ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14827/18 от 13.08.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

по делу № 33а-14827/2018

13 августа 2018 года г.Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Якуповой Н.Н.

судей Коргун Н.В.

Портновой Л.В.

при секретаре Романовой А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Мансурова Х. Х. на решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 11 мая 2018 года, которым постановлено:

В удовлетворении административного иска Мансурова Х. Х. к администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ, администрации сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ, Управлению Росреестра по РБ о признании незаконным решения о постановке на учет кафе (кемпинга) как бесхозяйное имущество и обязании снять кафе (кемпинг) с учета как бесхозяйное, обязании выдать акт о сдаче кемпинга в эксплуатацию отказать.

Производство по делу в части требований административного иска Мансурова Х. Х. к администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ о признании права собственности на здание кафе (кемпинга) прекратить.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Мансуров Х.Х. обратился с административным исковым заявлением к администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ, администрации сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ, Управлению Росреестра по РБ о признании незаконным решения о постановке на учет кафе (кемпинга) как бесхозяйное имущество и обязании снять кафе (кемпинг) с учета как бесхозяйное, обязании выдать акт о сдаче кемпинга в эксплуатацию, признании права собственности.

В обоснование иска указал, что 12 февраля 2018 г. и 14 июля 2017 г. он обратился с заявлением о снятии с учета его кемпинга, поставленного незаконно на учет как бесхозяйное имущество в администрацию сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ и межмуниципальный отдел в Дюртюлинском и Кушнаренковском районах Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан.

В заявлении он указал, что строительство кафе (кемпинга) на автодороге адрес начато в 2002 году, по согласованию с администрацией Кушнаренковского района на выделенном земельном участке общей площадью 0.5 га. Основанием для обращения явилось то, что кемпинг 22.07.2016 г. был незаконно взят на учет как бесхозяйное имущество, ему отказано в удовлетворении его заявлений о снятии с учета.

С отказом он не согласен, так как данный объект построен на его деньги и нарушает его права как владельца указанного имущества.

Решение администрации сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ и межмуниципального отдела Росреестра по РБ о взятии на учет его имущества, как бесхозяйное имущество не соответствует требованиям статей 223, 225, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данное решение органа местного самоуправления препятствует ему осуществить государственную регистрацию построенного на его средства кемпинга в Управлении Федеральной регистрационной службы по РБ.

Кроме того, администрацией Кушнаренковского района Республики Башкортостан в конце 2004 года был подписан акт об окончании строительства и сдаче кемпинга в эксплуатацию.

Истец просил признать незаконным решение администрации сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ и межмуниципальный отдел в Дюртюлинском и Кушнаренковском районах Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан от 22.07.2016 г. о постановке на учет кафе (кемпинга), расположенного в адрес как бесхозяйное имущество. Обязать администрацию сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ и межмуниципального отдела в Дюртюлинском и Кушнаренковском районах Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод, снять с учета кафе (кемпинг), как бесхозяйное имущество, дав ему возможность провести государственную регистрацию кемпинга в органах Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан. Обязать администрацию муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан выдать ему акт о сдаче кемпинга в эксплуатацию и признать за ним право собственности.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Мансуров Х.Х. просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении административных исковых требований, указывая в обосновании доводы, аналогичные доводам административного искового заявления.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав Мансурова Х.Х., его представителя Нафикова Ш.Б., поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Республике Башкортостан – Юсупову Л.Р., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что согласно делу правоустанавливающих документов на объект недвижимости под кадастровым номером №... сельское поселение Кушнаренковский сельсовет MP Кушнаренковский район Республики Башкортостан обратилось с заявлением в отдел по Кушнаренковскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Республике Башкортостан о принятии на учет в качестве бесхозяйного объект недвижимости по адресу адрес.

