ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-147/19 от 15.01.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Хахина А.М. Дело №33а-147/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ярославль

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Ломтевой Л.С.,

судей Федотовой Н.П., Бритвич Ю.С.,

при секретаре Марковой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ломтевой Л.С.,

15 января 2019 года

административное дело по апелляционным жалобам Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области и Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 16 октября 2018 года, которым постановлено:

«Признать незаконным и отменить отказ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в выдаче разрешения на строительство от 27 июля 2018 года № 08-23-1238 по заявлению ФИО1 от 15 мая 2018 года.

Обязать Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области повторно рассмотреть заявление от 15 мая 2018 года входящий номер регистрации 1437625, поступившее в Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области 16 мая 2018 года № 1926, административного истца ФИО1 о выдаче разрешения на строительство.

Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области необходимо сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу».

По делу установлено:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации ЯМР ЯО, в котором просил:

- признать незаконным и отменить отказ Администрации ЯМР ЯО в выдаче разрешения на строительство от 27.07.2018 г. № 08-23-1238,

- обязать Администрацию ЯМР ЯО выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании его заявления от 15.05.2018 г.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 982 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <данные изъяты>. Данный земельный участок ему был предоставлен в собственность как обманутому дольщику в соответствии с пп. 2 п. 2 Закона ЯО от 27.04.2007 г. № 22-3 «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Участок предоставлялся для индивидуального жилищного строительства.

Указывает, что он обратился в Администрацию ЯМР ЯО с заявлением от 15.05.2018 г. о выдаче разрешения на строительство на вышеуказанном земельном участке. Письмом от 24.05.2018 №08-23-818 Администрации ЯМР ЯО ему было отказано в выдаче разрешения на строительство, поскольку фактически на данном земельном участке индивидуальный жилой дом уже построен либо ведется строительство, в этом случае разрешение на строительство не выдается. Решением Ярославского районного суда Ярославской области от 10.08.2018 г. по делу № 2а-1315/2018 данный отказ был признан незаконным.

Также ссылался на то, что в ходе рассмотрения административного дела № 2а- 1315/2018 Администрацией ЯМР ЯО было повторно рассмотрено его заявление от 15.05.2018 г. и с указанием на то, что в письме от 24.05.2018 г. допущена техническая ошибка, было повторно отказано в выдаче разрешения на строительство, поскольку земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в границах зоны охраняемого природного ландшафта Государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО2 «Карабиха». Считает данный отказ незаконным, поскольку в указанной зоне, согласно Проекта зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО2 «Карабиха», утвержденного решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 г. № 362, указанный участок расположен в границах зоны регулирования застройки (зона 4 - деревня Боровая), в которой возможна усадебная застройка.

Кроме того, ссылается на то, что вид разрешенного использования его земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем возможно осуществление строительства жилого дома на земельном участке.

Судом в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены: Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области, Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник ФИО2 «Карабиха».

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. Доводы жалоб сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для административного дела, к нарушению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителя Администрации ЯМР ЯО ФИО3, представителя Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области ФИО4, ФИО1, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене принятого судом решения и подлежит оставлению без удовлетворения.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд пришел к выводу о том, что отказ Администрации ЯМР ЯО в выдаче разрешения является незаконным и подлежит отмене.

С указанным выводом, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их соответствующими обстоятельствам дела и закону.

По смыслу статьей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Согласно ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Порядок выдачи и отказа выдачи разрешения на строительство на момент обращения ФИО1 в Администрацию ЯМР ЯО был определен в статье 51 Градостроительного кодекса РФ (редакция ГрК РФ №96 от 23.04.2018 года).

В соответствии с ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 13 указанной статьи предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 г. № 362 утверждены зоны охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО2 «Карабиха» в соответствии с прилагаемыми проектными планами (л.д.31, далее по тексту Проект зон охраны 1989г.). Проектом зон охраны 1989г. установлены: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки, зона охраняемого природного ландшафта, - границы данных зон отображены на схеме «Проект зон охраны музея- заповедника ФИО2. Основной чертеж». Территория населенного пункта д. Боровая в границах по состоянию на 1989 год включена в 4 зону регулирования застройки и предусматривает сохранение усадебного типа застройки.

Согласно Проекту зон охраны 1989г. зона охраняемого ландшафта устанавливается на территории не вошедшей в состав охранных зон и зон регулирования застройки. Территория охраняемого ландшафта установлена на площади 3955 га.(л.д.83 оборот).

Таким образом, территория населенного пункта д. Боровая, входящая в 4 зону регулирования застройки, не вошла в состав зоны охраняемого ландшафта.

Постановлением Правительства ЯО № 1583-п от 29.12.2012 года земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 256901 кв.м., включен в границы населенного пункта - дер. Боровая Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района (почтовый адрес: <данные изъяты>). Вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования изменен на вид разрешенного использования - для малоэтажной смешанной жилой застройки. Органам местного самоуправления Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района предписано осуществить вынос и закрепление на местности границ населенного пункта д. Боровая и внести соответствующие изменения в документы территориального планирования и градостроительного зонирования сельского поселения.

28.09.2016 года постановлением №1140 Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области был утвержден проект планировки территории и проект межевания территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 256 901 кв.м. расположенный по адресу: Ярославская область, Ярославский район, д. Боровая. Проект планировки территории предусматривает раздел данного участка на 116 земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Заказчиком данного проекта являлся Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (л.д.133). В результате утверждения проекта планировки территории и проекта межевания территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> был, в том числе, сформирован земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 982 кв.м.

27.06.2017 года Решением муниципального Совета Ярославского муниципального района №57 внесены изменения в Решение муниципального Совета ЯМР №37 от 25.10.2016 г. «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Карабихского сельского поселения» (далее Правила). Согласно картографического материала, являющегося приложением к Правилам, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится на территории населенного пункта д. Боровая.

В силу ст.66.2 Правил «Действие Правил в отношении территорий, включенных в границы населенных пунктов», на территории и (или) земельные участки, включенные в границы населенных пунктов, продолжают действовать ранее установленные градостроительные регламенты и территориальные зоны.

Изменение и (или) установление соответствующих градостроительных регламентов и территориальных зон в отношении территорий и (или) земельных участков, включенных в границы населенных пунктов, осуществляется посредством разработки документации по планировке территории, разработки карт градостроительного зонирования, внесения изменений в настоящие Правила землепользования и застройки».

Как указывалось выше, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 982 кв.м., расположенный по адресу <данные изъяты> был образован в результате утверждения проекта планировки территории и проекта межевания территории, в связи с чем градостроительный регламент указанного участка был изменен. Данный участок согласно Правилам относится к территориальной зоне Ж.1 - индивидуальной жилой застройки, к одному из основных видов которой относится вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, предельная высота зданий - 3, максимальный процент застройки - 35%.

Согласно ст.73 Правил территория охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО2 «Карабиха» составляет около 2177 га.(л.д.36). Таким образом, к 2017 году территория охраняемого природного ландшафта уменьшилась (по состоянию на 1989 г - 3955 га).

Порядок определения местоположения границ защитных зон объектов культурного наследия установлен Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». При этом, из положений ст. 20.2 указанного закона следует, что в ЕГРН должны содержаться сведения о графическом описании местоположения границ защитных зон объектов культурного наследия с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат.

Сведения в ЕГРН о границах зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО2 «Карабиха» отсутствуют (л.д.23).

22.12.2017 года земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 982 кв.м., расположенный по адресу <данные изъяты> Распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области №1696 был предоставлен ФИО1 в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, как гражданину, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории Ярославской области и чьи права нарушены.

16.05.2018 г. в Администрацию ЯМР ЯО от ФИО1 поступило заявление о выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> сроком на 10 лет.

Письмом от 24.05.2018 г. № 08-23-818 Администрацией ЯМР ЯО было отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что фактически на земельном участке индивидуальный жилой дом уже построен либо ведется строительство.

27.07.2018 г. письмом № 08-23-1238 Администрация ЯМР ЯО указала на техническую ошибку, допущенную при отказе 24.05.2018 г. в выдаче разрешения на строительство и повторно отказала в выдаче разрешения на строительство на основании того, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в зоне охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО2 «Карабиха» (в соответствии Проектом зон охраны 1989 г.), строительство в которой запрещено.

Учитывая, что материалы дела содержат доказательства отнесения спорного земельного участка к землям населенных пунктов, изменения ранее имевшегося градостроительного регламента указанного участка на градостроительный регламент территориальной зоны Ж.1, отсутствия достоверных доказательств отнесения данного участка к территории охраняемого природного ландшафта, а также то обстоятельство, что принятые уполномоченными органами в 2012-2017 годах нормативные акты градостроительного зонирования не оспорены и не отменены, судебная коллегия считает, что суд правомерно удовлетворил требования административного истца, признав отказ Администрации ЯМР ЯО в выдаче разрешения на строительство по указанному в письме от 27.07.2018 года основанию незаконным.

Доводы жалоб Администрации ЯМР ЯО и Департамента охраны объектов культурного наследия идентичны и повторяют их позицию в суде первой инстанции, которая сводится к тому, что спорный земельный участок расположен в зоне охраны природного ландшафта.

Указанные доводы в решении суда, проанализированы и им в решении дана соответствующая правовая оценка, выводы суда подробно и убедительно мотивированы. С данной судом правовой оценкой, применением при разрешении спора норм материального права, судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки доказательств не имеется.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционных жалоб, не имеется.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ярославского районного суда Ярославской области от 16 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области и Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: