ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1439/2016 от 22.04.2016 Томского областного суда (Томская область)

Судья Ткаченко И.А. Дело № 33а-1439/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 апреля 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Бондаревой Н.А.,

судей: Простомолотова О.В., Небера Ю.А.,

при секретаре Климановой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Города Томска о признании незаконным решения администрации Города Томска от 17.11.2015 № 3131-з об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, возложении обязанности обеспечить опубликование извещения о предоставлении в аренду земельного участка

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Томска от 30 декабря 2015 года.

Заслушав доклад судьи Простомолотова О.В., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Города Томска, в котором просил признать незаконным решение администрации Города Томска, выраженное в письме от 17.11.2015 № 3131-з, об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по адресу: /__/; обязать администрацию Города Томска обеспечить опубликование извещения о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: /__/ площадью /__/ кв.м, для строительства индивидуального жилого дома в соответствии с п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В обоснование требований указано, что 27.10.2015 ФИО1 обратился в администрацию Города Томска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью /__/ кв.м для строительства индивидуального жилого дома по адресу: /__/. К заявлению была приложена схема размещения земельного участка на кадастровом плане территории. Решением администрации Города Томска, выраженным в письме от 17.11.2015 № 3131-з, ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка. Административный истец считает отказ незаконным, поскольку п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит в числе оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Статья 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит в качестве требований наличие проекта межевания территории. Пункт 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, определяя исчерпывающий перечень оснований для отказа в предварительном согласовании земельного участка, не содержит такого основания как наличие проекта межевания территории. Кроме того, в настоящее время проект планировки на территории, указанной в отказе, не утвержден, соответственно, элементы планировочной структуры не выделены.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель администрации Города Томска ФИО2. в судебном заседании заявленные требования не признала.

Обжалуемым решением суд на основании положений ст. 9, 12, 36, 46 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 25, 40 Устава г. Томска, принятого решением Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475, постановления администрации Города Томска от 15.03.2011 № 223, Регламента работы комиссии по вопросам предоставления земельных участков на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденного распоряжением администрации Города Томска от 30.03.2012 № р240, ст. 11, 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 2, 41, 42, 45, 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 2.6 СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденного постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78, п. 5.4 «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 № 820, постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов», п. 2 раздела 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 № 150, ст. 15, 62, 175-178, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска ФИО1 отказал.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить. Указывает, что вывод суда о том, что испрашиваемый земельный участок входит в границы элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными жилыми домами, ограниченного улицами /__/, проектируемым участком дороги, входящего в границы территориальной зоны Т-4, противоречит установленным судом обстоятельствам. Материалы Генерального плана г. Томска в суд не представлялись и не исследовались. Обращает внимание, что Генеральный план города Томска, утвержденный решением Думы города Томска от 27.11.2007 № 687, какие-либо элементы планировочной структуры не устанавливает. Ссылка суда на представленный администрацией г. Томска фрагмент карты градостроительного зонирования в районе земельного участка по адресу /__/, считает необоснованной, поскольку карта градостроительного зонирования является составляющей не Генерального плана, а Правил землепользования и застройки г. Томска, утвержденных решением Думы города Томска от 27.11.2007. Данная карта определяет исключительно границы территориальных зон, а не границы элементов планировочной структуры. При этом границы территориальных зон устанавливаются в соответствии со ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в которой не указано, что границы территориальных зон устанавливаются по границе элемента планировочной структуры. На сегодняшний день границы элемента планировочной структуры, установленных проектом планировки, отсутствуют. Вместе с тем, такие границы нельзя определять в произвольном порядке. Считает, что суд не дал оценку его доводу о том, что испрашиваемый земельный участок находится в отдельном элементе планировочной структуры, ограниченном улицами /__/, в подтверждении чего был представлен фрагмент градостроительного атласа города Томска. Соответственно, территория, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, отделена от другой территории (элемента планировочной структуры), где расположены указанные в письме администрации многоквартирные дома, улицей /__/. Указывает, что о выделении элемента планировочной структуры можно говорить только после утверждения проекта планировки территории. При этом в проекте планировки территории, вынесенным на публичные слушания, улица /__/ сохраняется, соответственно сохраняется граница территории элемента планировочной структуры, на которой расположен испрашиваемый земельный участок. Незаконный отказ в предварительном согласовании земельного участка лишает его права на предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, поэтому вывод суда о том, что права и законные интересы административного истца не нарушены и он вправе реализовать свое потенциальное право в отношении любого другого земельного участка, является незаконным.

Судебная коллегия на основании ч.1 ст. 307, ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее-Постановление №2 от 10.02.2009) исходя из положений статьи 258 ГПК РФ (ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии со ст.25 Устава г. Томска (принят решением Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475) администрация Города Томска является органом местного самоуправления.

Согласно ст. 38 Устава г. Томска администрация Города Томска выполняет функции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Города Томска.

В соответствии с подпунктом 1.35 п.1 ст.40 Устава г. Томска администрация г. Томска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу п.2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

На основании п.п. 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

В соответствии с разъяснениями Минэкономразвития России на часто задаваемые вопросы по реализации положений ФЗ от 24.06.2014 № 171-ФЗ «О внесений изменений в Земельный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» данная норма введена в целях обеспечения устойчивого развития территорий и предотвращения "точечной застройки" и соответствует правилу, предусмотренному частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Постановлением администрации Города Томска от 15.03.2011 № 223 в целях обеспечения реализации Генерального плана муниципального образования «Город Томск» создан коллегиальный орган - комиссия по вопросам предоставления земельных участков на территории муниципального образования «Город Томск». В соответствии с Регламентом работы комиссии, утвержденным распоряжением администрации Города Томска от 30.03.2012 № р240, комиссия является постоянно действующим совещательным органом администрации Города Томска, не обладающим правами юридического лица и созданным в целях предварительного рассмотрения вопросов в области использования земель, в области градостроительной деятельности, а также в целях подготовки рекомендаций Мэру Города Томска по принятию наиболее оптимальных решений по результатам рассмотрения указанных вопросов. Основными задачами комиссии являются предварительное разностороннее и объективное, с учетом действующего законодательства, рассмотрение вопросов по предоставлению земельных участков и долей в праве собственности на земельные участки, полномочиями по распоряжению которыми обладает администрация Города Томска, иных вопросов в области использования земель и в области градостроительной деятельности и принятие по ним обоснованных решений. Основными функциями комиссии являются предварительное рассмотрение и решение вопросов, возникающих в связи с поступлением в администрацию Города Томска заявлений физических и юридических лиц, в том числе, заявлений о предоставлении без предварительного согласования места размещения объекта земельных участков и долей в праве собственности на земельные участки для строительства.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 27.10.2015 ФИО1 обратился в администрацию Города Томска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью /__/ кв.м для строительства индивидуального жилого дома по адресу: /__/, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Письмом от 17.11.2015 № 3131-3 истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду на основании подпункта. 1, п. 8 ст. 39.15, подпункта. 3 п. 16 ст. 11.10, ст. 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с тем, что образование земельных участков, расположенных в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, ограниченного /__/, проектируемым участком дороги, /__/, застроенного многоквартирными жилыми домами (/__/), на который отсутствует утвержденный проект межевания территории (л.д. 7).

В соответствии с положениями п. 4 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) одним из принципов земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности является принцип осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Исходя из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 41), элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» - «элемент планировочной структуры» - зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район), территории размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

Указанные выше нормативные акты не содержат требований о том, что образование элемента планировочной структуры возможно исключительно путем подготовки проекта планировки территории.

При этом в части 1 статьи 41, части 1 статьи 42 ГрК РФ указаны лишь цели подготовки документации по планировке территории, в числе которых значится и выделение элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), а подготовка документации по планировке территории может осуществляться как в отношении застроенных, так и в отношении подлежащих застройке территорий (часть 2 статьи 41 ГрК РФ).

Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150, предусмотрено, что проект планировки разрабатывается в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки (пункт 2 раздела 3.2.1 Инструкции).

Таким образом, элементы планировочной структуры устанавливаются в генеральных планах городских и сельских поселений, являясь в дальнейшем основанием для разработки проекта планировки, закрепляя уже сложившиеся в существующей застройке элементы планировочной структуры, но не образуя их вновь.

Согласно части 5 статьи 43 ГрК РФ проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.

Как предусмотрено статьей 46 ГрК РФ, подготовка и утверждение документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляется с учетом результатов публичных слушаний.

Таким образом, именно в документации по планировке территории в значительной степени учтены все особенности существующей территории, в том числе с точки зрения образования земельных участков.

Кроме того, согласно части 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается также и на основании предложений физических и юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Согласно части 3 статьи 46 ГрК РФ со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

С учетом положений части 1 статьи 43 ГрК РФ и пункта 3.2.2 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150, допускается подготовка проекта межевания территории на часть территории квартала, микрорайона (в границах установленных красных линий).

На основании указанных норм суд первой инстанции правомерно указал, что заявитель вправе реализовать свое потенциальное право в отношении любого другого земельного участка, а также инициировать подготовку документации по планировке и межеванию территории по указанному адресу.

Как следует из исследованных судом первой инстанции доказательств испрашиваемый ФИО1 земельный участок входит в границы элемента планировочной структуры (квартала), застроенного многоквартирными жилыми домами, ограниченного улицами /__/, проектируемым участком дороги, входящего в границы территориальной зоны Т-4, что подтверждается представленными администрацией г. Томска в материалы дела фрагментом карты градостроительного зонирования в районе земельного участка по адресу: /__/.

Кроме того, постановлением администрации г. Томска от 25.06.2014 № 1093-3 на департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска возложена обязанность организовать разработку проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной /__/, проектируемым участком дороги, /__/. Постановлением администрации г. Томска от 22.12.2015 № 1286 назначены публичные слушания в период с 28.12.2015 по 08.02.2016 по проекту планировки и проекту межевания указанной территории.

Исходя из приведенных положений норм ГрК РФ, статьи 11.3 ЗК РФ, закрепленного в статье 1 ЗК РФ принципа дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, суд первой инстанций правомерно учел, что согласно письму заместителя председателя комиссии администрации г. Томска по вопросам предоставления земельных участков в отношении элемента планировочной структуры - территории /__/, проектируемым участком дороги, /__/ администрацией г. Томска принято постановление № 1093-з от 25.06.2014. Размер элементов планировочной структуры определен и ограничен существующими элементами улично-дорожной сети г. Томска, что вопреки доводам апеллянта подтверждается фрагментом карты градостроительного зонирования с показом границ элемента планировочной структуры (л.д.30-31).

С учетом изложенного судебная коллегия находит не основанными на законе доводы апеллянта о недоказанности администрацией нахождения испрашиваемого земельного участка в границах элемента планировочной структуры (квартала), поскольку отсутствие проекта планировки территории само по себе не свидетельствует об отсутствии элемента планировочной структуры (квартала) на уже застроенной (а не подлежащей застройке) территории.

Довод ФИО1 о том, что доказательством, подтверждающим его доводы является представленный фрагмент градостроительного атласа г. Томска подлежит отклонению, поскольку указанный фрагмент (л.д.9) не может быть признан относимым доказательством по делу, так как не содержит информации, подтверждающей юридически значимые обстоятельства по делу.

Каких-либо доводов, которые могли бы повлиять на результат рассмотрения дела, апелляционная жалоба не содержит. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется, решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Томска от 30 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: