российской Федерации, а председатели окружных (флотских) военных судов - о числе кандидатов в присяжные заседатели, необходимом для работы соответствующих судов и нижестоящих по отношению к ним гарнизонных военных судов. Из апелляционного определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, постановленного по итогам рассмотрения апелляционных жалоб осужденного ФИО1 и его защитника Гудкова Д.Ю. на приговор Самарского областного суда с участием коллегии присяжных заседателей, по которому ФИО1 осужден к лишению свободы на срок 17 лет с отбыванием в исправительной колонии строго режима с ограничением свободы на срок 1 год следует, что вопреки доводам жалоб осужденного и защитника, коллегия присяжных заседателей сформирована с соблюдением положений статьи 328 УПК РФ. При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы административного истца о том, что действия Правительства Самарской области по направлению ДД.ММ.ГГГГ в Самарский областной суд общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели Самарской области на 2018-2021 годы не соответствуют положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" и нарушают право ФИО1 на рассмотрение его дела законным составом суда. Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии по делу вышеуказанной совокупности условий, необходимой по смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконным решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, поскольку считает его основанным на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, с учетом, установленных при рассмотрении дела юридически значимых обстоятельств. Судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказав в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение и не находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы. В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административных истцов, изложенную ими в суде первой инстанции, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными. Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит. Выводы суда основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ. Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено. При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда. На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия Самарского областного суда по административным делам определила: решение Ленинского районного суда г.Самары от 21 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу. Мотивированное определение изготовлено 10 января 2022 г. Председательствующий: Судьи: |