Судья Мороз А.П. дело № 33а-15105/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 июня 2019 года город Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Кривцова А.С.,
судей Борисихиной С.А., Песецкой С.В.,
по докладу судьи Кривцова А.С.,
при секретаре Шехель З.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1к администрации муниципального образования город-курорт Сочи о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги,
с апелляционной жалобой представителя администрации муниципального образования город-курорт Сочи по доверенности ФИО2 на решение Лазаревского районного суда города Сочи от 1 февраля 2019 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Сочи о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В обоснование административного иска указано, что административный истец является собственниками помещения - квартиры площадью <...> кв.м., расположенной на 1 этаже многоквартирного жилого дома по адресу: Краснодарский край, <...>. ФИО1 обратилась в администрацию г. Сочи с заявлением о переводе вышеуказанной квартиры в нежилое помещение с приложением необходимой документации. Однако письмом департамента имущественных отношений администрации г. Сочи от 26 января 2018 г. ей отказано в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги по причине отсутствия согласия собственников помещений многоквартирного жилого дома на проведение строительных работ, связанных с изменением общего имущества МКД (ликвидация подоконников, образование отдельного входа с крыльцом и т.д.), а также отсутствия согласования с департаментом оформления и дизайна городской среды администрации г. Сочи изменений внешнего фасада жилого дома. 22 мая 2018 г. по инициативе административного истца было проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома <...> по <...>, которым принято решение согласовать перевод из жилого помещения в нежилое квартиры <...> с обустройством отельного входа с придомовой территории. Департаментом оформления и дизайна городской среды администрации г. Сочи от 19.04.2018 г. был согласован внешний вид фасада многоквартирного жилого дома <...> по <...> в части квартиры <...>. 9 апреля 2018 г. административным истцом было получено согласование отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по Краснодарскому краю на проведение перевода квартиры <...> из жилого помещения в нежилое, а Центром гигиены и эпидемиологии по Краснодарскому краю дано положительное заключение <...> от <...> на перевод жилого помещения в разряд нежилых. Для проведения перевода из жилого в нежилое помещение, административным истцом было получено положительное «Заключение по результатам инженерно-технического обследования жилого помещения (квартиры) <...> в пятиэтажном доме по <...>». Ответом заместителя директора департамента имущественных отношений администрации <...> ФИО3 от 23 июля 2018г. административному истцу вновь было отказано в переводе квартиры по тем же основаниям, как и ранее, т.е. в связи с отсутствием согласия собственников жилого дома на перевод и отсутствием согласования с департаментом оформления и дизайна городской среды администрации г. Сочи, несмотря на то, что данные документы были приобщены к заявлению. С учетом изложенного, административный истец просила признать незаконным отказ департамента имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к. Сочи от 23 июля 2018 г. о переводе квартиры <...> в доме <...> по <...> из жилого в нежилое помещение; осуществить перевод жилого помещения - квартиры <...> дома <...> по <...> с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., этаж <...> - в нежилое, с переустройством и перепланировкой квартиры и выдачей разрешения на производство таких работ в соответствии с представленным проектом «Перепланировка и переустройство квартиры <...> по <...> внутригородского района с переводом ее в разряд нежилых помещений (магазин), с устройством отдельного входа», выполненным ЗАО «<...>».
Решением Лазаревского районного суда г. Сочи от 1 февраля 2019 г. административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено. Признан незаконным отказ департамента имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к. Сочи от 23 июля 2018 г. о переводе квартиры <...> в доме <...> по <...> из жилого в нежилое помещение, осуществлен перевод указанного жилого помещения в нежилое, с переустройством и перепланировкой квартиры и выдачей разрешения на производство таких работ в соответствии с представленным проектом «Перепланировка и переустройство квартиры <...> по <...> внутригородского района с переводом ее в разряд нежилых помещений (магазин), с устройством отдельного входа», выполненным ЗАО «<...>».
Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования город-курорт Сочи по доверенности ФИО2, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации муниципального образования город-курорт Сочи по доверенности ФИО4 просил решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы, в удовлетворении административных исковых требований отказать.
ФИО1 и её представитель по доверенности ФИО5 возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании части 3 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
Судом установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи квартиры от <...> на праве собственности принадлежит квартира площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <...>, расположенная на 1 этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <...>.
ФИО1 обратилась в администрацию г. Сочи с заявлением о переводе вышеуказанной квартиры в нежилое помещение с приложением необходимой документации.
Из ответа департамента имущественных отношений администрации г. Сочи <...> от 23 января 2018 г. следует, что ФИО1 отказано в предоставлении муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» в отношении квартиры <...> в многоквартирном доме <...> по <...> по тем основаниям, что заявителем не представлено согласие иных собственников помещений многоквартирного жилого дома на осуществление строительных работ, связанных с переводом квартиры <...> из жилого помещения в нежилое, также не представлен проект согласования оформления и дизайна городской среды администрации г. Сочи.
С целью устранения перечисленных недостатков по инициативе административного истца ФИО1 было проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома. Согласно протоколу <...> внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, проводимого в очно-заочной форме голосования от 22 мая 2018 г. принято решение о согласовании перевода статуса помещения из жилого в нежилые квартиры <...> в доме <...> по <...>, с устройством отдельного входа с придомовой территории.
В соответствии с письмом старшего инспектора отделения надзорной и профилактической работы Лазаревского района г. Сочи ГУ МЧС России по Краснодарскому краю <...> от 9 апреля 2018 г., по результатам рассмотрения документов на помещение под литером «<...>» квартиры <...> дома <...> по <...> отдел надзорной деятельности и профилактической работы управления г. Сочи не возражает в переводе данных помещений из разряда жилых в разряд нежилых.
Из письма департамента оформления и дизайна городской среды администрации г. Сочи <...> от 14 сентября 2018 г. следует, что внешний вид фасада многоквартирного жилого дома в части квартиры <...><...> согласован.
Матвеевская К.3. повторно обратилась в администрацию муниципального образования г.-к. Сочи с заявлением о предоставлении ей муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» в отношении квартиры <...> в многоквартирном доме <...> по <...>.
Согласно обжалуемому ответу заместителя директора департамента имущественных отношений администрации г. Сочи ФИО3 от 23 июля 2018 г. <...> административному истцу ФИО1 вновь отказано в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги по тем основаниям, что заявителем не представлено согласия иных собственников помещений многоквартирного жилого дома на осуществление строительных работ, связанных с переводом квартиры <...> из жилого помещения в нежилое, а также не представлен проект согласования оформления и дизайна городской среды администрации г. Сочи.
При этом, вновь представленные согласования и заключения административным ответчиком учтены не были, что послужило основанием для обращения в суд с заявленными требованиями.
Согласно статье 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);
6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;
7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы. Запрошенные сведения и документы могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа (часть 3 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Указанный в части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи.
В силу части 2 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По ходатайству административного истца судом первой инстанции по делу была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза, согласно выводам которой перепланировка в квартире <...>, расположенной по адресу: <...>, соответствует противопожарным, сейсмическим, санитарно-эпидемиологическим, строительным нормам и правилам и иным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к нежилым помещения, расположенным в многоквартирном жилом доме.
Эксперт пришел к выводу о том, что перевод квартиры <...> с кадастровым номером <...>, наименование - жилое помещение, назначение -жилое помещение, этаж - 1, расположенной по адресу: <...>, из разряда жилых помещений в разряд нежилых помещений, возможен при соблюдении требований Жилищного кодекса Российской Федерации.
По мнению эксперта, эксплуатация данного помещения по его целевому назначению (магазин) возможна при проведении следующих работ: устройство крыльца с пандусом для МГН; закладки входной двери из подъезда.
Указанное заключение эксперта судом обоснованно признано допустимым и достоверным доказательством, поскольку эксперт имеет высшее техническое образование, а также образование в области экспертной деятельности, заключение эксперта проведено с использованием специальной нормативной литературы, технического и измерительного оборудования, должным образом мотивировано. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Кроме того, в соответствии с экспертным заключением <...> от <...> Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», проект перепланировки и переустройства <...>, расположенной в <...> внутригородского района г. Сочи, с переводом ее в разряд нежилых помещений (магазин женской одежды) с устройством отдельного входа соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Таким образом, на момент повторного обращения ФИО1 в администрацию муниципального образования г.-к. Сочи с заявлением о переводе квартиры из жилого в нежилое помещение ей были устранены все недостатки, препятствий для перевода её квартиры из жилого в нежилое помещение не имелось.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ в переводе жилого помещения в нежилое, изложенный в письме департамента имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к. Сочи <...> от 23 июля 2018 г. противоречит нормам статей 23, 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы административного истца ФИО1 Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования ФИО1 в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы о том, что письмо директора департамента оформления и дизайна городской среды администрации города Сочи от 14 сентября 2018 г. о согласовании внешнего вида фасада спорной квартиры дано ФИО1 после получения отказа администрации города Сочи, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в соответствии с требованиями статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации административным истцом при подаче повторного заявления о переводе жилого помещения в нежилое был предоставлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения. Согласование внешнего вида фасада спорной квартиры в силу указанных требований закона не требовалось. Между тем, полученное административным истцом согласие департамента оформления и дизайна городской среды администрации города Сочи от 14 сентября 2018 г. подтверждает обоснованность вывода суда первой инстанции о незаконности принятого административным ответчиком решения. Кроме того, судебная коллегия полагает, что административный ответчик в случае необходимости мог самостоятельно получить мнение своего структурного подразделения - департамента оформления и дизайна городской среды администрации города Сочи на основе представленных ФИО1 документов.
Не нашел своего подтверждения и довод апелляционной жалобы о том, что административным истцом пропущен трехмесячный срок для подачи административного искового заявления. Административным ответчиком суду не представлено доказательств того, что оспариваемый отказ получен ФИО1 именно 14 сентября 2018 г., как об этом утверждает представитель административного ответчика.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения принципов законности и справедливости. Судом соблюдены положения, предусмотренные законодательством об административном судопроизводстве, в соответствии обстоятельствами административного дела точно и правильно применены законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
Доводы жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь статьей 307 - 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лазаревского районного суда г. Сочи от 1 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город-курорт Сочи по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: