ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14984/19 от 26.08.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Судья Ивченкова Ю.М. 33а-14984/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Уфа 26 августа 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

судей Гибадуллиной Л.Г.,

Портновой Л.В.,

при секретаре Рахматуллине И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Антоновой Е.Г., Антонова И.В. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 июня 2019 года, которым постановлено:

в удовлетворении иска Антоновой ЕГ, Антонова ИВ, действующих в интересах несовершеннолетних детей Антоновой К.И., Антоновой З.И., Антонова Н.И. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфы о признании незаконным действия Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре выразившееся в несвоевременном принятии мер по направлению в Минстрой РФ заявки на участие в 2018 года Республики Башкортостан в программе «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы; о признании незаконным действие Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре выразившееся в несвоевременном принятии мер по получению Республикой Башкортостан федерального субсидирования участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; обязании Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре обеспечить семью Антоновых, состоящую из пяти человек (супруги Антоновой ЕГ, супруга – Антонова ИВ, сына – Антонова НИ, дата года рождения, дочери Антоновой КИ, дата года рождения, дочери Антоновой ЗИ, дата года рождения) социальной выплатой в рамках реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2018 год; обязании Администрацию Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан оформить свидетельство о праве на получение социальной выплаты в рамках реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и выдать его семье Антоновых (супруга Антонова Екатерина Геннадьевна, супруг – Антонов ИВ, сын - Антонов НИ, дата года рождения, дочь Антонова КИ, дата года рождения, дочь Антонова ЗИ, дата года рождения); о признании незаконным действия Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре выразившееся в несвоевременном утверждении Сводного списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по Республике Башкортостан на 2018 год; о признании незаконным действия Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре выразившееся в не включении семьи Антоновых (супруга Антонова ЕГ, супруг – Антонов ИВ, сын - Антонов НИ, дата года рождения, дочь Антонова КИ, дата года рождения, дочь Антонова ЗИ, дата года рождения) в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в 2018 году по Республике Башкортостан. Основное мероприятие «обеспечение жильем молодых семей» государственной программ Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», отказать.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Антонова Е.Г., Антонов И.В., действующие в интересах несовершеннолетних детей Антоновой К.И., Антоновой З.И., Антонова Н.И. обратились в суд с вышеуказанным административным иском к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфы мотивируя свои требования тем, что 03 марта 2009 года Администрацией Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа их семья была признана нуждающейся в жилом помещении и включена в состав участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей для предоставления социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. 11 июля 2016 года распоряжением Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа семья была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Государственным комитетом по строительству и архитектуре Республики Башкортостан (далее – Госстрой РБ) 28 декабря 2017 года был сформирован и утвержден сводный список молодых семей – участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году. Однако в 2018 году свидетельство о праве на получение социальных выплат им не выдали.

Ответственным исполнителем по реализации на территории Республики Башкортостан мероприятий государственной программы Российской Федерации – Госстроем РБ, в нарушение требований Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительства) жилья, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», заявка на участие Республики Башкортостан в Программе была подана несвоевременно, в связи с чем в 2018 году Республике Башкортостан не была своевременно предоставлена федеральная субсидия.

Считают, что именно в связи с незаконными действиями государственного органа нарушены права семьи на получение социального пособия на приобретение (строительство) жилья в 2018 году. Более того, в настоящее время семья лишена права на получение указанной субсидии в 2019 году, поскольку распоряжением Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа от 21 сентября 2018 года их семья была исключена из числа участников мероприятия в связи с превышением возраста 35 лет одним из супругов – Антоновым И.В., ФИО35 года рождения. Вина Госстроя РБ в нарушении прав семьи подтверждается письмом Правительства Республики Башкортостан от 31 октября 2018 года № 2/1-278-3307-0-652.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Антонова И.В., Антоновой Е.Г. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют материалам дела, неправильно применены нормы материального права. Они ежегодно обновляли и добросовестно представляли все необходимые документы, в январе 2017 года стали многодетной семьей, 10 января 2018 года им сообщили, что они являются первыми по очереди по Орджоникидзевскому району. Однако из-за бездействия ответчика Республики Башкортостан не была включена Минстроем Российской Федерации в число субъектов по предоставлению средств федерального бюджета для реализации указанной программы в 2018 году. Незаконное бездействие Госстроя РБ установлено также в ходе проверки, организованной Прокуратурой Республики Башкортостан, внесшей представление об устранении нарушений порядка обеспечения жильем молодых семей от 08 октября 2018 года в адрес Правительства Республики Башкортостан.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Антонова И.В. и его представителя Шабрину Т.А., поддержавших доводы жалобы, представителя Госстроя РБ – Хазиеву Э.М., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»).

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан приходит к выводу о том, что судом приведенные нормы не соблюдены.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина, что следует из анализа положений ст. ст. 218, 227 КАС Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, доводы истцов о незаконности действий Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре не соответствуют действительности, поскольку пунктами 6 и 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050, изначально предусматривали право на получение социальной выплаты с учетом возраста участника в планируемом году не более 35 лет, по превышению которого в соответствующем году, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы. На день формирования списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2018 году, семья истцов перестала соответствовать установленным требованиям.

Кроме того, суд указал, что Госстроем РБ в установленные сроки была направлена заявка в адрес Минстроя РФ по вопросу выделения бюджетных ассигнований (копия письма Госстроя РБ от 05.07.2017г. №16-01/87).

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда.

Как следует из материалов дела, 03 марта 2009 года Администрацией Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа их семья была признана нуждающейся в жилом помещении и включена в состав участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей для предоставления социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Распоряжением Главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа РБ от 11 июля 2016 года №634-р семья административного истца Антоновой Е.Г. была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, составной частью которой является подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", которая продлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года N 889 на 2015 - 2020 годы.

В последующем Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 утверждена Государственная программ Российской Федерации обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальным и услугами граждан Российской Федерации.

Приложением №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» являются Правила предоставления и распределения молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В сводном списке молодых семей – изъявивших получить социальные выплаты в 2018 году семья Антоновых числилась под №230.

21 сентября 2018 года распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа РБ №902-р семья Антоновых в составе 5 человек исключена из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по основанию, предусмотренному п. 27 Правил предоставления социальной выплаты, в связи с достижением супругом заявителя 36-летнего возраста до формирования Госстроем РБ списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в текущем году.

На основании вышеуказанного распоряжения семья Антоновых не была включена в список семей-претендентов на получение социальных выплат в 2018 году, который был сформирован и утверждён Госстроем РБ 01 октября 2018 года, так как 19 сентября 2018 года супругу Антоновой Е.Г. – Антонову И.В. исполнилось 36 лет, в связи с чем данная семья была исключена из числа участников Основного мероприятия.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов гражданам, нуждающимся в жилище, но не являющимся малоимущими, жилое помещение может быть предоставлено только в том случае, если на возможность предоставления такого помещения этой категории граждан прямо указано в законе.

При этом законодатель вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем.

Одним из обязательных условий участия молодой семьи в подпрограмме является признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий (подпункт "б" пункта 5 Правил), под которыми применительно к настоящим Правилам понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 6 Правил).

Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, предусматривает, что средства на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" предоставляются субъектам Российской Федерации для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей из федерального бюджета.

Реализация подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" осуществляется на условиях софинансирования, при этом использование средств федерального бюджета возможно лишь путем участия в региональной программе.

В соответствии с пунктом 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение 4), утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 (в редакции, действовавшей до 01 января 2018 года) орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (п. 25 Правил).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы (п. 26).

После утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 27).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 28).

Согласно пункту 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (Приложение 5), утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 (в редакции, действовавшей до 01 января 2018 года) для участия в подпрограмме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заявку об участии в подпрограмме по форме, утверждаемой указанным Министерством.

Аналогичные положения закреплены в Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011 - 2015 годы, утверждённой Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 года №131.

В силу пункта 1.6 Порядка предоставления социальных выплат участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы в Республике Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 года №131, одним из условий включения в число участников основного мероприятия является возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье на день принятия органом исполнительной власти Республики Башкортостан решения о включении молодой семьи - участника основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, который не должен превышать 35 лет.

В соответствии с пунктом 1.8.1 названного выше Порядка молодая семья исключается из основного мероприятия в случае превышения возраста 35 лет одним из супругов либо молодым родителем в неполной семье до момента утверждения списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.

Порядок формирования списков молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» в Республике Башкортостан определен в Приложении № 10 к государственной программе «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан» утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года № 686.

В соответствии с пунктом 6.1. Порядка (в ред. Постановления Правительства РБ от 07.09.2016 N 388), администрация муниципального образования Республики Башкортостан до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году (далее - список участников Подпрограммы), и представляет этот список в Госстрой РБ в установленные им сроки по форме согласно приложению N 3 к Порядку. Список участников Подпрограммы формируется средствами автоматизированной информационной системы "Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях".

В первую очередь в список участников Подпрограммы включаются молодые семьи - участники Подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

Согласно пункту 6.2. Порядка Госстрой РБ на основании списков участников Подпрограммы, поступивших от администраций муниципальных образований Республики Башкортостан, и с учетом размера средств, которые планируется выделить на финансирование реализации Подпрограммы из бюджета Республики Башкортостан и на софинансирование реализации Подпрограммы из местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, - с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Сводный список представляется Госстроем РБ в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в установленный им срок.

В соответствии с п. 6.3 Порядка после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету Республики Башкортостан на планируемый (текущий) год, и доведения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации этих сведений до Правительства Республики Башкортостан Госстрой РБ в течение 20 дней на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Республики Башкортостан и местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий Подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, - с учетом указанных средств утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Согласно п. 6.4. Порядка Госстрой РБ в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до администраций муниципальных образований Республики Башкортостан выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Письмом от 08 июня 2017 года №20318–ЕС/05 Министерство строительства и жилищно–коммунального хозяйства Российской Федерации, адресованным Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, проинформировало о том, что в целях формирования предложения в проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», в части касающейся реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее - Подпрограмма), субъектам Российской Федерации необходимо направить в Минстрой России заявки об участии в реализации Подпрограммы в 2018 году (далее - Заявка) в период с 3 по 14 июля 2017 года включительно.

Таким образом, Республике Башкортостан необходимо было направить в Минстрой России заявку об участии в реализации Подпрограммы в 2018 году в период с 3 по 14 июля 2017 года включительно.

Прокуратурой Республики Башкортостан по обращению Маликовой и других, проведена проверка (надзорное производство № 7/1-616-2018), по результатам которой в адрес заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Трухана А.П. внесено представление об устранении нарушений закона от 08 октября 2018 года № 7/1-2а-2018/59395.

Проверкой установлено, что в нарушение п. 3 Правил предоставления субсидий Госстроем РБ в установленные Минстроем Российской Федерации сроки соответствующая заявка об участии в 2018 году Республики Башкортостан в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы не представлена, что явилось основанием для отказа в предоставлении субъекту субсидий из бюджета Российской Федерации. Информация о невключении Республики Башкортостан в проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов поступила в Госстрой РБ в октябре 2017 года. Вместе с тем, каких-либо мер к решению отмеченного вопроса Госстроем РБ не предпринято.

Также проверкой установлено, что список молодых семей – участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году был сформирован и утвержден Госстроем РБ лишь 28 декабря 2017 года. На момент проведения проверки мер к утверждению списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2018 году не принято (л.д. 210-2013 т. 1).

В ответ на представление прокурора Республики Башкортостан Правительством Республики Башкортостан письмом № 2-1-278-3307-О-052 от 31 октября 2018 года сообщено о том, что заявка Госстроем РБ была подготовлена и направлена в Минстрой Российской Федерации 05 июля 2017 года. В связи с невключением Республики Башкортостан в проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» была проведена служебная проверка в отношении специалистов, ответственных за реализацию на территории Республики Башкортостан подпрограммы, и в соответствии с заключением Комиссии Гостроя РБ в отношении начальника отдела реализации социальных жилищных программ – Булатовой И.Р., ведущего специалиста-эксперта отдела реализации социальных жилищных программ – Вильданова Р.Р. за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей было применено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии (приказ Госстроя РБ от 23.11.2017 года № 595-ОК). Сводный список молодых семей – участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальные выплаты в 2018 году был утвержден 28 декабря 2017 года. Задержка в формировании и утверждении списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2018 году произошла в результате того, что с 01 января 2018 года подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы досрочно прекратила реализацию, имея в виду, что реализация Подпрограммы будет осуществляться в рамках Основного мероприятия, в связи с чем, с целью приведения в соответствие с федеральным законодательством Гостроем РБ внесены изменения в существующие нормативные документы, регламентирующие реализацию мероприятий, в том числе в государственную программу «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан» утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года № 686. В настоящее время в Госстрое РБ ведется работа по формированию и утверждению списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат (л.д. 20-24 т. 1).

Список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в 2018 году по Республике Башкортостан утвержден Госстроем РБ 01 октября 2018 года (л.д. 1-43 т. 2).

Для проверки юридически значимых обстоятельств судебная коллегия затребовала из Минстроя России сведения о причинах не включения Республики Башкортостан в распределение средств и не предоставления средств федерального бюджета в 2018 году по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, а также информацию о том, когда Минстроем России на основании письма от 08 июня 2017 года №20318-ЕС/05 и поступивших заявок были доведены другим субъектам Российской Федерации сведения о размере представляемых субсидий для реализации Подпрограммы в 2018 году.

Письмом № 30377-СБ/05 от 20 августа 2019 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщило, что заявка Республики Башкортостан поступила в Минстрой России 21 июля 2017 года (вх. № 69741/МС от 21 июля 2017 г.), что является нарушением установленного срока предоставления заявки. Указало, что Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» (далее - Федеральный Закон № 362-ФЗ) субсидия Республике Башкортостан на реализацию мероприятия по обеспечению жильем молодых семей не была предусмотрена. Следовательно, финансирование в 2018 году мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, проживающих на территории Республики Башкортостан, могло осуществляться исключительно за счет средств регионального и (или) местного бюджетов в установленном порядке.

Также сообщается, что письмом Минстроя России от 28 декабря 2017 года № 49504-ЮГ/05 до высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации доведена информация об утверждении Федеральным законом № 362-ФЗ распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации, в том числе и на реализацию мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.

Таким образом, вопреки позиции ответчика, Госстроем РБ, как ответственным исполнителем мероприятий по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, допущено нарушение срока подачи заявки об участии Республики Башкортостан в реализации Подпрограммы в 2018 году, в связи с чем Республика Башкортостан не была включена в проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Ответчиком допущено нарушение сроков формирования и утверждения сводного списка молодых семей – участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, который был сформирован и утвержден Госстроем РБ лишь 28 декабря 2017 года, тогда как согласно вышеуказанных Правил и Порядка формирования такой список должен был сформирован и утвержден не позднее 01 сентября 2017 года.

Указанные нарушения повлекли и нарушение сроков формирования и утверждения списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в 2018 году по Республике Башкортостан, который был утвержден Госстроем РБ лишь 01 октября 2018 года.

Принимая во внимание, что другим субъектам Российской Федерации, подавшим в установленный срок заявку на участие в Подпрограмме, письмом Минстроя Российской Федерации от 28 декабря 2017 года была доведена информация об утверждении Федеральным законом № 362-ФЗ распределения субсидий из федерального бюджета, при надлежащем исполнении Госстроем РБ своих обязанностей по подаче заявки в установленный срок, в силу положений п. 6.3. Порядка формирования списков молодых семей – участников основного мероприятия, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года № 686, у ответчика возникла бы обязанность по утверждению списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2018 году в течение 20 дней после доведения Минстроем России сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету Республики Башкортостан на планируемый год до Правительства Республики Башкортостан. Такой список должен был быть утвержден в январе 2018 года.

В период действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы семья Антоновых соответствовала требованиям, предъявляемым к участникам Основного мероприятия, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году, как семья, имеющая 3 детей, она подлежала включению в список семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2018 году в первоочередном порядке, но в связи с несвоевременной подачей ответчиком заявки в Минстрой России повлекло утрату у семьи Антоновых статуса молодой семьи в связи с достижением одним из супругов 36 летнего возраста.

При указанных обстоятельствах, выводы суда об отсутствии незаконных действий (бездействия) Госстроя РБ не соответствуют действительности, а потому исключение семьи Антоновых из числа нуждающихся в жилых помещениях, является нарушением прав и законных интересов данной молодой семьи по получению государственной поддержки в улучшении жилищных условий путем предоставления социальной выплаты.

Действия Госстроя РБ по несвоевременному осуществлению мероприятий по реализации программы обеспечения жильем молодых семей не соответствовали нормам действующего законодательства и, как следствие, повлекли нарушение прав и законных интересов административных истцов.

Ссылка Госстроя РБ на изменение с 01 января 2018 года федерального законодательства, повлекшее необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты Республики Башкортостан, является несостоятельной, поскольку соблюдение прав граждан не должно ставиться в зависимость от своевременности принятия нормативных правовых актов.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Антоновых в полном объеме.

Судебная коллегия полагает, что способом восстановления нарушенных прав семьи Антоновых является возложение на Госстрой РБ обязанности по включению их в ближайший список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в 2019 году, обязав Администрацию Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан оформить свидетельство о праве на получение социальной выплаты, поскольку распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа РБ №902-р от 21 сентября 2018 года семья Антоновых была исключена из числа участников основного мероприятия.

Руководствуясь ст. ст. 307 - 310 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 июня 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать незаконным действия Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре выразившееся в несвоевременном принятии мер по направлению в Минстрой РФ заявки на участие в 2018 году Республики Башкортостан в программе «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Признать незаконным действие Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре выразившееся в несвоевременном принятии мер по получению Республикой Башкортостан федерального субсидирования участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Признать незаконным действия Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре выразившееся в несвоевременном утверждении Сводного списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по Республике Башкортостан на 2018 год.

Признать незаконным действия Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре выразившееся в не включении семьи Антоновых (супруга Антонова ЕГ, супруг – Антонов ИВ сын - Антонов НИ, дата года рождения, дочь Антонова КИ, дата года рождения, дочь Антонова ЗИ, дата года рождения) в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в 2018 году по Республике Башкортостан. Основное мероприятие «обеспечение жильем молодых семей» государственной программ Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре обеспечить семью Антоновых, состоящую из пяти человек (супруга Антоновой ЕГ, супруг – Антонов Игорь Валерьевич, сын – Антонов НИ, дата года рождения, дочь Антонова КИ, дата года рождения, дочь Антонова ЗИ, дата года рождения) социальной выплатой в рамках реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включив их в ближайший список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в 2019 году по Республике Башкортостан.

Обязать Администрацию Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан оформить свидетельство о праве на получение социальной выплаты в рамках реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и выдать его семье Антоновых (супруга Антонова ЕГ, супруг – Антонов ИВ, сын - Антонов НИ, дата года рождения, дочь Антонова КИ, дата года рождения, дочь Антонова ЗИ, дата года рождения).

Председательствующий Ф.Ф. Сафин

Судьи Л.Г. Гибадуллина

Л.В. Портнова