БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
33а-1410/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 24 марта 2016 г.
Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Наумовой И.В.
судей Самыгиной С.Л., Аняновой О.П.
при секретаре Долбня К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области к администрации городского поселения "Город Алексеевка" Белгородской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей
по апелляционной жалобе администрации городского поселения "Город Алексеевка" Белгородской области
на решение Алексеевского районного суда Белгородской области от 28 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Наумовой И.В., объяснения представителей административного ответчика - администрации городского поселения «Город Алексеевка» - ФИО1 (по доверенности), ФИО2 (по доверенности), поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора – Кошмановой Я.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Алексеевский межрайонный прокурор Белгородской области обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным бездействие администрации городского поселения «город Алексеевка» Белгородской области, выразившееся в неисполнении требований лесного законодательства; возложить обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить в отношении городских лесов городского поселения «Город Алексеевка» площадью 206 га, расположенных в следующих границах: а) центральная часть поселения: правый берег р. Тихая Сосна; северо-западная часть территории участков производственно-коммунальных объектов по ул. Фрунзе; ул. Кривошеина; б) территории в западной части поселения: левый берег р. Тихая Сосна; ул. Мелиоративная; в) территория в восточной части поселения: левый берег р. Тихая Сосна; ул. Луговая; восточная граница городского поселения «Город Алексеевка» следующие действия:
- поставить на кадастровый учет лесные участки;
- произвести государственную регистрацию права собственности на лесные участки;
- провести лесоустройство;
- разработать и утвердить административный регламент по осуществлению муниципального лесного контроля;
Кроме того, прокурор просил возложить на администрацию городского поседения «Город Алексеевка» обязанность осуществлять ведение лесного реестра в отношении городских лесов.
В апелляционной жалобе администрация городского поселения «Город Алексеевка» просит отменить решение суда как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что невыполнение обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Лесным кодексом РФ, Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также привлечении лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства, к предусмотренной законом ответственности.
Как указано в решении, невыполнение указанных требований лесного законодательства свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией городского поселения «Город Алексеевка» Белгородской области обязанности по владению, пользованию муниципальным имуществом.
Судебная коллегия не может согласиться выводами суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в вышеуказанных границах города Алексеевки расположена зона зеленых насаждений общего пользования, что подтверждается Генеральным планом городского поселения «Город Алексеевка», утвержденным решением городского собрания городского поселения «Город Алексеевка» №4 от 26 февраля 2016 года.
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (пункт 1 статьи 10 кодекса).
Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (пункт 2 названной нормы).
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 данного Кодекса (пункт 3 статьи 10 Лесного кодекса).
В силу статьи 102 и части 4 статьи 12 Лесного кодекса защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего кодекса), выделение особо защитных участков леса и установление их границ является исключительным полномочием органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений (пункт 39 статьи 81 Лесного кодекса)
Согласно пункту 1.1 статьи 82 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
В силу пункта 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736, Рослесхоз осуществляет отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации) и выделение особо защитных участков, установление и изменение их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установление и изменение их границ.
Согласно пункту 10.14 названного положения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Рослесхоз издает приказы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
По сообщению начальника управления лесами Белгородской области от 19 ноября 2015 года в соответствии постановлением Правительства Белгородской области от 20 апреля 2009 года №136-пп управление лесами Белгородской области является уполномоченным органом исполнительной власти Белгородской области, осуществляющим ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Белгородской области.
Документированная информация вносится в государственный лесной реестр по формам, утвержденным приказом Рослесхоза от 15 февраля 2012 года №54 «Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра».
Информации о городских лесах, расположенных на территории городского поселения города Алексеевка, в управлении лесами области не имеется (л.д. <данные изъяты>).
Таким образом, в рассматриваемом случае в материалах дела отсутствует решение компетентного органа исполнительной власти – Управления лесами - об отнесении указанной зоны зеленых насаждений к защитным либо иным лесам.
Информация главы администрации, направленная 28 октября 2015 года в адрес Алексеевского межрайонного прокурора, в которой территории, имеющие зеленые насаждения, поименованы городскими лесами, в силу ст.ст. 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не может быть признана допустимым доказательством факта наличия на территории города Алексеевки городских лесов ввиду отсутствия акта уполномоченного органа государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, принятого во исполнение пункта 39 статьи 81 Лесного кодекса.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в установленном законом порядке территории зеленых насаждений не отнесены к какой-либо категории лесов, судебная коллегия полагает, что вывод суда о возложении на ответчика обязанности по постановке на кадастровый учет лесных участков, государственная собственность на которые не разграничена, государственной регистрации права собственности на лесные участки, проведению лесоустройства, разработке и утверждению регламента по осуществлению муниципального лесного контроля, является необоснованным и, очевидно, преждевременным.
Положения п. 32 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому осуществление муниципального лесного контроля отнесено к вопросам местного значения, касаются только лесных участков, находящимися в муниципальной собственности.
Поскольку ни федеральным законом, ни законом Белгородской области право собственности на городские леса, расположенные в границах городского поселения, за муниципальным образованием не признано, государственная собственность на них на разграничена, доказательств приобретения права муниципальной собственности на такие земельные участки в соответствии с нормами гражданского законодательства в материалах дела не имеется, выводы суда о возложении обязанности на ответчика зарегистрировать право собственности на земельные участки являются ошибочными.
При этом суд не вправе наделить орган местного самоуправления правом собственности на земельные участки, подменяя функции компетентных органов власти, в том числе управления лесами Белгородской области, уполномоченных на принятие решений в сфере земельного и лесного законодательства.
Исходя из изложенного, судебная коллегия считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также не применены нормы материального закона, подлежащие применению, в связи с чем решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алексеевского районного суда Белгородской области от 28 декабря 2015 г. по делу по административному иску Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области к Администрации городского поселения "город Алексеевка" Белгородской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей отменить.
Вынести новое решение.
В удовлетворении административного иска Алексеевского межрайонного прокурора отказать.
Председательствующий –
Судьи –