ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14546/2016 от 25.07.2016 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-14546/2016

город Уфа 25 июля 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Алексеенко О.В.,

судей: Идрисовой А.В., Фроловой Т.Е.,

при секретаре С.Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика начальника Отдела Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан в Буздякском районе на решение Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 мая 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Кадырова Р.Х., Кадыровой М.К. к начальнику Отдела Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан в Буздякском районе о признании действий незаконными.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Идрисовой А.В., пояснения К.Р.Х., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя РГАУ МФЦ – П.Е.В., проверив материалы административного дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

К.Р.Х. обратился в суд с административным иском к начальнику Отдела Управления Федеральной миграционной службы по адрес в адрес о признании действий незаконными.

В обоснование требования К.Р.Х. указано, что К.Р.Х.-собственник адрес в адрес РБ по месту пребывания зарегистрировал в указанной квартире свою жену- К.М.К., дата года рождения, с дата по дата и поскольку срок ее регистрации по месту пребывания истек, он через отделение ФГАУ МФУ в адрес обратился к начальнику ОУФМС России по РБ в адресА.И.Н. с заявлением о регистрации на ту же жилплощадь его жены К.М.К. с дата по дата. Однако, начальник ОУФМС России по РБ в адресА.И.Н. необоснованно, сославшись на пункт 25.1 Приказа ФМС России №... от дата «Об утверждении Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», возвратила его заявление без исполнения. Сособственник указанной квартиры их дочь- К.С.Р. в настоящее время проживающая в адрес, согласна на регистрацию матери- К.М.К. в указанной квартире.

К.Р.Х. просит суд признать действие начальника ОУФМС России по РБ в адресА.И.Н. по возвращению заявления о регистрации его жены - К.М.К. по месту пребывания с его и его дочери согласия по месту его жительства по адресу: адрес без исполнения незаконным, а также обязать ее выдать свидетельство о регистрации его жены- К.М.К. по месту ее пребывания по месту его жительства по вышеуказанному адресу с дата по дата.

К.М.К. обратилась в суд с административным иском к начальнику Отдела Управления Федеральной миграционной службы по адрес в адрес о признании действий незаконными и возложении обязанности выдать свидетельство о регистрации по месту пребывания с дата по дата.

В обоснование требований К.М.К. указано, что она с согласия собственников адрес в адрес Республики Башкортостан К.Р.Х. - своего мужа и К.С.Р.- своей дочери была зарегистрирована в указанной квартире, в связи с этим ОУФМС РФ по РБ в адрес ей было выдано свидетельство о регистрации №... от дата по месту пребывания сроком по дата. Поскольку дата срок ее регистрации по месту пребывания истекал, она дата через отделение РГАУ МФЦ в адрес с согласия всех собственников жилья обратилась к начальнику ОУФМС России по РБ в адрес РБ А.И.Н. о ее регистрации на ту же жилплощадь. Одновременно с ее заявлением в этот же день обратился в эту организацию ее муж- К.Р.Х. с письменным заявлением о регистрации ее по месту фактического пребывания по указанному выше адресу, где при подписании ее заявления в присутствии ведущего специалиста РГАУ МФЦ в адресГ.Э.В. и собственника жилья - ее мужа К.Р.Х. ей был передан перечень необходимых документов, которые они обязаны приложить к заявлению, при этом никаких устных разъяснений к данному перечню они от ведущего специалиста не получили. Пункта о необходимости приложения письменного согласия дочери- К.С.Р. как сособственника жилья в этом списке не было. Указанное требование специалиста МФЦ по поводу приложений к заявлению ими было выполнено. Однако начальник ОУФМС России по РБ в адрес РБ А.И.Н. необоснованно возвратила заявление без исполнения.

Решением Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:

«Административное исковое заявление К.М.К. удовлетворить.

Признать действие начальника ОУФМС России по РБ в адресА.И.Н. по возвращению заявления К.М.К. о ее регистрации по месту пребывания по адресу: адрес без исполнения, незаконным.

Обязать начальника ОУФМС России по РБ в адресА.И.Н. выдать свидетельство о регистрации К.М.К. с дата по дата по месту ее пребывания по адресу: адрес.

В удовлетворении исковых требований К.Р.Х. о признании действия начальника ОУФМС России по РБ в адресА.И.Н. по возвращению заявления о регистрации его жены К.М.К. по месту пребывания с его и дочери согласия по месту его жительства по адресу:..., адрес без исполнения незаконным и обязать ее выдать свидетельство о регистрации его жены-К.М.К. по месту ее пребывания, по месту его жительства по адресу: ..., адресдата по дата, отказать».

В апелляционной жалобе административным ответчиком начальником Отдела Управления Федеральной миграционной службы по адрес в адрес ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального, процессуального права.

Лица, участвующие в деле, не явившиеся на судебное заседание, были извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционного представления в порядке, предусмотренном ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Удовлетворяя административные исковые требования К.М.К., суд первой инстанции пришел к выводу, что возврат административным ответчиком заявления К.М.К. о регистрации ее по месту пребывания является незаконным, так как заявление о регистрации по месту пребывания было возвращено на имя управляющего отделением РГАУ МФЦ в адрес, а не К.М.К., вторым собственником жилого помещения К.С.Р. было направлено заявление от дата о согласии на регистрацию по месту пребывания административного истца К.М.К. по адресу: адрес.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

В силу статьи 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.

Согласно статьи 5 указанного Закона РФ орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.

Пунктом 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 установлено, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

Порядок оказания государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлен Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утвержден в Приложении к Приказу Федеральной миграционный службы от 11 сентября 2012 г. N 288).

Пункт 32 Административного регламента запрещает требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

В соответствии с пунктом 25 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, для регистрации по месту пребывания гражданин представляет лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а при его отсутствии - собственнику жилого помещения: заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (приложение N 2 к Регламенту), подписанное гражданином и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении. Подписи заявителя и собственника (нанимателя) жилого помещения заверяются лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов; документ, удостоверяющий личность; документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении (договор найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение для временного проживания). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 29 Регламента.

При предъявлении договора, заверенного нотариально, данный документ лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не заверяется, а подпись собственника (нанимателя) жилого помещения в заявлении не проставляется. Если предъявляется договор в простой письменной форме, подписи собственника (нанимателя) жилого помещения и заявителя заверяются лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.

Согласно пункту 25.2 указанного Административного регламента при направлении в орган регистрационного учета почтовым отправлением заявления о регистрации по месту пребывания по форме N 1ПР (приложение N 2 к Регламенту), подписанного заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, гражданин также представляет копию документа, являющегося основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении, заверенную нотариально либо лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.

При этом, в целях надлежащего обеспечения прав всех участников правоотношений и достоверности предоставляемых на регистрацию сведений и документов Административным регламентом установлены следующие правила приема документов для регистрации по месту пребывания (жительства): 1) все заявления подписываются лично в присутствии лица, ответственного за прием документов, либо подписи всех лиц, подписывающих соответствующие документы, должны быть удостоверены нотариально. Данное требование относится к заявлениям как лица, которое регистрируется, так и к заявлениям лиц, чье согласие необходимо для регистрации; 2) документы представляются в подлинниках и их копии заверяются лицом, ответственным за прием документов, либо в виде нотариально удостоверенных копий.

Согласно ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

В силу ст. 253 ГК РФ участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом.

Из анализа названных законоположений следует, что при оказании государственной услуги по регистрации граждан по месту пребывания органы миграционного учета должны располагать данными, позволяющими им установить наличие правовых оснований для предоставления жилого помещения для проживания. Для этого закон в случае регистрации в квартире, принадлежащей гражданам на праве собственности, требует представить заявление собственников о предоставлении жилого помещения для проживания лицам, не имеющим права собственности на данное помещение. В случае отсутствия согласия собственника, предоставившего свое жилое помещение органы миграционной службы правомерны не проводить регистрацию заявителя по месту пребывания, поскольку обратное будет нарушать права собственников жилого помещения.

Как установлено материалами дела, согласно регистрационного удостоверения на право собственности от дата на адрес жилом адрес Республики Башкортостан зарегистрировано на имя К.Р.Х. и К.С.Р., что подтверждает регистрация в БТИ за №... от дата.

При обращении К.Р.Х. и К.М.К. в отдел Управления Федеральной миграционной службы по адрес в адрес согласия сособственника К.С.Р. на регистрацию пребывания К.М.К. не представлено, заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1ПР содержало лишь согласие одного собственника указанного жилого помещения К.Р.Х., соответствующей подписи К.С.Р. не имеется, что не отрицалось административными истцами.

Выводы суда первой инстанции о том, что К.С.Р. было направлено в ОУФМС России по РБ в адрес заявление с ее согласием на регистрацию К.М.К. по месту пребывания в принадлежащей ей квартире дата, являются необоснованными, так как административными истцами не представлено доказательств направления К.С.Р. и получения ОУФМС России по РБ в адрес указанного заявления.

Кроме того, из представленной незаверенной копии названного выше заявления, следует, что подпись К.С.Р., не явившейся лично для подачи заявления, не была удостоверена нотариально.

Из выше сказанного следует, что отсутствовали основания для регистрации К.М.К. по месту пребывания по адресу: адрес., так как ею не были предоставлены все предусмотренные указанными выше нормативными актами документы, оформленные надлежащим образом.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части удовлетворения административных исковых требований К.М.К. не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований К.М.К. к начальнику Отдела Управления Федеральной миграционной службы по адрес в адрес о признании действий незаконными нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

При этом, судебная коллегия соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований К.Р.Х. в связи с тем, что оспариваемыми действиями административного ответчика права и законные интересы К.Р.Х. не нарушаются, его права не затрагиваются.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата отменить в части удовлетворения исковых требований К.М.К. к Отделу Управления Федеральной миграционной службы по адрес в адрес о признании действий незаконными.

Принять в отмененной части новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований К.М.К. к Отделу Управления Федеральной миграционной службы по адрес в адрес о признании действий незаконными.

В остальной части решение Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения.

Председательствующий: О.В. Алексеенко

судьи: А.В. Идрисова

Т.Е. Фролова

справка: судья Кондрашов М.С.