ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1504/19 от 16.04.2019 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 33а-1504/2019 Председательствующий в

Категория 19 первой инстанции Степанова Ю.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи Кондрак Н.И.,

судей Артамоновой Т.А., Дудкиной Т.Н.,

при секретаре Михайловой В.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску ФИО1 к Департаменту образования города Севастополя о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 05 февраля 2019 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просила признать незаконным действия Департамента образования города Севастополя, выразившиеся в обработке персональных данных истца, возложить на административного ответчика обязанность прекратить обработку ее персональных данных, отозвать письмо от ДД.ММ.ГГГГ, предоставить истцу сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 18 Федерального закона №152-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О персональных данных».

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 05 февраля 2019 года в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с вышеуказанным решением административный истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, постановить новое об удовлетворении иска.

Полагает, что вывод суда о том, что письмо от ДД.ММ.ГГГГ не направлено на обработку персональных данных административной истицы противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку в тексте последнего указаны полные фамилия, имя и отчество ФИО1 и содержится просьба о предоставлении сведений о ее личной жизни – ее участии в воспитании ребенка. Основания, по которым не были приняты данные обстоятельства, судом в нарушение требований ст. 180 КАС РФ в решении не указаны. К данным правоотношениям подлежат применению ст.ст. 9, 18 Федерального закона №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных» и п. 1 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного указом Президента РФ №188 от 06.03.1997 года, а не ст. 16 Федерального закона №120-ФЗ от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», так как административный ответчик в своём запросе на названный закон не ссылался.

Участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что действия Департамента образования города Севастополя соответствуют требованиям действующего законодательства.

С такими выводами соглашается коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Управление по защите прав несовершеннолетних, опеки и попечительства г. Севастополя с заявлением, вх. №К-1208 (л.д. 16), в котором указывая на нарушение решения суда, препятствия общению с малолетней дочерью ФИО3, которая в течение нескольких дней не посещает частный детский сад «Росток», в то время как ее мать (истец по делу) находится на работе, просил провести профилактическую беседу с ФИО1 и разобраться в сложившейся ситуации, указав ее паспортные данные, контактный номер, адрес проживания, место работы.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Управления по защите прав несовершеннолетних, опеки и попечительства Департамента образования города Севастополя в пределах полномочий данного органа на имя заведующей частного детского сада «Росток» направлен запрос исх. (л.д. 17) о предоставлении информации об участии ФИО1 в воспитании малолетней дочери ФИО3 с указанием, какую роль играет участие матери в жизни ребенка, регулярность посещения собраний, выполнение ею своих родительских обязанностей в отношении дочери, характеристика отношений родителя с детским учебным заведением. Данный запрос истица полагает нарушающим ее права и не соответствующим требованиям Федерального закона №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных» (далее Закон №152-ФЗ).

Понятие «персональные данные» установлено в п. 1 ст. 3 Закона №152-ФЗ - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п. 2 ст. 3 Закона №152-ФЗ).

Частью 1 статьи 23 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Частями 1-4 Закона №152-ФЗ установлено, что обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

Согласно пунктов 4, 7 части 1 статьи 6 Закона №152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:

- обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;

- обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних установлены Федеральным законом №120-ФЗ от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее Закон №120-ФЗ) в статье 1 которого даны следующие понятия:

несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Пунктом 1 статьи 2 Закона №120-ФЗ установлено, что основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются, в том числе: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Согласно пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 5 Закона №120-ФЗ органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных или беспризорных несовершеннолетних.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, за исключением следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и воспитательных колоний, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Подпунктом 1 статьи 6 Закона №120-ФЗ установлено, что основанием проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в заявлении несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В силу положений п. 2 ст.16 Закона №120-ФЗ должностные лица органов опеки и попечительства в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних используют предоставленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочия, связанные с осуществлением ими функций опеки и попечительства, а также пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 12 Закона №120-ФЗ установлено, что должностные лица органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания имеют право запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.

Системный анализ вышеприведенных правовых норм и фактических обстоятельств дела свидетельствует о том, что оспариваемый истцом запрос от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен административным ответчиком в пределах своей компетенции, направлен на реализацию функций органа по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защиту прав и интересов несовершеннолетней ФИО3 и проверку информации, содержащейся в заявлении ФИО2, что, в том числе, не противоречит требованиям Закона №152-ФЗ, поскольку обработка персональных данных в данной конкретной ситуации необходима для осуществления прав и законных интересов третьих лиц.

Доказательств того, что истребование административным ответчиком, при исполнении своих функций по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, сведений об участии ФИО1 в жизни несовершеннолетней дочери ФИО3 каким-либо образом нарушает права истца, последней не представлено.

То обстоятельство, что суд сослался на положения Закона №120-ФЗ о незаконности судебного акта не свидетельствует, поскольку суд определяет нормы права, подлежащие применению в каждом административном деле (часть 2 статьи 178 КАС РФ).

Изложенное свидетельствует о том, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, как и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения, сводятся к изложению являвшихся предметом исследования обстоятельств, которым дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда. Причин для их удовлетворения не имеется.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 05 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи