Номер дела в суде первой инстанции 2а-4539/2021
Дело № 33а-1425/2022
УИД 27RS0003-01-2021-008319-93
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15 марта 2022 года.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Унтевской Е.Л.
судей Савченко Е.А., Казариковой О.В.
при секретаре Серченко И.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Хабаровске 11 марта 2022 года административное дело по административному иску прокурора Железнодорожного района города Хабаровска к администрации города Хабаровска о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе административного ответчика администрации города Хабаровска на решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 7 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Савченко Е.А., объяснения прокурора отдела Прокуратуры Хабаровского края Криковцовой Е.Г., представителя административного ответчика администрации города Хабаровска, заинтересованного лица управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска Приходько Р.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Железнодорожного района города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц обратился в Железнодорожный районный суд города Хабаровска с исковым заявлением к администрации города Хабаровска (далее - Администрация) о возложении обязанности организовать освещение на участках дороги ул.Минометной от пересечения с ул.Минской до дома 24 по ул.Минометной, от дома 32 до дома 37 по ул.Минометной и от дома 29 по ул.Профсоюзной до дома 67 по ул.Минометной в г.Хабаровске, в 6-месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения проверки по вопросу соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в городе Хабаровске установлено отсутствие искусственного освещения на участках дороги ул.Минометной от пересечения с ул.Минской до дома 24 по ул.Минометной, от дома 32 до дома 37 по ул.Минометной и от дома 29 по ул.Профсоюзной до дома 67 по ул.Минометной в г.Хабаровске, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные условия для проживания, способствует усилению криминогенной обстановки, создает условия опасности дорожного движения для граждан и влечет нарушение их прав и законных интересов.
Ссылаясь на положения действующего законодательства, прокурор указывал, что полномочия по содержанию дорог местного значения в границах Хабаровского городского округа, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог, осуществление дорожной деятельности, содержание и развитие дорожной инфраструктуры, которой являются, в том числе, объекты наружного освещения и линии наружного освещения улиц, проездов, набережных, - отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования городской округ "Город Хабаровск", решение которых за счет средств местного бюджета должно осуществляться Администрацией.
С учетом изложенного, прокурор просил суд возложить на администрацию обязанность в течение шести месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать освещение на участках дороги ул.Минометной от пересечения с ул.Минской до дома 24 по ул.Минометной, от дома 32 до дома 37 по ул.Минометной и от дома 29 по ул.Профсоюзной до дома 67 по ул.Минометной в г.Хабаровске.
Определением судьи Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 12 ноября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска.
Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 7 декабря 201 года административные исковые требования прокурора железнодорожного района города Хабаровска удовлетворены. На администрацию города Хабаровска возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по проведению работ по организации освещения на участках дороги ул.Минометной от пересечения с ул.Минской до дома 24 по ул.Минометной, от дома 32 до дома 37 по ул.Минометной и от дома 29 по ул.Профсоюзной до дома 67 по ул.Минометной в г.Хабаровске.
В апелляционной жалобе административный ответчик администрация города Хабаровска просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что возложение обязанности по производству работ является незаконным ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, что противоречит статьям 12, 130 Конституции Российской Федерации. Кроме того, исполнение полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, предусмотренных с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возможно только в рамках тех бюджетных ассигнований, которые предусмотрены в бюджете муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» на соответствующие цели. Утверждение бюджета городского округа «Город Хабаровск» в соответствии с уставом отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования – Хабаровской городской Думы. Решением о бюджете денежные средства на выполнение вышеуказанных работ не предусмотрены, не предусмотрено выделение денежных средств на таки цели и в последующие годы. Кроме того, фактически выполнить работы по освещению ул.Минометной на участке от дома № 29 по ул.Профсоюзной до дома № 48 по ул. Минометной не представляется возможным в связи с ограниченностью территории, расположению участка дороги в охранной зоне существующих воздушных линий электроснабжения ЛЭБ – 110 кВ и 6 кВ, не позволяющих в соответствии с Правилами устройства электроустановок производство монтажа линий наружного освещения.
Письменные возражения на доводы апелляционной жалобы не поступили.
После рассмотрения дела по существу в суд апелляционной инстанции от административного истца прокурора Железнодорожного района города Хабаровска поступило письменное заявление об отказе от административных исковых требований о возложении на администрацию города Хабаровска организовать освещение от дома 29 по ул.Профсоюзной до дома 48 по ул.Минометной в г.Хабаровске и прекращении производства по делу в указанной части.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации города Хабаровска, заинтересованного лица управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска Приходько Р.И. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме. Не возражала против прекращения производства по делу в части.
Прокурор отдела Прокуратуры Хабаровского края Криковцова Е.Г. просила производство по делу в части требований о возложении на администрацию города Хабаровска обязанности организовать освещение от дома 29 по ул.Профсоюзной до дома 48 по ул.Минометной в г.Хабаровске прекратить, в остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции отказаться от административного иска полностью или частично.
В соответствии со статьей 304 КАС РФ отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционных жалобы, представления, должен быть выражен в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ административного истца от иска был заявлен в судебном заседании, такой отказ заносится в протокол судебного заседания и подписывается соответственно административным истцом, административным ответчиком, сторонами соглашения (часть 1).
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от административного иска определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. Частью 3 статьи 157 КАС РФ предусмотрено, что в случае принятия судом отказа от административного иска суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.
Положения нормы статьи 157 КАС РФ предусматривают, что заявление административного истца об отказе от административного иска заносится в протокол судебного заседания и подписывается административным истцом, его представителями. Изложенное в письменной форме заявление об отказе от административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет последствия отказа от административного иска.
Согласно статье 194 КАС РФ отказ административного истца от административного иска является основанием прекращения производства по административному делу.
В соответствии со статьей 195 КАС РФ производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства, а также на то, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Поскольку отказ прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска от административных исковых требований в части возложения на администрацию города Хабаровска обязанности организовать освещение от дома 29 по ул. Профсоюзной до дома 48 по ул.Минометной в г.Хабаровске носит добровольный характер, правовые последствия данного процессуального действия известны и понятны, о чем указано в заявлении, отказ от заявленных требований выражен в письменной форме, из которого усматривается выраженное однозначно волеизъявление административного истца на отказ от иска в указанной части, не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, с учетом приведенных выше норм процессуального права, судебная коллегия считает возможным принять отказ прокурора в части требований о возложении на администрацию города Хабаровска обязанности организовать освещение от дома 29 по ул. Профсоюзной до дома 48 по ул.Минометной в г.Хабаровске, отменить состоявшееся решение суда в указанной части, а производство по административному делу прекратить в указанной части.
С учетом изложенного, судебная коллегия разъясняет сторонам, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом первой инстанции, а также следует из материалов настоящего административного дела, 14 сентября 2021 года в ходе проведения прокуратурой Железнодорожного района города Хабаровска совместно с отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Хабаровску выездного обследования дорожного полотна дороги (проезда) по ул.Минометной от пересечения с ул.Минской до дома 24 по ул.Минометной, от дома 32 до дома 37 по ул.Минометной и от дома 29 по ул.Профсоюзной до дома 67 по ул.Минометной в городе Хабаровске установлено отсутствие стационарного электрического освещения соответствующих участков дороги местного значении.
Вместе с тем, согласно акту осмотра от 10 декабря 2021 года с участием специалиста управления дорог и внешнего благоустройства, главного инженера МУП города Хабаровска «Горсвет» на участке от д. 29 по ул. Профсоюзной до дома № 48 по ул. Минометной фактически выполнить работы по освещению не представляется возможным в связи с ограниченностью территории, расположению участка дороги в охранной зоне существующих воздушных линий электроснабжения ЛЭБ-110 кВ и 6 кВ, не позволяющих в соответствии с Правилами устройства электроустановок производство монтажа линии наружного освещения.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу, что бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по проведению работ по организации освещения спорных участков дороги, создает условия опасности дорожного движения для граждан.
Судебная коллегия не может не согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
В силу положений статей 1 и 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) задачами данного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий; основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ установлено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Часть 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусматривает, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Под термином "дорожная деятельность" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под "содержанием автомобильных дорог" - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; под "элементами обустройства автомобильных дорог" - в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог (пункты 5, 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Часть 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог, в том числе элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для повышения удобства и безопасности дорожного движения, предусматриваются "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным Приказом от 26 сентября 2017 года N 1245-ст) (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно пункту 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.
Опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947.
Согласно таблице Б.8 приложения Б к ГОСТ Р 50597-2017 к дефектам стационарного электрического освещения отнесено, в числе прочего, следующее - доля неработающих светильников составляет более 5% от их общего количества; два и более неработающих светильника расположены один за другим.
По классификации технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения, стационарное электрическое освещение является одним из элементов обустройства автомобильной дороги, предназначенного для улучшения условий видимости; искусственное освещение (включающее в себя стационарные осветительные устройства и линии электропередачи) должно обеспечивать в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
Пунктом 5 части 1 статьи 9 Устава городского округа "Город Хабаровск", принятого решением Хабаровской городской Думы от 13 июля 2004 года N 509 (далее - Устав), определено, что к вопросам местного значения города Хабаровска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города Хабаровска, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно постановлению Мэра города Хабаровска от 1 октября 2007 года N 1537 "О классификации автомобильных дорог в городе Хабаровске" к автомобильным дорогам общего пользования, предназначенным для решения вопросов местного значения, относятся дороги, расположенные на территории города Хабаровска, не отвечающие показателям определения дорог федерального и регионального или межмуниципального значения, в том числе, автомобильные дороги между жилыми, промышленными районами и общественными центрами городского округа "Город Хабаровск", автомобильные дороги в пределах жилых районов и микрорайонов.
Непринятие административным ответчиком мер по организации уличного освещения спорных участков дороги, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушает права граждан на безопасное передвижение по спорным улицам в вечернее и ночное время.
Проанализировав положения приведенных нормативных правовых актов, а также оценив в соответствии со статьей 84 КАС РФ представленные участвующими в деле лицами доказательства, суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что на администрации города Хабаровска лежит обязанность по оборудованию освещения дорог местного значения, в то же время, необходимые для меры для выполнения такой обязанности административным ответчиком в отношении указанных прокурором участков дорог приняты не были, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах Железнодорожный районный суд города Хабаровска Хабаровского края в решении верно возложил на Администрацию обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к оборудованию освещения вышеуказанных участков дорог.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы относительно недостаточности сроков для исполнения решения суда ввиду длительности процедур выделения бюджетных средств на цели, не запланированные на текущий финансовый год, судебная коллегия исходит из принципов разумности и положений ст. 187 КАС РФ, согласно которой решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
На основании изложенного, принимая во внимание, что для исполнения решения суда объективно требуется время, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что установленный 12-ти месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу достаточен для исполнения решения суда.
Срок исполнения решения установлен судом с учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушения в сфере безопасности дорожного движения, принципов разумности и справедливости. При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Иные доводы Администрации о том, что освещение наружного освещения в городе Хабаровске должна выполняться поэтапно при наличии бюджетного финансирования и в рамках реализации муниципальной программы "Развитие городской дорожной сети и благоустройства города Хабаровска "Город Хабаровск" на 2021 - 2030 годы", утвержденной постановлением Администрации от 21 сентября 2018 года N 3244, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, а также свидетельствуют о несогласии административного ответчика с установленными судом фактическими обстоятельствами, положенными в основу решения.
В целом апелляционная жалоба сводится к несогласию с решением суда, повторяет доводы и правовую позицию административного ответчика, которая являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции и получила надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 46, 157, 194, 304, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
принять отказ прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска от заявленных требований в части возложения на администрацию города Хабаровска обязанности организовать освещение от дома 29 по ул. Профсоюзной до дома 48 по ул.Минометной в г.Хабаровске, решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 7 декабря 2021 года в данной части отменить, производство по административному делу в указанной части прекратить.
Разъяснить административному истцу, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Хабаровска – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи