ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-147/2022 от 19.01.2022 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Ветрова С.В. Дело №33а-147/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«19» января 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Зиновьевой О.Н., Пелевиной Н.В.,

при секретаре Грачевой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0001-01-2021-004571-57, №2а-4314/2021) по апелляционной жалобе ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Аверкиевой Н.Н. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 октября 2021 года, которым административное исковое заявление ОГКУ «Центр социальных выплат» к ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Аверкиевой Н.Н., УФССП России по Костромской области о признании незаконными и отмене постановлений о возбуждении исполнительного производства и взыскании исполнительского сбора удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав возражения относительно апелляционной жалобы представителя ОГКУ «Центр социальных выплат» Федорова Е.В., Барышева Н.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ОГКУ «Центр социальных выплат» обратилось в суд с административным исковым заявлением к УФССП России по Костромской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от 28 мая 2021 года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства .

Требования мотивированы тем, что решением Свердловского районного суда г. Костромы от 02 декабря 2020 года, вынесенным по гражданскому делу и оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 05 апреля 2021 года, удовлетворено исковое заявление прокурора г. Костромы, действующего в интересах Барышева Н.И., к ОГКУ «Центр социальных выплат» о возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, на ОГКУ «Центр социальных выплат» возложена обязанность по возобновлению выплаты Барышеву Н.И. ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с 20 июля 2017 года. Меры социальной поддержки ОГКУ «Центр социальных выплат» Барышеву Н.И. были восстановлены, произведен перерасчет (возобновление) ежемесячной денежной компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг Барышеву Н.И. с 20 июля 2017 года. В дальнейшем в ОГКУ «Центр социальных выплат» посредством межведомственного взаимодействия от ООО «Новатэк-Кострома» поступила информация о наличии у Барышева Н.И. задолженности за коммунальную услугу «газ (газоснабжение жилого помещения)», в связи с чем с 01 апреля 2021 года произошла автоматическая блокировка операции по назначению ежемесячной денежной компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. 10 июня 2021 года в ОГКУ «Центр социальных выплат» поступило постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от 28 мая 2021 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа, однако оно является незаконным в виду своевременного исполнения требований исполнительного документа должником.

В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил заявленные требования, дополнительно просил признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от 13 мая 2021 года о возбуждении исполнительного производства . Указал, что 07 мая 2021 года Барышеву Н.И. произведены выплаты денежных средств в размере 16 212,98 руб. за период с июля 2017 года по октябрь 2019 года и в размере 16 868,37 руб. за период с ноября 2019 года по март 2021 года в виде ежемесячной денежной компенсации расходов за оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Также ОГКУ «Центр социальных выплат» произведены выплаты Барышеву Н.И. за период с 01 по 30 апреля 2021 года в сумме 1 679,38 руб. и за период с 01 по 31 мая 2021 года в сумме 756,23 руб. 13 мая 2021 года на основании исполнительного листа, выданного Свердловским районным судом г. Костромы по гражданскому делу , судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства , которое в адрес ОГКУ «Центр социальных выплат» не направлялось. Документов, подтверждающих факт получения ОГКУ «Центр социальных выплат» указанного постановления, со стороны административного ответчика не представлено. Фактически решение Свердловского районного суда г. Костромы от 02 декабря 2020 года по гражданскому делу исполнено в полном объеме, так как выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг ОГКУ «Центр социальных выплат» возобновлены с 20 июля 2017 года, денежная компенсация Барышеву Н.И. выплачена.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ведущий судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Аверкиева Н.Н., в качестве заинтересованных лиц – МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области, Барышев Н.И., прокурор г. Костромы.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 28 октября 2021 года административные исковые требования ОГКУ «Центр социальных выплат» удовлетворены частично, признано незаконным и отменено постановление ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Аверкиевой Н.Н. от 28 мая 2021 года о взыскании с ОГКУ «Центр социальных выплат» исполнительского сбора в рамках исполнительного производства .

В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе ведущий судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Аверкиева Н.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что на принудительном исполнении в МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области находилось исполнительное производство , возбужденное 13 мая 2021 года на основании исполнительного листа, выданного 15 апреля 2021 года Свердловским районным судом г. Костромы по гражданскому делу , в отношении должника ОГКУ «Центр социальных выплат» в пользу взыскателя Барышева Н.И., предмет исполнения: обязать возобновить выплату ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с 20 июля 2017 года. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником 17 мая 2021 года. В связи с тем, что требования исполнительного документа должником не были исполнены в полном объеме, 28 мая 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области вынесено и направлено в адрес должника постановление о взыскании исполнительского сбора. Из материалов исполнительного производства усматривается, что в подтверждение факта исполнения решения Свердловского районного суда г. Костромы по гражданскому делу ОГКУ «Центр социальных выплат» было представлено платежное поручение от 07 мая 2021 года №215560, свидетельствующее о выплате Барышеву Н.И. компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с 20 июля 2017 года, однако не доказывающее возобновление ему соответствующих выплат. Кроме того, по настоящее время выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг Барышеву Н.И. не производятся, что подтверждает неисполнение должником требований исполнительного документа. Таким образом, оснований для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора у суда не имелось, однако имели место обстоятельства, позволяющие суду уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от его уплаты.

В возражениях относительно апелляционной жалобы директор ОГКУ «Центр социальных выплат» Фомина М.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Аверкиевой Н.Н. – без удовлетворения.

В возражениях относительно апелляционной жалобы Барышев Н.И. указал, что 29.10.2021 г. исполнительное производство окончено в связи с полным исполнением требований. Взыскатель не является выгодоприобретателем исполнительского сбора.

Лица, участвующие в деле, за исключением представителя ОГКУ «Центр социальных выплат» Федорова Е.В. и Барышева Н.И., в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее также – Федеральный закон №229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В силу положений статьи 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 3 и 4).

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона №229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены данным Федеральным законом.

В силу статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника - организации – пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительной причины.

Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:

- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

- неисполнение требований исполнительного документа должником;

- непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о приемлемости жалобы Шабанова И.А., оспаривающего конституционность частей 1 и 2 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ, указал, что данные законоположения не предполагают их произвольного применения судебным приставом-исполнителем, обязывают его во всех случаях вынести постановление о взыскании исполнительского сбора при наступлении указанных в них обстоятельств и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя (Определение от 27 марта 2018 года №749-О).

Из материалов дела следует, что решением Свердловского районного суда г. Костромы от 02 декабря 2020 года на ОГКУ «Центр социальных выплат» возложена обязанность по возобновлению выплаты Барышеву Н.И. ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с 20 июля 2017 года (л.д. 5-9).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 05 апреля 2021 года решение Свердловского районного суда г. Костромы от 02 декабря 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба директора ОГКУ «Центр социальных выплат» Фоминой М.А. – без удовлетворения (л.д. 10-12).

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО9 от 13 мая 2021 года на основании исполнительного листа, выданного Свердловским районным судом г. Костромы 15 апреля 2021 года по гражданскому делу (л.д. 101-102), в отношении должника ОГКУ «Центр социальных выплат» в пользу взыскателя Барышева Н.И. возбуждено исполнительное производство , предмет исполнения: обязать возобновить выплату ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с 20 июля 2017 года (л.д 32).

Ввиду неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Аверкиевой Н.Н. от 28 мая 2021 года с ОГКУ «Центр социальных выплат» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб., установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 11 июня 2021 года (л.д. 14).

Удовлетворяя требования ОГКУ «Центр социальных выплат» в части признания незаконным и отмене постановления ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Аверкиевой Н.Н. от 28 мая 2021 года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства , суд первой инстанции исходил из того, что из материалов исполнительного производства следует, что на момент предъявления к исполнению исполнительного документа решение суда было исполнено ОГКУ «Центр социальных выплат», о чем должник сообщил судебному приставу-исполнителю и представил подтверждающие данное обстоятельство документы. Между тем судебным приставом исполнителем не представлено доказательств, свидетельствующих о направлении в адрес ОГКУ «Центр социальных выплат» постановления о возбуждении исполнительного производства и получении его должником.

Данные выводы судом мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, действующему законодательству не противоречат, основания для признания их неправильными отсутствуют.

Как усматривается из материалов дела, решением ОГКУ «Центр социальных выплат» от 20 апреля 2021 года №11072/2102 Барышеву Н.И. возобновлена выплата компенсации за жилищно-коммунальные услуги с 20 июля 2017 года на основании решения Свердловского районного суда г. Костромы от 02 декабря 2020 года (перерасчет за 3 года) (л.д. 61).

Денежная компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за период с 20 июля 2017 года по март 2021 года в размере 33 081,35 руб. была перечислена на счет Барышева Н.И. 07 мая 2021 года, что подтверждается платежным поручением №215560 (л.д. 13).

Таким образом, решение Свердловского районного суда г. Костромы от 02 декабря 2020 года, вступившее в законную силу 05 апреля 2021 года, было исполнено ОГКУ «Центр социальных выплат» в полном объеме до возбуждения исполнительного производства.

Кроме того, в соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона №229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 этого закона.

Срок для добровольного исполнения требований в силу статьи 30 Федерального закона №229-ФЗ исчисляется с момента получения должником постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и завершается по прошествии пяти дней.

Административными ответчиками не представлено относимых и достоверных доказательств, подтверждающих наличие у судебного пристава-исполнителя на момент принятия оспариваемого постановления сведений об информированности ОГКУ «Центр социальных выплат» о возбужденном в отношении него исполнительном производстве, а также данных об уклонении от добровольного исполнения исполнительного документа.

При том, что в силу положений части 11 статьи 226 КАС обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 данной статьи возложена на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора нельзя признать законным, в связи с чем оснований для отмены решения суда в обжалуемой части не имеется.

Довод апелляционной жалобы о том, что по настоящее время выплата Барышеву Н.И. ежемесячной денежной компенсации не производится, что подтверждает неисполнение решения Свердловского районного суда г. Костромы по делу , отклоняется судебной коллегией, поскольку постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Аверкиевой Н.Н. от 29 октября 2021 года исполнительное производство окончено ввиду выполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в судебном решении выводы, являлись предметом проверки и получили в решении должную оценку, не содержат ссылку на какие-либо новые обстоятельства, ставящие под сомнение правильность постановленного судом решения.

Суд первой инстанции правильно установил юридически значимые для разрешения дела обстоятельства, выводы суда должным образом мотивированы, соответствуют приведенным в решении обстоятельствам дела, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального закона, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного постановления.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Аверкиевой Н.Н. – без удовлетворения.

На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: