Судья Карпенко Д.Н. Дело №33а-141/2020
УИД 26RS0025-01-2019-001559-91
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 4 февраля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.,
судей Кострицкого В.А. и Строчкиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Ениной С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к управлению труда и социальной защиты населения администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края о признании незаконным решения №1 от 23.09.2019 об отказе во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда»,
по апелляционной жалобе начальника управления труда и социальной защиты населения администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края ФИО2
на решение Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 20 ноября 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Кострицкого В.А., объяснения представителя управления труда и социальной защиты населения администрации Новоалександровского городского округа ФИО3, поддержавшей доводы жалобы, возражения административного истца ФИО1, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась с административным исковым заявлением к управлению труда и социальной защиты населения администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края (далее – УТСЗН администрации Новоалександровского городского округа) о признании незаконным решения №1 от 23.09.2019 об отказе во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».
В обоснование искового заявления истец указала, что она является пенсионером и обладателем ведомственного знака отличия Федерального органа государственной статистики - медали «За труды в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи», поэтому обратилась в УТСЗН администрации Новоалександровского городского округа с пакетом документов для того, чтобы ее включили в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». Решением от 23.09.2019 №1 УТСЗН администрации Новоалександровского городского округа ей было отказано во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» с обоснованием отказа.
Решением Новоалександровского районного суда от 20 ноября 2019 года административное исковое заявление ФИО1 к УТСЗН администрации Новоалександровского городского округа было удовлетворено. Решение УТСЗН администрации Новоалександровского городского округа №1 от 23.09.2019 об отказе ФИО1 во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», признано незаконным, с возложением на административного ответчика обязанности включить ФИО1 в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».
Выражая несогласие с решением суда, начальник УТСЗН администрации Новоалександровского городского округа Афонина Н.Н. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. В обоснование своих доводов указывает, что суд не обоснованно пришел к выводу о возможности удовлетворения заявления ФИО1, так как к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», могут быть отнесены нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства), почетные грамоты (дипломы) при соблюдении следующих условий: если награждение конкретного гражданина производилось: Президентом РФ, Правительством РФ, руководителями федеральных органов государственной власти РФ, руководителем администрации Президента РФ, руководством Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, руководством Генеральной Прокуратуры, руководителями федеральной государственной власти СССР и РСФСР и при этом имеется ссылка на решение федерального органа. Считает, что определяющим критерием является многолетний и добросовестный труд, т.е. получение награды за основную трудовую деятельность гражданина того ведомства, в котором он трудится. Обращает внимание, что награда ФИО1 получена за деятельность лиц, привлеченных к участию в подготовке и проведении переписи населения, которая представляла собой не постоянную трудовую деятельность в органах Федеральной службы государственной статистики, а временное участие в сборе статистической информации о демографических, экономических и социальных процессах, выполнялась в краткосрочный период на основании договора подряда, без зачисления её в штат организации. Более того, указывает, что 30 июня 2016 года Федеральная служба государственной статистики учредила знак отличия в труде, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда» почетное звание «Почетный работник государственной статистики» (приказ от 30.08.2016 г. № 456), а не тот который представила административный истец. Обращает внимание суда апелляционной инстанции на тот факт, что УТСЗН администрации Новоалександровского городского округа действовало в пределах своей компетенции, отказав административному истцу в приеме документов для включения её в списки лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда».
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника УТСЗН администрации Новоалександровского городского округа ФИО2 без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке имеются, судом допущено неправильное применение норм материального права.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к УТСЗН администрации Новоалександровского городского округа о признании незаконным решения №1 от 23.09.2019 об отказе во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», указав, что является пенсионером и обладателем ведомственного знака отличия Федерального органа государственной статистики - медали «За труды в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи», а также имеет необходимый трудовой стаж для присвоения ей указанного звания.
Решением от 23.09.2019 № 1 УТСЗН администрации Новоалександровского городского округа ФИО1 было отказано во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» со ссылкой на Постановление Губернатора Ставропольского края от 06.09.2007 №569 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ставропольском крае», согласно которому к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», награжденным ими до 30 июня 2016 года, относятся ведомственные знаки отличия в труде за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу в организации (учреждении), на предприятии, подтвержденную записями в трудовой книжке. Определяющим критерием, является многолетний добросовестный труд, т.е. получение награды за основную деятельность гражданина того ведомства, в котором он трудится. Деятельность лиц, привлеченных к участию по подготовке и проведению переписи населения, представляла собой не постоянную деятельность в органах Федеральной службы государственной статистики, а временное участие в сборе статистической информации о демографических, экономических и социальных процессах, осуществлялось в краткосрочный период на основании договора подряда, без зачисления в штат организации. Соотвественно, ведомственными наградами Федеральной службы государственной статистики можно считать те награды, которыми награждались основные работники системы Федеральной службы государственной статистики за особые заслуги в труде.
Разрешая административный спор и удовлетворяя требования административного иска, суд сослался на то, что вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон № 5-ФЗ), который, как следует из его преамбулы и статьи 1, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов, в том числе и ветеранов труда, с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Согласно ст.1 Закона №5-ФЗ к категории ветеранов относятся, в том числе и ветераны труда.
В п.4 ст.7 Закона №5-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия присвоения гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ставропольского края, звания «Ветеран труда» определяется Законом Ставропольского края от 07.12.2004 № 103-кз «О мерах социальной поддержки ветеранов» (далее – Закон №103-кз), а также принятым в соответствии с ним Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ставропольском крае, утвержденным Постановлением Губернатора Ставропольского края от 05.09.2007 №569 (далее – Положение).
В соотвествии с п. 2.1 Положения звание «Ветеран труда» присваивается постановлением Губернатора Ставропольского края: лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», либо его законный представитель или иное доверенное лицо представляет в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края по месту жительства либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае заявление о присвоении звания «Ветеран труда» на имя Губернатора Ставропольского края в произвольной форме с приложением необходимых документов (п.3 Положения).
Согласно п.6.1. Положения орган местного самоуправления в течение 15 рабочих дней со дня принятия заявления и документов, указанных в пунктах 3-5 этого Положения, в полном объеме и надлежаще оформленных включает лицо, претендующее па присвоение звания «Ветеран труда», в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» в Ставропольском крае, по форме, утверждаемой министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края, и направляет список в министерство либо принимает решение об отказе лицу, претендующему на присвоение звания «Ветеран труда» во включении его в список.
Исходя из положений приведенного законодательства и существа постановления главы администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края №612 от 07.08.2017 и утвержденного им регламента, суд пришел к выводу, что муниципальному органу переданы отдельные (усеченные) государственные полномочия, которые не наделяют муниципальный орган правом оценки представляемых заявителем документов на наличие либо отсутствие права на присвоения звания «Ветеран труда». Постановление, как отметил суд, лишь утверждает регламент предоставления услуги «Осуществление приема заявлений и документов, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда», и формирование списков лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», иное, как посчитал суд, прямо противоречит как Федеральному закону от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», так и закону Ставропольского края от 11.12.2009 №92-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан» (далее – Закон №92-кз), а также существу оказываемой государственной услуги, отдельные полномочия по оказанию которой переданы муниципальному органу.
Суд первой инстанции в этой связи пришел к убеждению, что оценка документов на установление наличия права на присвоение звания «Ветеран труда» должна даваться исключительно органом, имеющим право на принятие решения о присвоении звания «Ветеран труда», а полномочия муниципального органа установлены лишь в рамках возможности оценки полноты представленных документов для разрешения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда».
Поскольку, как указал суд в обжалуемом решении, административным истцом при обращении в муниципальный орган по спорному вопросу представлены необходимые документы и в требуемом объеме, что не являлось предметом для отказа ей административным ответчиком во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», то административный ответчик обязан был их принять и включить ФИО1 в данный список, а материальная оценка представленных ею документов должна быть дана уполномоченным на то органом в соотвествии с Законом №103-кз, поэтому посчитал требования административного иска подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции об удовлетворении требований административного истца согласиться не может в силу следующего.
В соотвествии с ч.5.1. ст.1 Закона №92-кз органы местного самоуправления муниципальных городских округов наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими в том числе, в осуществлении приема заявлений и документов, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда», и формировании списка лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с Законом №103-кз.
Как следует из приведенных выше положений Закона №5-ФЗ и Закона №103-кз, порядок и условия присвоения гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ставропольского края, звания «Ветеран труда» определяется в соотвествии с Положением (полное наименование которого приведено выше).
Полномочия УТСЗН администрации Новоалександровского городского округа по приему заявлений и формированию списков лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», то есть в рамках реализации переданных государственных полномочий в этой сфере правоотношений, судом правильно определены и стороной истца не оспариваются.
Согласно подпункту 1 пункта 7 Положения основанием для принятия решения об отказе лицу, претендующему на присвоение звания «Ветеран труда», во включении его в список, лиц, претендующих на присвоение им такого звания, является, в том числе представление документов, не подтверждающих право на присвоение звания «Ветеран труда», то есть по смыслу данной правовой нормы орган местного самоуправления, в данном случае УТСЗН администрации Новоалександровского городского округа, уполномочено при рассмотрении документов лиц, обратившихся с заявлениями о включении в список претендентов на звание «Ветеран труда», удостовериться, в том числе и в наличии у заявителя документов, подтверждающих право на присвоение звания «Ветеран труда».
Таким образом, по мнению судебной коллегии, помимо, проверки комплектности документов претендента на звание «Ветеран труда» на соответствие приведенному в Положении перечню, соответствующий орган местного самоуправления уполномочен и на оценку содержания документов, представляемых заинтересованным лицом об имеющихся у него наградах, наличие которых в совокупности с необходимым трудовым стажем, продолжительностью работы (службы) в соответствующей сфере деятельности, является основанием к присвоению звания «Ветеран труда» и в силу п.6.1. Положения на принятие решение об отказе лицу, претендующему на присвоение звания «Ветеран труда» во включении его в список в случае не предоставления документов, подтверждающих право на присвоение такого звания.
При этом согласно Положению министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края не наделено компетенцией по принятию решений о присвоении либо об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», а лишь на основании списков в течение 25 рабочих дней со дня их поступления от уполномоченных органов местного самоуправления готовит проект постановления Губернатора Ставропольского края о присвоении звания «Ветеран труда» и вносит его в установленном порядке Губернатору Ставропольского края для принятия решения, то есть о присвоении такого звания (п.9 Положения).
Таким образом, анализ приведенного законодательства Ставропольского края, регулирующего порядок присвоения звания «Ветеран труда», свидетельствует о том, что включение уполномоченным в данной сфере правоотношений органом местного самоуправления заинтересованного лица в список лиц, претендующих на звание «Ветеран труда» не является формальным, а допускается только после проверки наличия у лица такого права на стадии формирования данных списков, именно соответствующим органом местного самоуправления.
В этой связи судебная коллегия отмечает, что УТСЗН администрации Новоалександровского городского округа, обладая необходимой компетенцией, решением от 23.09.2019 №1 обоснованно отказало ФИО1 во включении ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» со ссылкой на требования п.2.1. Положения, согласно которым к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», награжденным ими до 30 июня 2016 года, относятся ведомственные знаки отличия в труде за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу в организации (учреждении), на предприятии, подтвержденную записями в трудовой книжке.
Определяющим критерием, как обоснованно указано в данном решении органа местного самоуправления, помимо ведомственного знака отличия Федеральной службы государственной статистики «За труды в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи» является многолетний добросовестный труд, т.е. получение награды за основную деятельность гражданина в том ведомстве, в котором он непосредственно трудится. Деятельность ФИО1, будучи привлеченной к участию по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи, представляла собой не постоянную занятость в органах Федеральной службы государственной статистики, а временное участие в сборе статистической информации о демографических, экономических и социальных процессах, осуществлялась в краткосрочный период на основании договора подряда, без зачисления ФИО1 в штат организации, входящей в число подведомственных Федеральной службе государственной статистики. Соотвественно, ведомственными наградами Федеральной службы государственной статистики возможно считать те награды, которыми награждались работники учреждений, непосредственно состоящих в системе Федеральной службы государственной статистики за особые заслуги в труде.
Документов в соотвествии с п.2.2 Положения, подтверждающих начало осуществления трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и наличие трудового (страхового) стажа не менее 35 лет, являющихся отдельным основанием для присвоения звания «Ветеран труда», административным истцом не представлено.
При таких данных, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда, которым указанные обстоятельства не были учтены, нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к управлению труда и социальной защиты населения администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края о признании решения управления труда и социальной защиты населения администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края от 23.09.2019 №1 об отказе ФИО1 во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении на управление труда и социальной защиты населения администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края включить ФИО1 в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 20 ноября 2019 года – отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к управлению труда и социальной защиты населения администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края о признании решения управления труда и социальной защиты населения администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края от 23.09.2019 №1 об отказе ФИО1 во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении на управление труда и социальной защиты населения администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края включить ФИО1 в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», отказать.
Председательствующий
Судьи: