Судья: Вельмина И.Н. Дело № 33а-14951/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 декабря 2018 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Шилова А.Е., Набок Л.А.,
при секретаре – Лещевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства г.о.Самара на решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 19 сентября 2018 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Департамента градостроительства г.о.Самара ФИО1 (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ФИО2 – ФИО3 (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления, указав в обоснование, что 10.05.2018 как ветеран Великой Отечественной войны она обратилась в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал № территориальная зона Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) категория земель – земли населенных пунктов. 06.07.2018 Департаментом градостроительства г.о.Самара издано распоряжение № РД-1069 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена», поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с проектом межевания территории. По мнению административного истца, отказ в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка является незаконным, поскольку территория, где расположен образуемый земельный участок, застроен исключительно индивидуальными жилыми домами, межевание производилось ООО ТГК «Меридиан».
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО2 просила суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 06.07.2018 № РД-1069 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена»; обязать административного истца возобновить работу по заявлению ФИО2 о предварительном согласовании предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов от 10.05.2018 по адресу: <адрес>, площадь. 600 кв.м, кадастровый квартал № территориальная зона Ж-1.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 19 сентября 2018 года административный иск ФИО2 удовлетворен. Признано незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 06.07.2018 № РД-1069 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена». На Департамент градостроительства г.о. Самара возложена обязанность возобновить работу по заявлению ФИО2 о предварительном согласовании предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов от 10.05.2018 по адресу: <адрес>.
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства г.о.Самара просит решение суда отменить как незаконное, постановленное при неправильном применении норм материального права.
В заседании судебной коллегии представитель Департамента градостроительства г.о.Самара - ФИО1 (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представитель ФИО2 – ФИО3 (по доверенности) в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Статьей 39.5 ЗК РФ определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.
Согласно пп. 7 ст. 39.5 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" в муниципальных районах (городских округах) с численностью населения от 100 тысяч человек земельные участки предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны, которые постоянно проживают на территории данных муниципальных районов (городских округов). Земельные участки в соответствии с настоящей частью предоставляются, в том числе, для целей ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.
Материалами дела подтверждается, что 20.05.2018 ФИО2, являясь ветераном Великой Отечественной войны, обратилась в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №, территориальная зона Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) категория земель – земли населенных пунктов, приложив к заявлению схему расположения испрашиваемого земельного участка.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 06.07.2018 № РД-1069, ФИО2 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на основании 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ (схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса), подп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ (несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи), п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ (образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами) поскольку, испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Удовлетворяя требования ФИО2 суд первой инстанции указал на то, что оспариваемое распоряжение не соответствует требованиям действующего законодательства, оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, не имеется.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными.
Согласно п.п.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 ст.11.10 настоящего Кодекса.
В силу п. п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ).
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара и выкопировке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры – квартала в границах улиц <адрес> а также в зоне планируемой территории многоэтажной застройки.
Исходя из положений ГрК РФ, элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы.
В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу положений подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ, если испрашиваемый земельный участок расположен в пределах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование такого земельного участка, действительно, должно осуществляться только на основе проекта межевания территории.
Поскольку, элементом планировочной структуры в рассматриваемом случае является квартал, застроенный многоквартирными жилыми домами, учитывая, что в границах кварталов и микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, утверждение схемы расположения испрашиваемого истицей земельного участка приведет к нарушению требований ст.11.3 ЗК РФ.
Доводы административного истца об отсутствии в материалах дела данных, подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, опровергаются материалами дела.
Как указано выше, факт нахождения испрашиваемого земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, подтвержден выпиской и выкопировкой ИСОГД, а также топографическим материалом.
В силу пункта, «в» части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию.
Градостроительный кодекс РФ определяет информационные системы градостроительной деятельности как организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1 статьи 56).
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава городского округа Самара Департамент градостроительства г.о.Самара наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.
В рамках исполнения возложенных полномочий в период с 2004 года Департаментом градостроительства г.о.Самара осуществлено сканирование топографических материалов (планшетов) и их перевод в электронно-цифровой вид. В настоящее время в распоряжении Департамента имеются электронные копии топографических планшетов, входящие в состав ИСОГД городского округа Самара, созданной в порядке, установленном действующим федеральным законодательством.
Распоряжением Департамента от 11.11.2011 №Д05-01-06/93 утверждено Положение об ИСОГД (далее — положение), устанавливающее разделы, подразделы информационной системы, её структуру, порядок формирования и ведения, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе.
В силу п.1.2, п.1.3 Положения об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) городского округа Самара, утвержденного распоряжением ДСА г.о.Самара от 11.11.2011 №Д05-01-06/93, автоматизированная ИСОГД – это система базы данных со всеми внесенными в нее актуальными документами, материалами, картами, схемами и чертежами информационной системы.
ИСОГД является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
При отсутствии подтвержденных в установленном порядке сведений о технической ошибке или о злоупотреблениях со стороны должностных лиц Департамента градостроительства г.о.Самара, правовых и фактических оснований для критической оценки официальной информации ИСОГД г.о.Самара, полученной в результате внесения в систему заявленных ФИО2 координат поворотных точек, не имеется.
При таких обстоятельствах распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в собственность, по заявленному в нем мотиву является законным, ввиду чего решение суда об удовлетворении административного искового заявления подлежит отмене, а требования ФИО2 оставлению без удовлетворения.
Судебная коллегия отмечает, что ФИО2 не лишена возможности обратиться повторно к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, предоставив схему расположения земельного участка, соответствующую требованиям ст. 11.10. ЗК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Самары от 19 сентября 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление ФИО4 к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании распоряжения незаконным, оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –
Копия верна. Судья -