К заявлению прилагались:

справка №... от 01.07.2016 г. комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Кушнаренковскому району о том, что объект недвижимости по адресу адрес в реестр муниципального имущества MP адрес РБ не заявлен;

ответ ТУ Росимущества в РБ №... от 07.07.2016 г. о том, что сведения об объекте недвижимости по адресу адрес в реестре федерального имущества по состоянию на 07.07.2016 г. отсутствуют;

справка №... от 08.07.2016 г. отдела архитектуры и градостроительства администрации MP адрес о том, что по состоянию на 06.07.2016 г. на объект капитального строительства, расположенного по адресу: адрес отделом архитектуры и градостроительства администрации MP адрес РБ разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не выдавалось;

справка №... от 19.07.2016 г. администрации сельского поселения Кушнаренковский сельсовет MP адрес о том, что объект капитального строительства, расположенный по адресу: РБ, адрес сельсовет MP адрес РБ не состоит;

справка №№... от 14.07.2016 г. Министерства земельных и имущественных отношений РБ о том, что в реестре государственного имущества РБ отсутствуют сведения об объекте недвижимости по адресу: РБ, адрес.

дата между ОАО «...» в лице его генерального директора ФИО11. и Мансуровым Х.Х. заключен договор купли-продажи здания придорожного кафе (кемпинга) у магистральной автодороги №..., по адресу адрес, на земельном участке площадью 0,5 га принадлежащем продавцу на праве аренды.

27 июля 2017 г. Мансуров Х.Х. и ФИО5. действующая от имени ОАО «...», обратились в отдел по адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Республике Башкортостан о регистрации перехода права собственности на помещение с кадастровым номером №..., к которому приложены: приказ о назначении ФИО5 генеральным директором ОАО «...», свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, свидетельство о государственной регистрации юридического лица; выписка из ЕГРЮЛ; постановление о регистрации ОАО «...»; реквизиты ОАО «...», устав ОАО «...», договор купли-продажи здания придорожного кафе (кемпинга) от 20.11.2011 г., акт приема-передачи двухэтажного здания - кемпинга.

Уведомлением №... от 07.08.2017 г. Мансурову Х.Х. сообщается о приостановлении государственной регистрации, указывая, что в Едином государственном реестре недвижимости право передающей стороны - ранее возникшее право собственности продавца ОАО «...» на указанный кемпинг не зарегистрировано.

Для проведения государственной регистрации перехода права собственности к Мансурову Х.Х. на основании договора купли-продажи на государственную регистрацию необходимо предоставить заявление о регистрации права собственности продавца с приложением документов - оснований, подтверждающих возникновение права собственности ОАО «...».

08.11.2017 г. государственная регистрация по заявлению Мансурова Х.Х. перехода права собственности на спорный объект недвижимости прекращена на основании заявления Мансурова Х.Х.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Мансурова Х.Х., суд первой инстанции пришел к выводу, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным иском о признании незаконным решения о постановке на учет кафе (кемпинга) как бесхозяйное имущество и обязании снять кафе (кемпинг) с учета как бесхозяйное, поскольку Мансурову Х.Х., о постановке на учет спорного объекта недвижимости как бесхозяйного стало известно еще в июле 2017 г., что подтверждается его заявлением от 14.07.2017 г. о снятии с учета кемпинга как бесхозяйного.

Кроме того, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований Мансурова Х.Х. о возложении обязанности снять кафе (кемпинг) с учета как бесхозяйное, поскольку для снятия объекта недвижимости с учета как бесхозяйного Мансурову Х.Х. необходимо обратиться с заявлением о регистрации на него права собственности и предоставить документы, подтверждающие возникновение права собственности на объект.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается.

В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу части 3 вышеуказанной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно п. 4 Приказа Минэкономразвития РФ от 22 ноября 2013 г. N 701 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (действовал до 1 января 2017 года) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Аналогичным образом определен порядок принятия на учет объекта недвижимого имущества действующим с 01.01.2017 Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".

В соответствии с п. 7 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей к заявлению прилагаются: а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе: - документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; - документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

Согласно сведениям ЕГРН 20.07.2016 ФИО6, действующий от имени Сельского поселения Кушнаренковский сельсовет MP адрес РБ на основании решения Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет MP адрес РБ от 28.09.2015 №..., обратился с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - нежилого здания, площадью 1186,1 кв.м., расположенного по адресу: адресадрес.

К заявлению были приложены документы: письмо Министерства земельных и имущественных отношений от 27.06.2016 №...; справка Администрации сельского поселения Кушнаренковский сельсовет MP Кушнаренковский район РБ от 19.07.2016 №...; письмо ТУ Росимущества в Республике Башкортостан от 07.07.2016 №...; справка Отдела архитектуры и градостроительства Администрации MP Кушнаренковский район РБ от дата№...; справка Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Кушнаренковскому району от 01.07.2016 года.

Таким образом, постановка спорного объекта на учет как бесхозяйного имущества осуществлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Сам факт постановки недвижимой вещи на учет в качестве бесхозяйной, не нарушает права административного истца.

В соответствии с п.13 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации №... от 10.12.2015 г. (действующий с 01.01.2017 г.), объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае:

государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом;

принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.

То есть в случае обращения собственника имущества с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный объект, он снимается с учета в качестве бесхозяйного.

Судебной коллегией истребовано гражданское дело №..., из материалов которого следует, что решением Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 27 марта 2018 года, оставленного без изменения Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 18 июля 2018 года, в удовлетворении исковых требований Мансурова Х. Х. к администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан о признании права собственности на самовольную постройку нежилого здания кафе-кемпинга по адресу адрес отказано.

Отказывая в удовлетворении вышеуказанных требований, суд пришел к выводу, что доказательств наличия у Мансурова Х.Х. прав на нежилое здание кафе-кемпинг, расположенный по адресу адрес, не имеется. Факт заключения договора купли-продажи недвижимости между сторонами сам по себе не порождает у истца права собственности на это имущество, поскольку у продавца, право собственности которого на спорное недвижимое имущество не зарегистрировано, отсутствует право на распоряжение им.

Документов, подтверждающих обстоятельство того, что ОАО «...» принадлежит спорное недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано в установленном законом порядке, в материалах дела не имеется.

Истцом не представлены доказательства возникновения у продавца -ОАО «...» права собственности на спорный объект недвижимости.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения административных исковых требований Мансурова Х.Х. о признании незаконным решения о постановке на учет кафе (кемпинга) как бесхозяйное имущество и обязании снять кафе (кемпинг) с учета как бесхозяйное.

Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с настоящим иском, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Судом первой инстанции также обоснованно отказано в удовлетворении административных исковых требований Мансурова Х.Х. о возложении на администрацию муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан обязанности выдать акт о сдаче кемпинга в эксплуатацию.

Как правильно указано судом первой инстанции, в соответствии с ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган местного самоуправления непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Часть 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает перечень документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Административным истцом Мансуровым Х.Х. не представлено доказательств, что он обращался к административному ответчику с заявлением о даче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с приложением всех необходимых документов, и ему было отказано.

В части требований Мансурова Х.Х. к администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ о признании права собственности на здание кафе (кемпинга) производство по административному делу прекращено.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Поскольку между сторонами имеет место гражданско-правовой спор имущественного характера, связанный с правом собственности заявителя на нежилое здание кафе-кемпинг, расположенный по адресу адрес, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанный спор подлежит разрешению в порядка гражданского (искового) судопроизводства.

Доводы апелляционной жалобы по своей сути направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности, в силу чего не могут являться основанием для отмены решения суда.

Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы суда по существу требований правильными, так как они соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, которые в решении суда приведены в полном объеме, применены и истолкованы верно.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения суда, не имеется.

При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены решения суда первой инстанции оснований, оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 11 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мансурова Х. Х. – без удовлетворения.

Председательствующий Якупова Н.Н.

Судьи Коргун Н.В.

Портнова Л.В.

Справка: судья Белорусова Г.С.