Судья Басурова Е.Е. дело № 33а – 1410/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 апреля 2019 года г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Штейнле А.Л.,
судей Туникене М.В., Холиковой Е.А.,
при секретаре Прозоровой Я.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному иску ФИО3 к Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Смоленской области, Департаменту государственной службы занятости населения Смоленской области, УМВД России по Смоленской области о признании решений незаконными, по апелляционной жалобе представителя ФИО3 – ФИО4 на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 29 января 2019 года.
Заслушав доклад судьи Штейнле А.Л., объяснения представителя ФИО3 – ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области ФИО5, представителя УМВД России по Смоленской области ФИО6 против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО3, уточнив требования, обратился в суд с вышеуказанным административным иском о признании незаконными решения Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области № 210 от 28.11.2018 г. об отказе в участии соотечественника в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, решения Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области № 958 от 30.11.2018 г. об отказе согласовать возможность его добровольного переселения в Смоленскую область, решения Управления по вопросам миграции УМВД России по Смоленской области от 25.12.2018г. об отказе в выдаче ему свидетельства участника указанной Государственной программы, возложении на административных ответчиков обязанности по устранению нарушения его прав, свобод и законных интересов. В обоснование указал на отсутствие оснований для отказа в согласовании его заявления об участии в Государственной программе, в том числе предусмотренных пунктом 2.3 Регламента приема участников подпрограммы, пунктами 25 и 26 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом»; оспариваемые решения противоречат целям, предусмотренным п. 7 Государственной программы, нарушают его права на проживание на территории РФ, участие в программе переселения соотечественников и пользование правами, предусмотренными программой.
Определением суда от 19.12.2018 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УМВД России по Смоленской области.
ФИО3 в судебное заседание не явился, его представитель ФИО4 заявленные требования поддержал.
Представители Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области ФИО7, ФИО8 административный иск не признали.
Представители УВМ УМВД России по Смоленской области, УМВД России по Смоленской области, Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области в судебное заседание не явились, в письменных возражениях просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 29.01.2019 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФИО3 – ФИО4 просит отменить решение суда и принять новое – об удовлетворении заявленных требований. По его мнению, судом не учтено, что Администрация МО «Сафоновский район» Смоленской области, принимая решение об отказе в согласовании возможности переселения ФИО3 в Смоленскую область по основанию невозможности предоставления необходимых мер поддержки, не представлено доказательств невозможности представления таких мер: данный вопрос на заседании межведомственной комиссии не обсуждался, какие-либо меры поддержки не предлагались и не рассматривались, не указаны причины невозможности предоставления мер, не обоснована невозможность участия в Подпрограмме без предоставления конкретных мер поддержки. По указанным в суде административным ответчиком основаниям (отсутствие вакансий для соотечественников в банке вакансий территории вселения, отсутствие у истца финансовой возможности нести расходы по решению жилищного вопроса) решение Администрацией МО «Сафоновский район» Смоленской области не принималось. Достоверность представленного административным ответчиком списка вакансий из банка вакансий территории вселения вызывает сомнения, более того, ФИО3 согласно п. 22 формы заявления указал, что он продолжает трудовую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. В нарушение требований закона о предоставлении соотечественникам гарантий Администрация МО «Сафоновский район» самоустранилась от оказания содействия истцу в добровольном переселении, что противоречит целям, предусмотренным п. 7 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников. Оспариваемые решения административных ответчиков являются незаконными и необоснованными, поскольку не соблюдены требования, устанавливающие порядок принятия и основания для принятия решений.
Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 13.1 Федерального закона от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.
Порядок оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, установлен Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
В силу п. 15, п. 16 Государственной программы решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания или на территории Российской Федерации, если соотечественник постоянно или временно проживает на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 17 Государственной программы решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения.
Основания, по которым не выдается свидетельство участника Государственной программы, предусмотрены пунктами 25, 26 Государственной программы. Однако пунктом 27 этой программы также предусмотрено, что названное свидетельство не выдается и в том случае, если соотечественник не соответствует требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения.
Постановлением Администрации Смоленской области от 20.11.2013 № 927 утверждена областная государственная программа «Содействие занятости населения Смоленской области» на 2014-2020 годы. В ее состав с 01.01.2014 г. включена подпрограмма "Оказание содействия добровольному переселению в Смоленскую область соотечественников, проживающих за рубежом" (далее – Подпрограмма).
Согласно паспорту Подпрограммы её ответственным исполнителем является Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области, исполнителями основных мероприятий - органы исполнительной власти Смоленской области; УФМС России по Смоленской области (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области территории вселения (по согласованию); СОГКУ ЦЗН, расположенные на территории вселения.
В разделе 3 Подпрограммы предусмотрено, что с целью снижения риска реализации подпрограммы в части принятия уполномоченным органом необоснованного решения в отношении соотечественников, которые не соответствуют требованиям подпрограммы, предусмотрены следующие основные критерии для отказа соотечественникам в участии в подпрограмме:
- расположение вне территории вселения указанного в заявлении населенного пункта, где соотечественник хотел бы жить и работать после переселения в Российскую Федерацию;
- отсутствие вакансий для соотечественника в банке вакансий территории вселения проекта переселения "Транзитная агропромышленная зона", соответствующих требованиям по профессиональной квалификации, стажу и опыту работы;
- невозможность предоставления необходимых мер поддержки соотечественнику для его адаптации на выбранной территории проживания, в том числе обеспечения местом в дошкольном образовательном учреждении, в общеобразовательном учреждении при значительном их удалении от места работы или проживания;
- недостаточное владение соотечественником знаниями русского языка (недостаточное для выражения мысли, написания необходимых заявлений при оформлении документов);
- судимость соотечественника;
- нетрудоспособность соотечественника;
- отсутствие у соотечественника финансовой возможности нести расходы по решению жилищного вопроса в Смоленской области.
Аналогичные основания для отказа в участии соотечественника в Подпрограмме установлены Регламентом приема участников Подпрограммы, утвержденным приказом начальника Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области от 03.03.2017 г. № 23-ОД.
Согласно данному Регламенту Департамент ГСЗН Смоленской области в течение 15 календарных дней организует работу по согласованию данных потенциального участника подпрограммы и членов его семьи с органами местного самоуправления, которые в течение 10 календарных дней организуют согласование кандидатуры соотечественника и подготавливает решение в течении одного дня о согласовании участия соотечественника в подпрограмме или об отказе, и работодателями, осуществляет анализ возможностей жилищного размещения, трудоустройства и возможного предоставления дополнительных гарантий (п.п. 2.2, 2.4 - 2.6 регламента). Решение Департаментом ГСЗН Смоленской области принимается не позднее 4 рабочих дней после получения решения органа местного самоуправления, о котором сообщается в УВМ УМВД России по Смоленской области.
В силу п. 52.10 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного Приказом МВД России от 07.11.2017г. №842, в оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы отказывается и случае, если соотечественник и (или) член его семьи, включенный в заявление об участии, не соответствует требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения.
Как следует из материалов дела, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., гражданин Республики Таджикистан, проживает в Российской Федерации по адресу: ... на основании разрешения на временное проживание № 2238 выданное УФМС России по Смоленской области 05.09.2016 г. сроком действия до 05.09.2019 г.
22.11.2018 г. ФИО3 обратился в Управление по вопросам миграции УМВД России по Смоленской области с заявлением об оформлении участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утв. Указом Президента РФ от 22.06.2006 г. № 637 с указанием территории переселения - Смоленская область г. Сафоново, которое последним было направлено в уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области, осуществляющий организацию деятельности по реализации подпрограммы - Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области (далее Департамент ГСЗН Смоленской области), которым в свою очередь поступившее заявление было направлено на рассмотрение в орган местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, входящий в проект переселения "Транзитная агропромышленная зона" - Администрацию МО «Сафоновский район» Смоленской области.
28.11.2018 г. на заседании межведомственной рабочей группы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области принято решение об отказе в возможности добровольного переселения административного истца в МО «Сафоновский район» Смоленской области, что подтверждается протоколом №112 от 28.11.2018 г. В этот же день Администрацией МО «Сафоновский район» Смоленской области принято решение об отказе ФИО3 в согласовании возможности добровольного переселения в Смоленскую область по причине невозможности предоставления необходимых мер поддержки.
30.11.2018 г. с учетом вышеуказанного решения Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области Департамент ГСЗН Смоленской области принял решение № 958 об отказе ФИО3 в согласовании возможности добровольного переселения в Смоленскую область в соответствии с п. 2.3 Регламента приема участников подпрограммы на территории вселения, в том числе ввиду невозможности предоставления необходимых мер поддержки.
25.12.2018 г. с учетом решения Департамента ГСЗН Смоленской области УМВД России по Смоленской области отказало ФИО3 в выдаче свидетельства участника Государственной программы ввиду несоответствия требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, выбранного соотечественником для переселения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о законности вышеуказанный решений.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Как следует из возражений на административное исковое заявление и пояснений представителя Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области ФИО8 в судебном заседании, решение об отказе в возможности добровольного переселения административного истца в МО «Сафоновский район» Смоленской области от 28.11.2018 г. принято по нескольким основаниям: ввиду отсутствия вакансий для соотечественника в банке вакансий территории вселения проекта переселения «Транзитная агропромышленная зона», соответствующих требованиям по профессиональной квалификации, стажу и опыта работы; невозможности предоставления необходимых мер поддержки для адаптации истца на территории Сафоновского района; отсутствие у истца финансовой возможности нести расходы по решению жилищного вопроса, поскольку ФИО3 собственного жилья не имеет, зарегистрирован временно в квартире третьего лица, где также зарегистрированы иные граждане Республики Таджикистан, по месту регистрации не проживает.
Материалами дела, в частности заявлением ФИО3, подтверждается, что он имеет специальность «повар», диплом утерян, находясь на территории Сафоновского района с сентября 2016 г. по сентябрь 2017 г. он не работал, с сентября 2017 г. по август 2018 г. работал подсобным рабочим у физического лица (ФИО1), в качестве индивидуального предпринимателя был зарегистрирован только с 10.09.2018 г., в Центр занятости населения за вакансией, не требующей специальных знаний и навыков не обращался. Имеющееся у ФИО3 образование не соответствовало перечню вакансий, имевшихся на территории Сафоновского района. Согласно сведениям ИФНС России № 4 по Смоленской области страховые взносы от ФИО1 за иностранного гражданина ФИО3 не перечислялись. В материалы дела представлены копии договоров безвозмездного пользования жилым помещением, из которых следует, что собственник жилого помещения по адресу: ...ФИО2, помимо ФИО3 предоставила данное жилое помещение другим иностранным гражданам.
В возражениях на административный иск Департамент ГСЗН Смоленской области указывает, что частная предпринимательская деятельность на территории Сафоновского района не востребована.
В соответствии с п. 7 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указ Президента РФ от 14.09.2012 г. N 1289 целью Государственной программы является не только стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, но и содействие социально-экономическому развитию регионов.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно указал, что Государственная программа и Программа Смоленской области имеют своей целью, в том числе, обеспечение потребности экономики Смоленской области в необходимых квалифицированных кадрах, что предполагает участие в программе именно лиц, профессии которых имеют востребованность на рынке труда области, тогда как на территории Сафоновского района Смоленской области частная предпринимательская деятельность не востребована, и обоснованно сделал вывод о том, что заявитель не соответствует Региональной программе.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что по таким основаниям, как отсутствие вакансий для соотечественников в банке вакансий территории вселения, отсутствие у истца финансовой возможности нести расходы по решению жилищного вопроса Администрация МО «Сафоновский район» Смоленской области решения не принимала, не свидетельствует о незаконности данного решения. Согласно пункту 2.3 Регламента приема участников подпрограммы на территории вселения указанные критерии предусмотрены в качестве оснований для отказа соотечественникам в участии в подпрограмме, наряду с таким основанием, как невозможность предоставления необходимых мер поддержки, при этом в решении Департамента ГЗСН Смоленской области, вынесенном с учетом решения Администрации, отказано в согласовании возможности добровольного переселения ФИО3 в Смоленскую область на основании п. 2.3 Регламента.
Сама по себе недостаточная мотивированность решений административных ответчиков при установленных судом в процессе рассмотрения дела обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, не может служить основанием для признания оспариваемых решений незаконными.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и при этом не содержат в себе данных, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила :
решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 29 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО3 – ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: