ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1433/19 от 12.02.2019 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 33а-1433/2019

Судья Лыкова Т.В.

Докладчик Теплякова И.М.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Курановой Л.А.,

судей Тепляковой И.М., Коневой Ю.А.

при секретаре Немченко О.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 12 февраля 2019 года административное дело по апелляционной жалобе Конопинской О. В. на решение Железнодорожного районного суда г.Новосибирска от 16 марта 2018 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., возражения представителя административного ответчика администрации Центрального округа г. Новосибирска Борисовой И.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Конопинская О.В. обратилась в суд с иском к Администрации Центрального округа г. Новосибирска и просила признать незаконными действия (бездействия) администрации Центрального округа г. Новосибирска в части непредоставления мест в дошкольном образовательном учреждении Новосибирской области - детском саду № 421 г. Новосибирска малолетним детям - Самойлову Герману, 14.03.2012 года рождения, и Самойлову Генриху, 31.08.2013 года рождения; возложить на административного ответчика обязанность предоставить в первоочередном порядке места в дошкольном образовательном учреждении Новосибирской области - детском саду № 421 г. Новосибирска малолетним детям.

В обоснование исковых требований указала, что ее семья имеет статус многодетной, с 2012 года состоит на учете в администрации Центрального района г. Новосибирска, что подтверждается удостоверением. Истец воспитывает двоих малолетних детей Самойлова Германа, 14.03.2012 года рождения, и Самойлова Генриха, 31.08.2013 года рождения, а также двоих несовершеннолетних детей - Самойлова Владимира, 12.04.2001 года рождения, и Самойлова Илью, 31.07.2003 года рождения. Согласно представленным документам (копиям обращений в администрацию Центрального района г. Новосибирска о предоставлении мест в детском саду в 2013 - 2017 г.г.) малолетние дети до сих пор не посещают детский сад, уход за ними осуществляет истец, в связи с чем не имеет возможности работать. Действующим законодательством Российской Федерации, Федеральным законом № 138-ФЗ «О государственной поддержке многодетных семей», Указом Президента России № 431 «О мерах по общественной поддержке многодетных семей» предусмотрено зачисление детей из многодетной семьи в детский сад без ожидания очереди. Законом Новосибирской области от 06.10.2010 N 533-03 «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» многодетным семьям предусмотрено первоочередное предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях Новосибирской области (ст. 8).

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась административный истец Конопинская О.В.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 16 марта 2018 года.

В обоснование апелляционной жалобы приведены аналогичные доводы и основания, на которые истец ссылалась в административном иске.

Также указано на то, что апеллянту административным ответчиком не предоставлена выплата в размере 7 000 рублей ежемесячно на каждого ребенка, в связи с чем неоплата с 2013 года составила 756 000 рублей, кроме того апеллянту и детям причинен моральный вред в размере 10 000 рублей.

Суд не учел, что место в детском саду несовершеннолетним детям не предоставлено, няни нет, уход за детьми осуществляет Конопинская О.В., в связи с чем не имеет возможности работать.

Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решений органа местного самоуправления судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений незаконными.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Совокупности условий для удовлетворения требований административного иска судом первой инстанции не установлено, с чем соглашается судебная коллегия.

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Согласно статье 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Реализация конституционного права несовершеннолетних детей заявителя на получение дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях и поставленных на очередь ранее, либо, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством Российской Федерации.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Из материалов административного дела следует, что Конопинская О.В. воспитывает двоих малолетних детей Самойлова Германа Сергеевича 14.03.2012 года рождения, и Самойлова Генриха Сергеевича 31.08.2013 года рождения и двоих несовершеннолетних детей Самойлова Владимира Сергеевича, 12.04.2001 года рождения, и Самойлова Илью Сергеевича, 31.07.2003 года рождения. Является многодетной матерью с 2012 года.

Конопинская О.В. в период 2013-2018 гг. обращалась в администрацию Центрального округа г. Новосибирска с заявлениями о предоставлении мест в детском саду малолетним детям: Самойлову Генриху и Самойлову Герману.

Ответами администрации Центрального округа г. Новосибирска №51/16/00080 от 15.01.2014, №51/16/00237 от 23.01.2015, №51/16/00235 от 22.01.2016, №51/16/20709 от 06.02.2017, №51/16/06607 от 24.10.2017 Конопинской О.В. разъяснено, что дети Самойлов Генрих и Самойлов Герман в очереди на получение места в детском саду не значатся. Разъяснены Правила приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на территории г. Новосибирска о том, что родителям (законным представителям) необходимо поставить ребенка на очередь.

Согласно п. 1.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и направлению для зачисления детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска от 10.06.2013 № 5441, зачисление детей в вышеуказанные образовательные учреждения осуществляется в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет и наличия права на внеочередное или первоочередное обеспечение местами в дошкольных учреждениях.

13.02.2018 года Конопинская О.В. впервые обратилась к ответчику с письменным заявлением о постановке на учет для получения места в ДОУ малолетних детей Генриха и Германа, указав о желании получить путевку в ДОУ №421.

Письмом администрации Центрального округа г. Новосибирска от 05.03.2018 №51/16/00962 Конопинской О.В. сообщено, что 15.02.2018 дети поставлены на учет для получения места в ДОУ Центрального округа. Номер очереди с учетом преимущественного права на оформление в детский сад во внеочередном или первоочередном порядке на 12.03.2018: у Генриха в возрастной категории от 4-х до 5-ти лет в ДОУ № 421 - № 4, а у Германа в возрастной категории с 5-ти до 6-ти в ДОУ № 421- № 2. Впереди в очереди находятся все дети льготной категории, но более ранней даты постановки на учет. Кроме того, предложены места для детей в ДОУ № 223 (ул. Достоевского, 13), для получения путевок-направлений необходимо с пакетом документов обратиться в отдел образования. Места в желаемом ДОУ будут предложены в порядке очередности.

Отказывая в удовлетворении требований Конопинской О.В., суд первой инстанции исходил из того, что в ДОУ № 421 не имеется свободных мест.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.

Возможность отказа в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию по причине отсутствия в ней свободных мест предусмотрена ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Кроме того, из анализа приведенных федеральных правовых предписаний в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство устанавливает обязанность муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

При этом существенное значение для правильного разрешения дела имеют обстоятельства, связанные с предоставлением в целях реализации права на получение дошкольного образования детей административного истца места в ином муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Административным ответчиком было предложено Конопинской О.В. место для её детей в детском саду № 223 (ул. Достоевского,13), для получения путевок-направлений предложено обратиться к специалисту отдела образования.

Таким образом, нарушения права на получение доступного и бесплатного дошкольного образования детей в отношении административного истца допущено не было. Согласно карте г. Новосибирска Конопинская О.В. с детьми проживает по адресу: г. Новосибирск, ул. Ломоносова, 55, расстояние до ДОУ № 223 составляет около 2 км., что свидетельствует о том, что объекты расположены в территориальной и транспортной доступности в пределах Центрального района г. Новосибирска. Предложенное образовательное учреждение является муниципальным, некоммерческим.

Таким образом, обстоятельства дела свидетельствуют о том, что органом местного самоуправления, вопреки доводам апелляционной жалобы, принимаются меры по выполнению возложенных на них обязанностей, право на бесплатное и доступное дошкольное образование, гарантированное законом, не нарушено, соответственно, судебная коллегия не усматривает виновных действий (бездействия) административного ответчика.

Закон не устанавливает обязанность уполномоченных органов представить в первоочередном порядке место в конкретном дошкольном образовательном учреждении, избранном заявителем, при отсутствии в нем свободных мест.

Доводы апеллянта о непредоставлении ей ежемесячной выплаты в размере 7 000 рублей на одного ребенка, что составляет с 2013 года 756 000 рублей, не подлежат оценке судебной коллегией, поскольку не являлись предметом рассмотрения по настоящему административному иску.

Названные требования Конопинской О.В., в том числе о возмещении морального вреда, могут быть заявлены в суд в установленном Гражданским процессуальным кодексом РФ порядке.

Ссылки апеллянта на нарушение ее прав, связанное с невозможностью осуществления трудовой деятельности в связи с уходом за детьми, не могут быть признаны состоятельными, поскольку административным истцом не представлены суду надлежащие доказательства, наличие препятствий для оформления детей в предложенный детский сад.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, выводы суда подтверждены доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 16 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Конопинской О. В. – без удовлетворения.

Председательствующий: Л.А. Куранова

Судьи: Ю.А. Конева

ФИО1