ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14116/2016 от 08.11.2016 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Исакова Н.Н.

Судья-докладчик Туглакова Л.Г. По делу № 33а-14116/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 ноября 2016 года г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,

судей Папуши А.С. и Харина Р.И.,

при секретаре Зуевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Харитоновой Н.А. к администрации г. Иркутска о признании Местных нормативов градостроительного проектирования г. Иркутска, утвержденные постановлением администрации г. Иркутска от "дата изъята" , несоответствующими федеральному законодательству и недействующими с "дата изъята" ,

по апелляционной жалобе Харитоновой Н.А. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 06 сентября 2016 года,

УСТАНОВИЛА:

Харитонова Н.А. обратилась в суд с заявлением, в обоснование с учетом дополнений указала, что Правительством Иркутской области Харитоновой Н.А. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым "номер изъят" площадью 300 кв.м. "адрес изъят" для строительства магазина, министерством имущественных отношений Иркутской области "дата изъята" с Харитоновой Н.А. заключен договор аренды земельного участка "номер изъят". Харитоновой Н.А. добросовестно были осуществлены действия по получению разрешения на строительство магазина на земельном участке, вместе с тем Администрацией было отказано в выдаче указанного разрешения. Для получения разрешения на строительство магазина, ею была заказана проектная документация на «Центр кратковременного пребывания детей» и "дата изъята" было подано через Администрацию в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, установленных в градостроительных регламентах ПЗЗ с условно разрешенными видами использования «объекты социально-бытового обеспечения» в части уменьшения минимального размера земельного участка до 300 кв.м. Письмами Администрации от "дата изъята" в связи с отсутствием согласия министерства Харитоновой Н.А. было отказано в предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Заявлением от "дата изъята" соответствующее согласие министерства от "дата изъята" было направлено в Администрацию. "дата изъята" Администрацией отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Федеральным законом № 131-Ф3 в положения Градостроительного кодекса РФ, регулирующие вопрос принятия местных нормативов градостроительного проектирования, внесены существенные изменения, постановлением Правительства Иркутской области от "дата изъята" утверждены новые нормативы градостроительного проектирования Иркутской области - действующие МНГП г. Иркутска должны были быть приведены в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса РФ (в редакции Федерального закона №131-Ф3) и постановления Правительства Иркутской области от "дата изъята" в срок до "дата изъята" либо отменены и представительным органом власти (Городской Думой г. Иркутска) приняты новые МНГП г. Иркутска, соответствующие вышестоящим правовым актам. Поскольку МНГП г. Иркутска не приведены в соответствие федеральному и областному законодательству, Харитонова Н.А. полагает, что они недействительны и не могли служить основанием для подготовки администрацией г. Иркутска отказа от "дата изъята" и подлежат признанию недействующими с "дата изъята" , что приведет к восстановлению ее нарушенных прав путем пересмотра решения Арбитражного суда Иркутской области от 06.04.2016 г.

Просила суд признать Местные нормативы градостроительного проектирования г. Иркутска, утвержденные постановлением администрации г. Иркутска от "дата изъята" , несоответствующими п. 1 ст. 3 Федерального закона № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», ст. 29.4 (в т.ч. части 1) Градостроительного кодекса РФ (в редакции Федерального закона № 131-ФЗ), постановлению Правительства Иркутской области от "дата изъята" и недействующими с "дата изъята" .

В судебном заседании административный истец Харитонова Н.А. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрация г.Иркутска Борисов А.А. требования Харитоновой Н.А. не признал.

Решением суда административное исковое заявление Харитоновой Н.А. оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Харитонова Н.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на обстоятельства и правовые нормы, изложенные в заявлении. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем решение суда является незаконным и необоснованным.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу пом. прокурора, участвующий в деле, Петрова И.А., представитель администрации г.Иркутска Борисов А.А. решение суда полагают законным и обоснованным.

Заслушав доклад судьи Туглаковой Л.Г., объяснения Харитоновой Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации г. Иркутска Васильевой М.И., заключение прокурора Румянцевой А.А., согласившихся с решением суда, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

"дата изъята" администрацией г. Иркутска отказано административному истцу в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, на основании п. 13.2 Порядка предоставления разрешения на отклонение, нарушение требований градостроительного законодательства, градостроительных нормативов, нормативно правовых актов, а именно: нарушение положений части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ (Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка); «Местные нормативы градостроительного проектирования г. Иркутска», утвержденные постановлением Администрации от 15.06.2011 № 031-06-1287/11: п. 3.2.1 ч. 3.2 «Элементы планировочной структуры общественно-деловых зон (отсутствием обязательных элементов приобъектной территории: подходов и проездов к зданию, гостевые автостоянки, территории земельных насаждений c местами тихого отдыха, при организации участка общественной застройки). Кроме того, проводимые неоднократно публичные слушания на земельном участке показали, что любое строительство на данном земельном участке будет противоречить соблюдению прав граждан.

Не согласившись с отказом администрации г. Иркутска от "дата изъята" , она обжаловала его в Арбитражный суд Иркутской области.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06.04.2016 г. по делу "номер изъят" в удовлетворении требований Харитоновой Н.А. отказано.

Харитонова Н.А. указывает, что Федеральным законом № 131-Ф3 в положения Градостроительного кодекса РФ, регулирующие вопрос принятия местных нормативов градостроительного проектирования, внесены существенные изменения, постановлением Правительства Иркутской области от "дата изъята" утверждены новые нормативы градостроительного проектирования Иркутской области - действующие МНГП г. Иркутска должны были быть приведены в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса РФ (в редакции Федерального закона №131-Ф3) и постановления Правительства Иркутской области от "дата изъята" в срок до "дата изъята" либо отменены и представительным органом власти (Городской Думой г. Иркутска) приняты новые МНГП г. Иркутска, соответствующие вышестоящим правовым актам. Поскольку МНГП г. Иркутска не приведены в соответствие федеральному и областному законодательству, Харитонова Н.А. полагает, что они недействительны и не могли служить основанием для подготовки администрацией г. Иркутска отказа от "дата изъята" и подлежат признанию недействующими с "дата изъята" .

Полагает, что оспариваемый нормативно-правовой акт противоречит ч. 1 ст. 3 №131-Ф3 от 05.05.2014 г., ст. 29.4 Градостроительного кодекса РФ, Постановлению Правительства Иркутской области от "дата изъята" «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Иркутской области».

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местных нормативов градостроительного проектирования отнесен к вопросам местного значения.

Как предусматривалось ч. 4 и ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативов, региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории).

Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

На момент принятия оспариваемого постановления состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования нормативными правовыми актами органов местного самоуправления не был установлен.

Согласно ст. 38 Устава города Иркутска принятого решением Дуты г. Иркутска от "дата изъята" , Мэр города в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством, настоящим Уставом и решениями городской Думы издает постановления и распоряжения администрации города, обязательные для исполнения на территории города.

Постановления администрации города издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Иркутска федеральными и областными законами.

Согласно ст. 29.4 ГрК РФ местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления (ч. 1).

В случае, если в региональных нормативах градостроительного проектирования установлены предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 29.2 настоящего Кодекса, населения муниципальных образований, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности такими объектами населения муниципальных образований, устанавливаемые местными нормативами градостроительного проектирования, не могут быть ниже этих предельных значений (ч. 2).

В случае, если в региональных нормативах градостроительного проектирования установлены предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 29.2 настоящего Кодекса, для населения муниципальных образований, расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований не могут превышать эти предельные значения (ч.3).

Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района, поселения, городского округа населения данных муниципальных образований и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального района, поселения, городского округа могут быть утверждены в отношении одного или нескольких видов объектов, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 29.2 настоящего Кодекса (ч. 4).

Подготовка местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом:

1) социально-демографического состава и плотности населения на территории муниципального образования;

2) планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

3) предложений органов местного самоуправления и заинтересованных лиц (ч. 5).

Проект местных нормативов градостроительного проектирования подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за два месяца до их утверждения (ч. 6).

Утвержденные местные нормативы градостроительного проектирования подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов (ч.7).

Порядок подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и внесения изменений в них устанавливается муниципальными правовыми актами с учетом положений настоящего Кодекса (ч.7).

Данная статья введена в Градостроительный кодекс РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 131-ФЗ.

Федеральный закон от 05.05.2014 № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» вступил в силу со дня его официального опубликования на интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.05.2014г.

В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Эта же федеральная норма содержит указание на то, что действие закона может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие, если это прямо предусмотрено законом.

Федеральный закон от 05.05.2014 № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» не содержит указания о распространении положений данного закона на правоотношения возникшие до его введения.

Постановление Правительства Иркутской области от "дата изъята" было принято после принятия оспариваемого нормативно-правового акта и не содержит ссылки на его применение в правоотношениям, возникшим после его принятия, не предусматривает иных предельных значений расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, уровня территориальной доступности объектов местного значения, в связи, с чем правовых оснований для признания оспариваемого постановления ст. 29.4 ГрК РФ и Постановлению Правительства Иркутской области от "дата изъята" не имеется.

Более того, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» устанавливает, что до дня утверждения нормативов градостроительного проектирования, подготовленных в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), или до дня внесения изменений в утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативы градостроительного проектирования в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) подготовка документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, документации по планировке территории осуществляется с учетом утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативов градостроительного проектирования.

Таким образом, Федеральный закон от 05.05.2014 № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» устанавливает возможность применение ранее принятых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативов градостроительного проектирования.

Руководствуясь вышеуказанными нормами материального права и принимая решение по заявленному спору, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку истцом не представлено допустимых и относимых доказательств в обоснование заявленных требований.

Учитывая изложенное, установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и оснований для его отмены не имеется.

Доводы апелляционной жалобы истца, не содержат в себе обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, являются аналогичными позиции стороны истца при рассмотрении дела, по существу сводятся к субъективному пониманию положений законодательства и несогласию с оценкой данной судом представленным доказательствам, с которой согласилась судебная коллегия, в связи с чем они не могут повлечь отмену принятого судом решения.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 06 сентября 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Харитоновой Н.А. – без удовлетворения.

Председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи А.С. Папуша

Р.И. Харин