ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1447/19 от 12.03.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Холодова Л.Н.

Судья-докладчик Туглакова Л.Г. По делу № 33а-1447/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 марта 2019 года г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,

судей Бутиной Е.Г. и Гусаровой Л.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства частную жалобу ОАО «Иркутская электросетевая компания» на определение судьи Ольхонского районного суда Иркутской области от 19 ноября 2018 года о возвращении административного искового заявления ОАО «Иркутская электросетевая компания» к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛА:

ОАО «Иркутская электросетевая компания» в лице представителя Ткач Н.Б., действующей на основании доверенности, обратилось в Ольхонский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению Положения о Прибайкальском национальном парке и обязании устранить допущенные нарушения.

Определением судьи от 19 ноября 2018г. административное исковое заявление ОАО «Иркутская электросетевая компания» возвращено на основании пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ, в связи с неподсудностью данному суду.

В частной жалобе ОАО «Иркутская электросетевая компания» в лице представителя Ткач Н.Б., выражает свое несогласие с определением судьи о возвращении иска, полагая ошибочным вывод судьи о том, что при подаче административного искового заявления следует руководствоваться положением части 1 статьи 22 КАС РФ. Поскольку Общество оспаривает бездействие Министерства по согласованию вопроса социально-экономической деятельности Общества на территории Ольхонского района, относящегося к Прибайкальскому национальному парку, то иск подан по правилам части 2 статьи 22 КАС РФ.

В соответствии со статьей 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.

Возвращая административное исковое заявление, суд исходил из того, что поскольку Прибайкальский национальный парк расположен помимо территории Ольхонского района, также на территории Иркутского и Слюдянского районов Иркутской области, поэтому иск должен быть предъявлен по правилам части 1 статьи 22 КАС РФ, а именно: по месту нахождения ответчика- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (г.Москва, ул. Б. Грузинская, 4/6, строение1).

С таким выводом судьи судебная коллегия согласиться не может, поскольку считает, что в принятии административного искового заявления следует отказать в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 1 части 1 статьи 128 названного кодекса судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае, если это заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского судопроизводства или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Исходя из положений статей 1 и 17 поименованного Кодекса Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных и иных публичных полномочий.

Не подлежат рассмотрению в таком порядке административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке (часть 6 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Частью 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ предусмотрено, что дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными полномочиями или иными публичными полномочиями, должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, определенным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ.

В данном случае, субъекты правоотношений юридические лица, административный истец ОАО «ИЭСК» не выступает и не защищает интересы неопределенного круга лиц – жителей Ольхонского района, а иск предъявлен в защиту интересов, вытекающих из экономической деятельности Общества.

С учетом изложенного, принимая во внимание характер выдвигаемых требований, субъектный состав возникших правоотношений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный иск не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства.

Определение судьи подлежит отмене как незаконное и необоснованное с разрешением вопроса по существу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями, 128 ч.1 п.1, 310, 313,316 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение судьи Ольхонского районного суда Иркутской области от 19 ноября 2018 года о возвращении административного искового заявления ОАО «Иркутская электросетевая компания» к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения отменить.

Разрешить вопрос по существу.

В принятии административного искового заявления ОАО «Иркутская электросетевая компания» к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения отказать.

Председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи Е.Г.Бутина

Л.В.Гусарова