ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14809/18 от 29.08.2018 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Акименко Н.Н. Дело № 33а-14809/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2018г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Москаленко Ю.М.,

судей: Усенко Н.В., Медведева С.Ф.,

при секретаре Эфендиевой А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Азовского межрайонного прокурора к Администрации Кулешовского сельского поселения, Администрации Азовского района об оспаривании бездействия, о понуждении принять меры по отведению земельного участка для размещения мест погребения,

по апелляционной жалобе Администрации Азовского района на решение Азовского городского суда Ростовской области от 23 мая 2018г.

Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., судебная коллегия по административным делам,

установила:

Азовский межрайонный прокурор (прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Администрации Кулешовского сельского поселения (сельская администрация), Администрации Азовского района (районная администрация).

В обоснование доводов прокурор сослался на то, что в ходе проведенной проверки было установлено, что на территории Кулешовского сельского поселения отсутствуют места для захоронения умерших.

Бездействие сельской администрации по данному вопросу приводит к нарушению прав жителей села Кулешовка Азовского района, поскольку при захоронении умерших на обезличенной территории возможны нарушения санитарных правил и, как следствие, прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Полномочиями по предоставлению земельных участков, в том числе и для организации мест погребения, в настоящее время наделена районная администрация.

С учетом изложенного прокурор просил суд признать незаконным бездействие Администрации Кулешовского сельского поселения, выразившееся в неорганизации мест погребения на территории поселения; возложить на Администрацию Азовского района обязанность по отведению в установленном законом порядке в границах Кулешовского сельского поселения земельного участка для размещения мест погребения.

Решением Азовского городского суда Ростовской области от 23.05.2018г. требования административного иска прокурора удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Администрация Азовского района просит об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм процессуального права.

В обоснование доводов жалобы районная администрация ссылается на то, что решением Азовского районного Собрания депутатов от 15.03.2017г. №35 утверждено Положение о Комитете имущественных отношений Азовского района, согласно которому комитет, являясь отраслевым органом администрации Азовского района, осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе и земельными участками. Суд незаконно, как указывает заявитель жалобы, не привлек к участию в деле Комитет имущественных отношений Азовского района и вынес решение в отношении ненадлежащего ответчика.

В заседание суда апелляционной инстанции явилась старший прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Емелина Е.А., просила решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу районной администрации без удовлетворения.

В отношении надлежащим образом извещенных и неявившихся представителей Администрации Кулешовского сельского поселения, Администрации Азовского района дело рассмотрено в порядке ч.2 ст. 150 КАС РФ.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены постановленного решения. Право обжалования решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено законом (ст.218 КАС РФ). Признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и охраняемых интересов лиц, что следует из системного толкования положений ст.ст.218, 227 КАС РФ.

Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.14) предусмотрено, что вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского, сельского поселения.

В силу ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления также принимают решения о создании мест погребения. Законом предусматривается создание муниципальных мест погребения.

Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Согласно ст. 16 Закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

В ходе разбирательства дела по существу судом было установлено, что на территории Кулешовского сельского поселения отсутствует кладбище. Жители села Кулешовка осуществляют захоронение тел умерших на кладбище в хуторе Новоалександровка. Территория данного кладбища заполнена и не позволяет производить новые захоронения.

Данные обстоятельства подтверждены административными ответчиками в ходе разбирательства дела по существу.

Для организации нового кладбища сформированы границы земельного участка, площадью 66 927 кв.м., с кадастровым номером ....... из земель населенных пунктов по адресу: Азовский район с северной стороны села Новоалександровка, напротив территории старого кладбища. Однако, до настоящего времени вопрос о правах на данный земельный участок не разрешен. Проектная документация, утверждаемая в целях организации кладбища, отсутствует, равно как и заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертиз.

Проанализировав представленные в дело доказательства применительно к действующему законодательству с учетом обстоятельств рассматриваемого дела, суд пришел к выводу о том, что непринятие сельской администрацией в установленном законом порядке решений по отведению земельного участка для размещения кладбища, находящегося в границах Кулешовского сельского поселения, равно как и мер по установлению границ вышеупомянутого участка на местности, а также по регистрации на него права собственности, привело к нарушению прав жителей села Кулешовка на организацию и благоустройство территории кладбища.

При этом суд не принял доводы представителя администрации Кулешовского сельского поселения об отсутствии полномочий на отведение земельного участка, поскольку до 01.01.2017г. данный административный ответчик указанными полномочиями обладал, однако соответствующих мер по выделению земельного участка под кладбище не принял. Отсутствие на территории сельского поселения земельных участков, необходимых для организации мест захоронения, по мнению суда, не могло являться уважительной причиной невыполнения требований закона со стороны ответчика.

Разрешая спор по требованиям, заявленным к районной администрации, суд исходил из содержания абз. 4 ч.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому предоставление земельных участков (государственная собственность на которые не разграничена), расположенных на территории сельского поселения, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, в состав которого входит данное сельское поселение.

Возражения представителя районной администрации относительно того, что при наличии Комитета имущественных отношений Азовского района, уполномоченного на управление и распоряжение муниципальным имуществом, иск к Администрации Азовского района заявлен, как к ненадлежащему ответчику, судом отклонены, как противоречащие положениям п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ, притом, что Комитет имущественных отношений Азовского района является отраслевым органом Администрации Азовского района.

С вышеизложенными выводами районного суда надлежит согласиться, поскольку они постановлены в точном соответствии с законом, регулирующим спорные правоотношения, при правильной оценке юридически значимых для разрешения дела обстоятельств.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с решением суда, правильности выводов районного суда не опровергают, ссылок на обстоятельства, способные повлиять на исход дела, не содержат.

Поскольку процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, по делу не установлено, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба- без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 309,311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Азовского городского суда Ростовской области от 23 мая 2018г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Азовского района –без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: