ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14966/19 от 06.05.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Дмитренко В.М. Дело <данные изъяты>а-14966/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Варламовой Е.А., Редченко Е.В.,

при секретаре Галстян Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 6 мая 2019 года апелляционную жалобу Агекян Г. В. на решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Агекян Г. В. о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:44:0020204:65, выраженного в письме от <данные изъяты><данные изъяты>исх-3237 исполняющего обязанности Главы <данные изъяты>, обязании изменить вид разрешенного использования,

заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,

объяснения представителя Агекяна Г.В.Лазарева С.А., представителя администрации г.о. <данные изъяты>Красотиной М.А.,

УСТАНОВИЛА:

Агекян Г.В. обратился в суд с административным иском, просил признать незаконным отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:44:0020204:65, выраженный в письме от <данные изъяты><данные изъяты>исх-3237 исполняющего обязанности Главы <данные изъяты>; обязать администрацию городского округа Фрязино изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:44:0020204:65 с имеющегося вида «для общественно-делового и гражданского строительства» на виды «Магазины», «Деловое управление» и «Общественное питание»; признать незаконным решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <данные изъяты>, выраженное в Протоколе 118-З от <данные изъяты> о несогласовании проекта постановления об изменении ВРИ земельного участка.

Решением Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:44:0020204:65, выраженного в письме от <данные изъяты><данные изъяты>исх-3237 исполняющего обязанности Главы <данные изъяты> и о возложении на администрацию городского округа Фрязино обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:44:0020204:65.

Дополнительным решением Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <данные изъяты>, выраженного в Протоколе 118-З от <данные изъяты>.

В апелляционной жалобе Агекян Г.В. ставит вопрос об отмене решения Щелковского городского суда от <данные изъяты>, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Апелляционная жалоба на дополнительное решение суда была судом возвращена по заявлению административного истца.

Заслушав пояснения лиц, принимавших участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно ч. 89 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено использование земель по целевому назначению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В силу пункта 1 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Пунктами 1, 5 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что территориальные зоны в составе земель населенных пунктов включают в себя среди прочего и жилые зоны, которые предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки, согласно градостроительным регламентам.

Суд, опираясь на положения пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", части 1 статьи 18, статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации), верно указал на наличие у собственников земельных участков, входящих в состав земель, отнесенных к землям населенных пунктов, права самостоятельно, по своему усмотрению, использовать принадлежащие им земельные участки без дополнительных согласований и разрешений. Однако данное использование не может являться произвольным ввиду того, что любое использование земельного участка осуществляется в строгом соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Агекян Г.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:44:0020204:65, расположенный по адресу <данные изъяты>, г.о. Фрязино, <данные изъяты>, з/у 27, площадью 4815 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – для общественно-делового и гражданского строительства.

Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) городского округа Фрязино (приняты Решением Совета депутатов <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>) определено, что вышеуказанный земельный участок располагается в многофункциональной общественно-деловой зоне О-1.

Статьей 29 ПЗЗ городского округа Фрязино для многофункциональной общественно-деловой зоны О-1 установлены в том числе виды разрешенного использования земельных участков (РВИ) п.15 – Деловое управление, п. 18 – Магазины и п. 20 – Общественное питание (соответственно коды 4.1, 4.4 и 4.6 по Классификатору видов разрешенного использования земельных участком утв. Приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты><данные изъяты>).

В целях приведения вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в соответствие с Административным регламентом предоставления государственной услуги «Принятие решений об изменении, установлении, установлении соответствия вида разрешенного использования земельных участков» (утв. Распоряжением Минмособлимущества от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1771), было подано Заявление от <данные изъяты> «об изменении вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования».

Административный истец в данном заявлении просил изменить существующий вид разрешенного использования на установленные в ПЗЗ <данные изъяты> Фрязино для многофункциональной общественно-деловой зоны О-1 виды разрешенного использования: п. 15 – Деловое управлением, п. 18 – Магазины и п. 20 – Общественное питание.

Письмом от <данные изъяты><данные изъяты>исх-3237 Исполняющий обязанности Главы городского округа Фрязино проинформировал административного истца об отказе (Протокол 118-3 от <данные изъяты>) в изменении вида разрешенного использования участка по тем основаниям, что Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений в <данные изъяты> отказала с согласовании проекта Постановления об изменении ВРИ с учетом наличия сведений «о нахождении земельного участка в зоне планируемого развития земель, предназначенных для организации транспорта (земельный участок частично входит в зону планируемой реконструкции автомобильной дороги регионального значения «Фрязино, <данные изъяты>») согласно схеме территориального планирования транспортного обслуживания <данные изъяты>, изложенных в заключении Главного управления архитектуры и градостроительства <данные изъяты> о наличии или отсутствии ограничений оборотоспособности и ограничений в образовании и использовании земельного участка, а также увеличении кадастровой стоимости земельного участка в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка на испрашиваемый.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от <данные изъяты> № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.

Согласно части 1.2 статьи 17 Федерального закона от <данные изъяты> № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до издания Федерального закона от <данные изъяты> № 494-ФЗ, Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

На основании этой нормы Федерального закона от <данные изъяты> № 131-ФЗ подпунктом 17 пункта 3 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> и органами государственной власти <данные изъяты>" в редакции, действовавшей до издания <данные изъяты> от 29.11.2016 <данные изъяты>-ОЗ, полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования отнесены к полномочиям <данные изъяты> или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти <данные изъяты>.

В пункте 2 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты> N 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> отдельными государственными полномочиями <данные изъяты> в области земельных отношений", а также пункте 3 части 2 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты> N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> отдельными государственными полномочиями <данные изъяты>" (далее - <данные изъяты> от <данные изъяты> N 107/2014-ОЗ) определено, что органы местного самоуправления городских округов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Реализация указанных полномочий, осуществляется при наличии согласия <данные изъяты> или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти <данные изъяты>, предоставляемого в порядке, установленном <данные изъяты> (часть 3 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты> N 107/2014-ОЗ).

Таким образом, решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка принимается администрацией на основании рекомендаций уполномоченного органа, что и было установлено в ходе судебного разбирательства, подтверждается пояснениями, изложенными в Отзыве на административное исковое заявление, представленном представителем административного ответчика и представителем заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений <данные изъяты>.

Структура исполнительных органов государственной власти <данные изъяты> утверждена постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ПГ, в соответствии с которой в систему органов исполнительной власти входят: <данные изъяты>, Комитеты и Главные управления <данные изъяты>.

Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений в <данные изъяты> формируется при Градостроительном совете <данные изъяты> в целях формирования позиции органов исполнительной власти, подготовки материалов для рассмотрения на заседаниях и проектов решений Градостроительного совета <данные изъяты> (пункт 12.3 Положения о Градостроительном совете <данные изъяты>, утвержденного постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>).

При этом, согласно п. 1 Положения о Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в <данные изъяты>, утвержденного Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений в <данные изъяты> является коллегиальным совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие исполнительных органов государственной власти <данные изъяты> по вопросам изменения категории земельных участков, приобретения земельных участков в собственность <данные изъяты>, передачи земельных участков из собственности <данные изъяты> в собственность муниципальных образований <данные изъяты>, передачи <данные изъяты> полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, об участии <данные изъяты> в проектах государственно-частного партнерства.

По результатам рассмотрения обращения Агекян Г.В., Межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений в <данные изъяты> было принято решение об отказе в изменении вида разрешенного использования участка со ссылкой на то, что указанный административным истцом земельный участок находится в зоне планируемого развития земель, предназначенных для организации транспорта (земельный участок частично входит в зону планируемой реконструкции автомобильной дороги регионального значения «Фрязино, <данные изъяты>»).

В соответствии с п.13.3 "Административного регламента предоставления государственной услуги "Принятие решения об изменении, установлении, установлении соответствия вида разрешенного использования земельных участков", утв. Распоряжением Минмособлимущества от <данные изъяты> N 13ВР-1771, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, администрация отказывает в предоставлении Государственной услуги после рассмотрения вопроса на МВК (ГС) по причине, указанной в протоколе МВК (ГС), с указанием номера учетной карточки в автоматизированной информационной системе "Модуль МВК".

Поскольку Решением Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <данные изъяты>, выраженное в Протоколе <данные изъяты>-З от <данные изъяты> о несогласовании проекта Постановления об изменении ВРИ земельного участка отказано, то обжалуемый Агекяном Г.В. отказ администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка соответствовал требованиям действующего законодательства.

Таким образом, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований Агекяна Г.В. о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:44:0020204:65, выраженного в письме от <данные изъяты><данные изъяты>исх-3237 исполняющего обязанности Главы <данные изъяты> и о возложении на администрацию городского округа Фрязино обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка.

Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы, доводы жалобы оснований к отмене решения суда не содержат. Несогласия с отказом суда в удовлетворении требований о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <данные изъяты>, выраженного в Протоколе 118-З от <данные изъяты>, административный истец не выразил.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи