ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1423/2016 от 09.08.2016 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Ильин Е.В. дело № 33а-1423/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 9 августа 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Братухина В.В.,

судей Медведевой И.А. и Салиховой Э.И.,

при секретаре Демаковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Дроздова Р. В. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 7 июня 2016 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления Дроздова Р.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медведевском районе Республики Марий Эл об оспаривании постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

23 октября 2015 года начальником Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медведевском районе Республики Марий Эл (далее – УПФР в Медведевском районе Республики Марий Эл) принято решение (постановление <№>) о взыскании с Дроздова Р.В. страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика в общей сумме 141 775 рублей 63 копеек, в том числе недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 135 693 рублей 18 копеек, начисленных на неё пеней в сумме 6082 рублей 45 копеек.

Не согласившись с указанным постановлением, Дроздов Р.В. обратился в Медведевский районный суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к УПФР в Медведевском районе Республики Марий Эл, в котором просил признать указанное постановление незаконным, полагая что наличие недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не подтверждено какими-либо доказательствами, суммы недоимки и пеней являются завышенными.

Решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от
7 июня 2016 года в удовлетворении административного искового заявления Дроздову Р.В. отказано.

В апелляционной жалобе представитель Дроздова Р.В.
Перепелицын А.М. просит решение отменить в связи с допущенными судом нарушениями норм процессуального права и противоречием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В возражениях по доводам апелляционной жалобы УПФР в Медведевском районе Республики Марий Эл просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Дроздова Р.В. – без удовлетворения.

Административный истец Дроздов Р.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще. Поскольку установленных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований отложения судебного разбирательства административного дела не имеется, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, участвующего в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, заслушав объяснения представителя УПФР в Медведевском районе Республики Марий Эл Лазареву Н.А., просившую решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 53 Федерального закона от 24 июля 2009 года
№ 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от
24 июля 2009 года № 212-ФЗ) каждое лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера (далее - акты органа контроля за уплатой страховых взносов), действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.

Часть 4 статьи 54 Федерального закона от 24 июля 2009 года
№ 212-ФЗ предусматривает, что судебное обжалование актов (в том числе нормативных) органа контроля за уплатой страховых взносов, действий (бездействия) его должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи заявления в суд общей юрисдикции.

В силу пункта 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в том числе, относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (часть 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ).

Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года
№ 212-ФЗ и пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в фиксированном размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ).

Пунктом 2 части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ предусмотрено, что если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 рублей, взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации уплачиваются в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Установлено, что Дроздов Р.В. в период с 31 октября 2014 года по
25 ноября 2015 года имел статус индивидуального предпринимателя.

На основании пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от
24 июля 2009 года № 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 227 Налогового кодекса
Российской Федерации под доходом индивидуального предпринимателя, являющегося плательщиком НДФЛ, понимается сумма фактически полученного им дохода от осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно представленной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, код категории налогоплательщика – 720 (физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) доход Дроздова Р.В. за расчетный период 2014 года составил 14 781 574 рубля.

Сведения о доходах предпринимателя отражены Дроздовым Р.В. в декларации 3-НДФЛ самостоятельно, спора о сумме дохода в ходе рассмотрения дела не заявлено.

Согласно Федеральному закону от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ
«О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от
2 декабря 2013 № 336-ФЗ) минимальный размер оплаты труда на 2014 год составлял 5554 рублей в месяц, следовательно, размер фиксированного платежа за 2014 год составит 2934 рубля 66 копеек (5 554 /31 x 12 x 26% х 2).

Также на основании пункта 2 части 1.1 статьи 14 Федерального закона
№ 212-ФЗ заявителем, кроме фиксированного платежа, подлежал уплате 1,0% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего
300 000 рублей за расчетный период, что в данном случае составило 144 815 рублей 74 копейки, то есть более максимального размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, составлявшего 138 627 рублей 84 копейки.

Страховые взносы в фиксированном размере 2 934 рубля 66 копеек оплачены административным истцом 1 декабря 2014 года.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ).

В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние, по сравнению с установленными, сроки, плательщик страховых взносов должен выплатить пени, предусмотренные статьей 25 названного Федерального закона.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2 статьи 25 Федерального закона от 24 июля
2009 года № 212-ФЗ).

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, исходя из процентной ставки пеней, равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (части 3, 6 статьи 25 Федерального закона от
24 июля 2009 года № 212-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

11 сентября 2015 года Дроздову Р.В. вручено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пеням в суммах: недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 135 693 рублей 18 копеек (138 627, 84 - 2934,66), начисленных на неё пеней за период со
2 апреля по 11 сентября 2015 года в сумме 6 082 рублей 45 копеек.

Частями 1 - 2, 15 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.

Извещения об уплате недоимки по страховым взносам и пеням
<№> и <№> от 16 октября 2015 года были направлены в банк плательщика страховых взносов (ПАО «<...>») и не были оплачены в связи с отсутствием средств на счете.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от
24 июля 2009 года № 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

23 октября 2015 года начальником УПФР в Медведевском районе Республики Марий Эл принято решение в форме постановления о взыскании с Дроздова Р.В. страховых взносов и пеней за счёт имущества плательщика страховых взносов в указанных в требовании об уплате недоимки суммах, направленное для принудительного исполнения в Медведевский районный отдел судебных приставов.

С учетом указанных обстоятельств, судом сделан правильный вывод о наличии у должностного лица полномочий по принятию оспариваемого решения, о соблюдении органом контроля за уплатой страховых взносов предусмотренного Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ порядка взыскания недоимки по страховым взносам и об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным, в том числе по доводам административного иска.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы правильность выводов суда не опровергают и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку не содержат фактов, опровергающих выводы суда или влияющих на обоснованность судебного решения.

Судебная коллегия считает, что с учетом изложенного предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 7 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дроздова Р. В. - без удовлетворения.

Председательствующий Братухин В.В.

Судьи Медведева И.А.

Салихова Э.И.