Судья: Евсеев С.Н. №33а-14641 Докладчик: Быкова С.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«23» ноября 2016 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Быковой С.В.,
судей: Михеевой С.Н., Пронченко И.Е.,
при секретаре: Ондар В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. административное дело по апелляционной жалобе Государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО10 на решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 17 августа 2016 года
по делу по административному исковому заявлению ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области, Государственному инспектору РФ в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО9 о признании предписания незаконным,
У С Т А Н О В И Л А:
ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» обратилось с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области, Государственному инспектору РФ в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО11. о признании предписания от 29.01.2016 г. об обязанности представить корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 кварталы 2014 г., 1, 2 кварталы 2015 г. незаконным.
Требования мотивированы тем, что в период с 3 по 28 августа 2015 г. Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области была проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС».
По окончании проверки был составлен акт проверки и выдано предписание от 29.01.2016 г. с требованием до 20.04.2016 г. представить в Управление Росприроднадзора корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2014 г. и 1, 2 кварталы 2015г.
Указанное представление является незаконным.
Сославшись на ч.1 ст.18 ФЗ от 24.06.1998 г., Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 года № 50) указывает, что разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отдельно для обособленных подразделений выполняется в обязательном порядке лишь в том случае, если филиалы или подразделения находятся в разных субъектах РФ.
ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» эксплуатирует ряд объектов, расположенных в пределах одно субъекта РФ, на которых образуются золошлаковые отходы - промплощадка ЮК ГРЭС, ряд котельных в Калтанском городском округе, Осинниковском городско округе, в г. Междуреченск и г. Мыски и представило документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласно которому для ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, который является разрешительным документом на образование и которым не определено, на каких объектах должны быть образованы отходы, но определено где и в каких количествах они могу размещаться.
Согласно нормативов образования ОАО разрешено образовывать 720002,47 тонн золошлаковых отходов в год и размещение их на золошлакоотвалах № 1 и № 2.
ОАО имеет документ об утверждении нормативов образования и лимитов размещения отходов, а документов об утверждении нормативов образования и лимитов размещения по каждому подразделению (Котельные в Осинниках, Калтане, Междуреченске и Мысках) не должна иметь в силу закона.
Доказательств о превышении образования золошлаковых отходов свыше установленного норматива в 720 тыс. тонн при проверке не выявлено, не выявлено фактов сверхлимитного размещения золошлаковых отходов на разрешенных для размещения площадках (ЗШО-1, ЗШО-2), так и вне их.
Вывод об отсутствии документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не подтверждается материалами дела. Свидетельства сверхнормативного образования золошлаков и сверхлимитного размещения этих отходов отсутствуют. Плата за негативное воздействие на окружающую среду определена исходя из наличия разрешительной документации верно.
Предписание нарушает права и законные интересы истца в сфере предпринимательской деятельности, возлагая на общество обязанность, не предусмотренную законом. Неисполнение предписания повлечет для истца неблагоприятные последствия - возбуждения дела по факту неисполнения предписания.
В связи с тем, что заявление первоначально 30.03.2016 г. ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» было подано в Арбитражный суд Кемеровской области и принято к производству, 06.06.2016 г. производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью, просит восстановить срок на подачу административного искового заявления, как пропущенный по уважительной причине.
Решением Калтанского районного суда Кемеровской области от 17 августа 2016 г. предписание от 29.01.2016 г. об обязанности представить корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2014 г., 1, 2 кварталы 2015 г. признано незаконным.
В апелляционной жалобе Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО12. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 3/отхКАЛ сроком действия с 09.07.2013 г. до 09.07.2018 г., выданном на основании Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» 2013 г., утверждены нормативы образования и лимиты на размещение отхода «золошлаковая смесь от сжигания отходов практически неопасная» по источникам негативного воздействия ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС».
В проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» 2013 г. рассчитаны нормативы образования отходов и лимиты на их размещение от на основной площадке гидроэлектростанции (<...>): цех топливоподачи, котельный цех, турбинный цех, электрический цех, химический цех, цех централизованного ремонта, цех тепловой автоматики и измерений, группа хозяйственного обслуживания, тепловые сети, столовая.
Фактический адрес места осуществления деятельности в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» указан - <...>.
Общество помимо гидроэлектростанции эксплуатирует следующие подразделения:
1. Котельные <...> Пожарского 20; <...> ул.60 лет Октября 1/3, ул. Советская 10; <...>).
2. Котельные <...> городок 44/3; ул. Ленина 128, ул. Вокзальная 7/1, ул. Станционная 3/1, пер. Ломоносова 8, ул. Базарная 2/1, ул. 9-я Штольня 2а, ул. Заречная 15/1; <...>.
3. Котельные г. Междуреченск (котельная ЦОФ «Кузбасская», котельная шахты «Имени В.И. Ленина», котельная разреза «Томусинский», котельная ОК «Звездочка», котельная СП «Романтика», котельная «Управление по ремонту», котельная ОФ «Красногорская», котельная разреза «Ольжерасский», котельная АТЦ «Центральный»).
4. Котельные г. Мыски (котельная ЦОФ «Сибирь», котельная разреза «Сибиргинский»).
Расчет нормативов образования и лимитов на размещение отходов, образованных от подразделений котельные г. Калтан, г. Осинники, г. Мыски, г. Междуреченск не включен в Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» 2013 г., в связи с чем в имеющемся у Общества Документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 3/отхКАЛ не определены нормативы образования и лимиты размещения отходов от подразделений котельные г. Калтан, г. Осинники, г. Мыски, г. Междуреченск.
Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены нормативы образования и лимиты на размещение отхода «золошлаки от сжигания углей» от производственных подразделений ОАО расположенных на основной промплощадке предприятия по адресу г. Калтан, Кемеровская область, ул. Комсомольская, 20, в нем отсутствуют утвержденные нормативы образования и лимиты на размещение отхода «золошлаковая смесь от сжигания отходов практически неопасная», фактически образованного в результате сжигая топлива на источниках (котельные г. Калтан, г. Осинники, г. Мыски, г. Междуреченск) не учтенных в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» 2013 г.
При расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (Раздел 4. Размещение отходов производства и потребления.) по территориям г. Калтан и г. Осинники в отсутствие утвержденных нормативов образования и лимитов на размещение отхода «золошлаковая смесь от сжигания отходов практически неопасная», фактически образованного в результате сжигания топлива на источниках котельные г. Калтан, г. Осинники, необходимо применять пятикратный повышающий коэффициент за размещение отходов «золошлаковая смесь от сжигания отходов практически неопасная».
При предоставлении расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4, кв. 2014 г., 1,2 кв. 2015 г. ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» в разделе 4 по территориям г. Калтан и г. Осинники общество допустило искажение экологической информации».
Таким образом, образование и размещение отходов от данных подразделений осуществляется в отсутствии Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что обязует использовать ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» пятикратный повышающий коэффициент при расчете платы за размещение отходов «золошлаковая смесь от сжигания отходов практически неопасная».
Тот факт, что в Документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 3/отхКАЛ наименования отходов указаны по ФККО 2002 г. не был указан в акте проверки как нарушение требований законодательства в области обращения с отходами и не являлся основанием для выдачи предписания № Т-023-в/1. В связи с чем, считает, что показания свидетеля ФИО13., не относятся к существу дела.
Решения Кемеровского областного суда будут обжалованы в Президиум Кемеровского областного суда.
Изучив материалы дела, заслушав представителя административного ответчика ФИО1 <данные изъяты> поддержавшую доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1, 5, 7, 8 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из материалов дела усматривается, что административное исковое заявление первоначально в пределах срока установленного законом для обращения в суд, было подано представителем ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» в Арбитражный суд Кемеровской области 30.03.2016 г. и принято им к рассмотрению.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 07.06.2016 г. производство по делу было прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
После чего представитель ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» обратился в Калтанский районный суд 25.07.2016 г., что свидетельствует о пропуске срока обращения в суд.
Суд, установив указанные обстоятельства, сделал вывод о том, что установленный законом срок для обращения в суд пропущен по уважительной причине.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда по мотивам, изложенным в решении суда.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» зарегистрировано в качестве юридического лица, является субъектом топливно-энергетического комплекса (л.д. 40-41).
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, котрой было установлено, что при предоставлении Расчётов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4, кварталы 2014 года, 1, 2 квартал 2015 года в разделе 4 по территориям г. Калтан и г. Осинники ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» допустило искажение экологической информации.
28.08.2015 г. ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» было выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований ВЗТА-336/5, согласно которого предписано представить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области корректирующие Расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 кварталы 2014 года, 1, 2 кварталы 2015 года, сроком исполнения до 20.10.2015 года (л.д. 38-39).
29.01.2016 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области была проведена внеплановая документарная проверка и установлено, что в установленный срок ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» не выполнило предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований ВЗТА-336/5 от 28.08.2015 г. (л.д. 35-37).
29.01.2016 г. ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» было выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований Т-023-в/1, согласно которого предписано представить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области корректирующие Расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 кварталы 2014 года, 1, 2 кварталы 2015 года, сроком исполнения до 20.04.2016 г. (л.д. 5).
Разрешая спор по существу, суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемое предписание является незаконным.
Как указано в предписании, основанием для его выдачи послужил п.6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632.
Согласно указанному пункту в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Согласно п.5 указанного Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В соответствие с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным.
По смыслу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.д. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду согласно п. 13 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливаются Правительством Российской Федерации.
ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» эксплуатирует котельные, расположенные в Осинниковском городском округе, в Калтанском городском округе, в г. Междуреченске и г. Мыски, то есть в пределах одного субъекта Российской Федерации - в Кемеровской области.
ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, что подтверждается имеющимся в материалах дела документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 09.07.2013 года per. № 3/отхКАЛ сроком действия с 09.07.2013 года до 09.07.2018 года, согласно которому ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» разрешено образовывать золошлаковые отходы и размещать их на объектах размещения отходов золошлакоотвал № 1 ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» (захоронение) и золошлакоотвал № 2 ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» (захоронение) в количестве по 720 000 тонн на каждом ежегодно в 2014 и 2015 годах (л.д. 6-20).
В момент выдачи документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 09.07.2013 года per. № 3/отхКАЛ действовал федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов от 02.12.2002 года № 786 (ФККО-2002). Приказом Минприроды от 30.09.2011 года № 792 ФККО-2002 был отменен с 01.08.2014 года и приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 года № 445 утверждён и введён в действие новый ФККО (ФККО-2014), в котором изменились принципы формирования кодов отходов и актуализированы наименования отходов.
В соответствии с Письмом Минприроды России от 17.03.2014 года № 05-12-44/5164 «О направлении разъяснений» изменение ФККО не требуют переоформления разрешительной документации до истечения указанного в них срока действия, за исключением случаев переоформления, установленных законодательством Российской Федерации.
ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» имело на момент проверки и имеет действующий документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, выданный Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в установленном законом порядке, который соответствует предъявляемым к нему требованиям: в нём установлены конкретные виды образуемых отходов и их количество, а также определены способы, сроки размещения отходов и объекты размещения отходов.
ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» не превышает нормативов образования и лимитов на размещение отходов, установленных указанным документом, не нарушает способы и сроки размещения, размещает отходы на объектах, установленных документом.
Материалами дела не подтверждается факт обращения с отходами в отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Сведений о размещении золошлаковых отходов в рассматриваемый период вне установленных мест размещения отходов, в количестве, превышающем установленные нормативы или о применении не утвержденных способов размещения отходов, в материалах дела в нарушение ст. 62 КАС РФ, также не содержится.
Из решения Калтанского районного суда от 25 апреля 2016 г., оставленного без изменения решением Кемеровского областного суда от 27 июля 2016 г., следует, что постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области о признании ОАО «Южно-Кузбасская ГРЮЭ» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ отменено и производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях ОАО состава преступления.
Судебными актами установлено, что котельные являются подразделениями ОАО, находятся в одном субъекте РФ, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для каждого производственного объекта не требуется, поэтому нарушение требований обращения с отходами в отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не установлено.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования.
Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку не основаны на законе и опровергаются установленными судом обстоятельствами.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 17 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: