ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14664/2016 от 31.10.2016 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Лаппо А.С. Дело № 33а-14664/2016 А-016а

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 октября 2016 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Полынцева С.Н.,

судей: Мирончика И.С., Корниенко А.Н.,

с участием: прокурора Ковязина М.Д.,

при секретаре: Становой У.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению прокурора Туруханского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к финансовому управлению администрации Туруханского района Красноярского края об оспаривании бездействия в части неразмещения в полном объеме сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и понуждении разместить эти сведения на официальном сайте в срок до 01.12.2016 года,

по апелляционной жалобе и.о. руководителя финансового управления администрации Туруханского района Григорьевой О.Г.,

на решение Туруханского районного суда Красноярского края от 22 августа 2016 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Туруханского района Красноярского края действующего в интересах неопределенного круга лиц к Финансовому управлению администрации Туруханского района Красноярского края об оспаривании бездействия в части не размещения в полном объеме сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и понуждении разместить эти сведения на официальном сайте в срок до 01.12.2016 года удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Финансового управления администрации Туруханского района по неразмещению в полном объеме сведений предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Обязать Финансовое управление администрации Туруханского района в срок до 01.12.2016 г. разместить на официальном сайте www.admtr.ru информацию предусмотренную ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» а именно:

- сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия задачи и функции;

- информации о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления;

- информации о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе порядок и время приема граждан (физических лиц), а так же представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Туруханского района Красноярского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском, мотивируя тем, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в деятельности управлений администрации Туруханского района, являющихся самостоятельными юридическими лицами, установлено отсутствие на сайте муниципального образования Туруханский район www.admtr.ru сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Просили суд признать незаконным бездействие финансового управления администрации Туруханского района по неразмещению в полном объеме сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», обязать финансовое управление администрации Туруханского района в срок до 01.12.2016 г. разместить на сайте www.admtr.ru:

- сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия задачи и функции;

- информации о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления;

- информации о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе порядок и время приема граждан (физических лиц), а так же представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе и.о. руководителя финансового управления администрации Туруханского района Григорьева О.Г. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права. Судом не были приняты во внимание доводы и доказательства ответчика, что финансовое управление администрации Туруханского района не является органом местного самоуправления, а является структурным подразделением и уполномоченным органом администрации Туруханского района. При этом управление не наделено собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Прокуратурой Туруханского района поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Ковязин М.Д., остальные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда, выслушав прокурора Ковязина М.Д., согласившегося с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в силу следующего.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

В силу ч.ч. 1, 3 ст. 34 указанного Федерального закона, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии ст. 41 указанного Федерального закона, органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Согласно п. 4 ст. 56 Устава муниципального образования Туруханский район, принятого решением Туруханского районного Совета депутатов от 18.05.2013 года № 24-341, структура администрации района утверждается районным Советом депутатов по представлению Главы района. В структуру администрации района могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации района, реализующие исполнительно-распорядительное функции в определенной сфере управления.

Согласно п.п. 1, 2, 3 ст. 63 указанного Устава в структуру администрации района могут входить отраслевые (функциональные) (департаменты, управления, комитеты, отделы) территориальные органы администрации района, образуемые для реализации полномочий, возложенных на администрацию района. Деятельность органов (структурных подразделений) администрации района осуществляется в соответствии с положениями об этих органах и финансируется за счет средств бюджета района. Органы администрации района могут обладать правами юридического лица.

Согласно п 1.1. Положения о финансовом управлении администрации Туруханского района, утвержденного Постановлением администрации Туруханского района от 07.08.2013 года № 1183-п, финансовое управление администрации Туруханского района (далее -Управление) является структурным подразделением и уполномоченным органом администрации Туруханского района (далее - район), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Красноярского края, правовых актов, Устава муниципального образования Туруханский район, осуществляет нормативное правовое регулирование и функции по разработке единой политики Туруханского района в финансовой сфере, включая бюджетную, кредитную сферы.

Согласно п.3.1 Положения об официальном сайте муниципального образования Туруханский район к решению Туруханского районного Совета депутатов от 16.03.2016 года № 4-53, на официальном сайте размещается информация, созданная в пределах своих полномочий органами МСУ района, в том числе отраслевыми (функциональными) подразделениями администрации Туруханского района, муниципальными учреждениями района, либо информация, поступившая в указанные органы и организации.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления, открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети Интернет.

Согласно положений ст. 13 указанного Федерального закона информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит в том числе сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления; информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе порядок поступления граждан на муниципальную службу, сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы, условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления; информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц.

Согласно ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В силу ч. 1 ст. 23 названного Федерального закона решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в нарушение положений ч. 1 ст. 1.1. Федерального закона № 8-ФЗ на сайте муниципального образования Туруханский район www.admtr.ru отсутствуют сведения о финансовом управлении администрации Туруханского района, а именно: сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе порядок поступления граждан на муниципальную службу, сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы, условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления; информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе порядок и время приема граждан (физических лиц), а так же представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность.

Согласно основных сведений о юридическом лице, финансовое управление администрации Туруханского района является юридическим лицом.

Разрешая административные исковые требования прокурора Туруханского района, с учетом вышеприведенных норм права, подлежащих применению, а также установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора, признал незаконным бездействие финансового управления администрации Туруханского района по неразмещению в полном объеме сведений, предусмотренных ч.1 ст. 13 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», и обязал управление в срок до 01.12.2016 года разместить на официальном сайте www.admtr.ru, предусмотренную законом информацию.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Законом прямо предусмотрена обязанность органа местного самоуправления создать официальный сайт, в определенной степени идентифицированный в том числе с ответчиком, а не муниципальным образованием в целом. Более того, Положением об официальном сайте муниципального образования Туруханский район предусмотрено размещение информации, созданной в пределах своих полномочий органами местного самоуправления, в том числе отраслевыми (функциональными) подразделениями администрации Туруханского района, муниципальными учреждениями района, либо информации, поступившей в указанные органы и организации.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что финансовое управление администрации Туруханского района не является органом местного самоуправления, а является его структурным подразделением, на которое не может быть возложена обязанность по размещению информации и сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», основаны на неверном понимании и толковании норм действующего законодательства.

Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм права, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Туруханского районного суда Красноярского края от 22 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. руководителя финансового управления администрации Туруханского района Григорьевой О.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: