ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1510/2018 от 07.06.2018 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Сивашова А.В. Дело № 33а-1510/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 июня 2018 г. город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Сабаевой И.Н.,

судей Сорокина С.В. и Сафроновой Л.И.,

при секретаре Нешитой О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению ветеринарии Орловской области, Правительству Орловской области о признании незаконным бездействия по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных,

по апелляционным жалобам Правительства Орловской области и Управления ветеринарии Орловской области на решение Заводского районного суда города Орла от 3 апреля 2018 г., которым постановлено:

«административные исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению ветеринарии Орловской области, Правительству Орловской области о признании незаконным бездействия по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Управления ветеринарии Орловской области по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области.

Обязать Управление ветеринарии Орловской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать отлов и содержание безнадзорных кошек на территориях муниципальных районов и городских округов Орловской области в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» и постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347 «Об утверждении Порядка содержания домашних животных на территории Орловской области и Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области», а именно организовать отбор специализированной организации для отлова и содержания безнадзорных кошек в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязать Правительство Орловской области, Управление ветеринарии Орловской области в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать создание приюта для содержания безнадзорных кошек и собак, отвечающего требованиям, указанным в постановлении Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347 «Об утверждении Порядка содержания домашних животных на территории Орловской области и Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области».

Обязать Управление ветеринарии Орловской области в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение идентификации и учета безнадзорных собак и кошек на территориях муниципальных районов и городских округов Орловской области».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сабаевой И.Н., объяснения представителей Правительства Орловской области и Управления ветеринарии Орловской области Титовой И.Н. и Сиротина В.А., поддержавших доводы жалоб, возражения Орловского природоохранного межрайонного прокурора Булгаковой И.П., полагавшей, что решение является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

Административный истец - Орловский природоохранный межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению ветеринарии Орловской области о признании незаконным бездействия по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

В обоснование заявленных требований (с учетом уточнений) указывал на то, что в рамках осуществления надзорной деятельности, Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой (далее – Прокуратура) была проведена проверка реализации Управлением ветеринарии Орловской области (далее – Управление ветеринарии, Управление) возложенных полномочий по организации мероприятий по отлову, временной передержке, помещению в приют, вакцинации, стерилизации, эвтаназии безнадзорных животных на территории области.

В результате проведенной проверки было установлено, что Управлением не в полном объеме исполняются полномочия в области защиты населения от заболеваний, общих для человека и животных, не организуются мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных в соответствии с действующим законодательством.

Управление ветеринарии фактически без каких-либо распорядительных документов передало функции по исполнению указанных выше полномочий подведомственным учреждениям - городским и районным станциям по борьбе с болезнями животных, не изменяя их учредительные документы (уставы).

Между тем, в уставах городских (районных) станциях по борьбе с болезнями животных (далее – гор(рай) СББЖ) организация и осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, в том числе с привлечением сторонних организаций, осуществление функций государственного заказчика таких услуг в перечне основных видов деятельности не предусмотрено. Осуществление подобных видов деятельности, не предусмотренных уставом бюджетного учреждения, противоречит статьям 9.2 и 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Так, в 2017 г., истекшем периоде 2018 г. фактически работа по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории области Управлением надлежащим образом не организована и не проводится.

Общий объем выделенных на 2017 г. средств областного бюджета на отлов безнадзорных животных составил <...> рублей.

Несмотря на выделяемые денежные средства динамика отловленных за последние 5 лет на территории г. Орла безнадзорных собак имеет тенденцию к уменьшению.

В 2012 г. проведены мероприятия по отлову и эвтаназии 1 575 безнадзорных собак, в 2013 г. - 1 933 безнадзорных собак, в 2014 г. количество отловленных безнадзорных животных составило 918 голов, в 2015 г. - 551 собак, в 2016 г. - 425 собак.

Ссылался на то, что, из 620 поступивших заявок от граждан и юридических лиц на отлов безнадзорных животных на территории г. Орла выполнено только 147, что составляет 24% от их общего количества, что свидетельствует о ненадлежащей организации работы по регулированию численности безнадзорных животных на территории города и создает реальную угрозу безопасности граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В 2017 г. отлов безнадзорных животных производился, как правило, на территориях социально-значимых объектов (детских дошкольных, образовательных, лечебных учреждений).

По данным Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Городская больница им. Боткина С.П.» за медицинской помощью от укусов безнадзорных собак в ноябре-декабре 2017 г. обратилось 23 человека. В Орловской детской областной клинической больнице им. Круглой З.И. в ноябре 2017 г. по фактам укуса детей безнадзорными собаками зарегистрировано 5 случаев, в декабре 2017 г. – 18.

Вместе с тем, несмотря на доведенные лимиты бюджетного финансирования в сумме <...> рублей на момент подачи административного иска, конкурсные процедуры по отбору специализированной организации для оказания государственных услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не проведены, соответствующие государственные контракты не заключены, выделенные на указанные цели бюджетные средства не освоены.

В январе 2018 г. отлов безнадзорных собак не производился вообще, тогда как только в январе 2018 г. зарегистрировано 69 заявок жителей на отлов безнадзорных собак на территории г.Орла.

Ссылался на то, что отсутствие приютов для животных, может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации в указанной сфере, создать реальную угрозу безопасности граждан.

Бездействие со стороны Управления по отлову и содержанию безнадзорных животных в Орловской области нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и интересы граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья, не позволяет обеспечить благополучную эпизоотолого - эпидемиологическую обстановку в населенных пунктах, повышает риск заражения и распространения заболеваемости животных и людей.

Кроме того, прокурор также указывал на то, что в силу статьи 2.5 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» безнадзорные собаки и кошки подлежат обязательным идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных.

Действующим постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347 предусмотрены отлов и транспортировка безнадзорных животных в приют.

Между тем, на территории Орловской области отсутствуют приюты для содержания безнадзорных животных, соответствующих требованиям постановления Правительства Орловской области №347. В ведении Управления, подведомственных ему учреждений отсутствуют помещения, пригодные для использования в качестве приютов. Какие-либо меры, направленные на фактическую реализацию требований, предъявляемых к условиям отлова, временной передержке, содержанию, стерилизации, эвтаназии безнадзорных животных в соответствии с региональным законодательством в 2017 г. и истекшем 2018 г. Управлением ветеринарии не принимаются, работа в данном направлении не ведется.

Неконтролируемое увеличение численности безнадзорных животных ввиду ненадлежащей организации работы по регулированию их численности на территории города создает реальную угрозу безопасности граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

По изложенным основаниям, с учетом уточненных требований Орловский природоохранный межрайонный прокурор просил суд признать бездействие Управления ветеринарии по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области незаконным; обязать Управление в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение индивидуальной или групповой идентификации и учета безнадзорных собак и кошек на территориях муниципальных районов и городских округов Орловской области, организовать отлов и содержание безнадзорных собак и кошек на территориях муниципальных районов и городских округов Орловской области в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-I «О ветеринарии» и постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347 «Об утверждении Порядка содержания домашних животных на территории Орловской области и Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области», а именно организовать отбор специализированной организации для оказания государственных услуг по отлову и содержанию всех безнадзорных животных в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключить соответствующие договоры и контракты, обеспечить контроль за оказанием услуг; обязать Правительство Орловской области, Управление ветеринарии в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать создание приютов для безнадзорных животных (собак и кошек), отвечающих требованиям, указанным в постановлении Правительства Орловкой области от 18 ноября 2014 г. № 347 с количеством мест исходя из численности безнадзорных животных на территории региона.

Определением суда от 20 марта 2018 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Правительство Орловской области.

В судебном заседании представители административного истца – Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представители Управления и представитель Правительства Орловской области возражали против удовлетворения заявленных требований.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик – Правительство Орловской области просит решение районного суда отменить и вынести по делу новое решение, которым отказать прокурору в удовлетворении заявленных отношений.

В обоснование доводов жалобы указывается на то, что неправомерным является вывод районного суда в части возложения обязанности на Правительство Орловской области в трех месячный срок со дня вступления решение суда в законную силу организовать создание приюта для содержания безнадзорных кошек и собак, отвечающего соответствующим требованиям, поскольку в административном исковом заявлении отсутствуют сведения, в чем именно заключается бездействие Правительства Орловской области.

Приводит доводы о том, что административный иск к Правительству Орловской области не предъявлялся, однако суд первой инстанции в нарушение части 1 статьи 178 и пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложил на Правительство обязанность по организации и созданию приюта.

Возлагая на Правительство Орловской области обязанность организовать приют, суд первой инстанции не учел, что решение вопроса организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных действующее законодательство относит к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем, понуждение Правительства к созданию приюта является ограничением права органа государственной власти субъекта Российской Федерации на самостоятельное решение вопросов регионального значения в пределах предоставленных полномочий и нарушает принцип разделения властей.

Обращает внимание на то, что организация проведения на территории Орловской области мероприятий по содержанию безнадзорных животных может осуществляться органами государственной власти различными способами (создание учреждений Орловской области; предоставления субсидий юридическим лицам и ИП, путем выбора организации по отлову и содержанию животных и т.п.).

В апелляционной жалобе административный ответчик – Управление ветеринарии ставит вопрос об отмене постановленного решения ввиду неправильного применения норм процессуального и материального права и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Указывает на то, что неправильным является вывод районного суда о признании незаконным бездействия Управления по организации отлова безнадзорных собак на территории области, поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в пределах выделенных денежных средств Управлением организован отлов безнадзорных собак на территории Орловской области.

Обращает внимание на то, что в материалы дела не представлено доказательств поступления в Управление ветеринарии заявок на отлов безнадзорных кошек.

Ссылается на то, что судом первой инстанции не установлено предусмотренных Порядком отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области, утвержденным Правительством Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347 оснований для отлова безнадзорных кошек, а, следовательно, у суда отсутствовали основания для признания бездействия административного ответчика в указанной части.

Полагает, что примененные судом первой инстанции Санитарные правила 3.1.7.2627-10 не регулируют спорные правоотношения, поскольку административным истцом исковые требования о признании незаконным неосуществления мероприятий по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей не предъявлялись.

Говорит о том, что вывод районного суда о возложении на Управление обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать отлов и содержание безнадзорных кошек на территориях муниципального образования не соответствует положениям действующего законодательства.

Кроме того, указывает на то, что вывод суда первой инстанции об обязании Управления ветеринарии в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение идентификации и учета безнадзорных собак и кошек на территориях муниципальных районов и городских округов Орловской области и созданию приюта, соответствующего действующим требованиям, являются незаконными, основанными на неправильном применении норм материального права.

Также, полагает, что положения вышеуказанного Порядка, на которые ссылается суд первой инстанции, определяют осуществление учета безнадзорных животных организацией по отлову безнадзорных животных и приютами, но не Управлением ветеринарии.

Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объёме, согласно положениям статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» (далее – Закон Российской Федерации «О ветеринарии») предусмотрено, что к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся в частности, организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 1 которого установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Согласно пункту 2 статьи 2 и статьи 6 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование.

В круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации наряду с решением вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, также включена организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2627-10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. № 54 (далее - Правила от 6 мая 2010 г. № 54) устанавливают основные требования к комплексу организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний бешенством среди населения Российской Федерации, соблюдение которых обязательно на всей территории Российской Федерации, в том числе для органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (пункты 1.1 и 1.2), включают в мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей регулирование численности безнадзорных животных, которое проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках, в том числе и после прививки против бешенства (пункты 1.1, 1.2, 9.2 и 9.5).

Такие же предписания содержатся в пунктах 8.2 и 8.4.2 Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 3.2.3215-14, утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 22 августа 2014 г. № 50 (далее - Правила от 22 августа 2014 г. № 50), закрепляющих требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний, исполнение которых является обязательным на всей территории Российской Федерации, в том числе для государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, должностных лиц государственных органов, должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц органов местного самоуправления.

В силу прямого указания статьи 230 Гражданского кодекса Российской Федерации задержавшее безнадзорных животных лицо обязано принять меры к их надлежащему содержанию.

Анализ приведенного законодательства в системном единстве свидетельствует о том, что федеральный законодатель, регламентируя вопросы, касающиеся безнадзорных животных, предусматривает не только их отлов, но в обязательном порядке и содержание в специальных питомниках.

Согласно пунктов 7, 9 раздела 2 Положения «Об Управлении ветеринарии Орловской области», утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 405, Управление в установленной сфере деятельности реализует на территории Орловской области единую государственную политику, а также осуществляет следующие полномочия: организует проведение на территории Орловской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защиту населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Таким образом, на уровне Орловской области обязанность по организации отлова и содержания безнадзорных животных как санитарно-противоэпидемические меры по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возложена на Управление ветеринарии Орловской области.

На основании пункта 3 Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347, отлов безнадзорных собак и кошек, транспортировку в приют для животных (далее - приют) осуществляют юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели (далее - организации по отлову безнадзорных животных), физические лица, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите конкуренции и контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Отлов безнадзорных собак и кошек (далее также - животные) производится в целях обеспечения безопасности граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 4 Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области).

Отлову подлежат безнадзорные собаки и кошки, независимо от породы, в том числе имеющие ошейник, находящиеся на улицах и в иных общественных местах, кроме находящихся на привязи, без сопровождающих лиц (пункт 5 Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области).

Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что отлову подлежат безнадзорные кошки и собаки.

Согласно статьи 3 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, отлов безнадзорных кошек на территории Орловской области ни в 2017 г., ни в 2018 г. не проводился и не проводится, что не отрицалось Управлением ветеринарии в суде первой инстанции.

При этом, в судебном заседании суда первой инстанции представитель Управления ссылался на пункт 5 Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347, согласно которому отлов производится на основании заявок об агрессивном поведении безнадзорных животных. Поскольку заявок об агрессивном поведении кошек не подавалось, их отлов на территории области не проводится.

Вместе с тем, из указанных выше правовых норм следует, что на федеральном уровне отсутствует дифференциация относительно каких животных - агрессивных или нет, должен проводиться их отлов и содержание.

При этом, из Правил от 6 мая 2010 г. № 54 следует, что отлову подлежат все безнадзорные животные без деления их на агрессивных либо неагрессивных, в целях регулирования численности, исключения возникновения очагов бешенства.

Разрешая заявленные требования в указанной части, правильно применив нормы права на основе исследованных доказательств, получивших юридическую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции, учитывая, что Правила от 6 мая 2010 г. № 54 устанавливают основные требования к комплексу организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний бешенством среди населения Российской Федерации, предусматривают мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных и их иммунизации против бешенства вне зависимости от того, являются они агрессивными или нет, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным бездействия Управления ветеринарии по организации отлова безнадзорных кошек, в связи с чем обосновано обязал Управление в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать отлов и содержание безнадзорных кошек на территориях муниципальных районов и городских округов Орловской области в соответствии с Законом Российской Федерации «О ветеринарии» и постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347 «Об утверждении Порядка содержания домашних животных на территории Орловской области и Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области».

Действующее законодательство в системном единстве свидетельствует о том, что федеральный законодатель, регламентируя касающиеся безнадзорных животных вопросы, предусматривает не только их отлов, но в обязательном порядке их содержание в специальных питомниках.

Пунктами 3, 6, 8, 16, 18, 20, 25 Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347, предусмотрено содержание отловленных безнадзорных животных в приютах.

При этом пунктом 29 вышеназванного Порядка предусмотрено, что финансирование расходов по содержанию безнадзорных собак и кошек производится за счет средств областного бюджета.

Пунктами 5, 57, 58 Порядка содержания домашних животных на территории Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347, предусмотрено, что приюты для животных – здания, помещения и территории, специально оборудованные и предназначенные для содержания животных, безнадзорных животных, создаются как физическими и юридическими лицами, так и органами государственной власти и местного самоуправления. Только приюты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, обязаны принять животное от лица, нашедшего безнадзорное животное и желающего сдать его в приют для животных, обеспечить ему содержание в соответствии с требованиями Порядка. Требования к приютам изложены в п.20-21, 23 Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347.

Таким образом, системное толкование федерального и регионального законодательства позволяет прийти к выводу о том, что в Орловской области содержание отловленных безнадзорных животных в настоящее время должно осуществляться в приютах за счет средств областного бюджета.

Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в настоящее время на территории Орловской области отсутствуют муниципальные, государственные приюты для содержания безнадзорных животных.

Кроме того, сведений о принятии каких-либо мер по организации содержания безнадзорных животных в приютах ООО «<...>», а также о наличии возможности в указанных приютах содержать отлавливаемых безнадзорных животных (которые не подлежат умерщвлению либо эвтаназии), соответствия указанных приютов требованиям вышеуказанного Постановления Правительства Орловской области материалы дела не содержат и административными ответчиками не представлено.

Напротив, в материалы дела представлена лишь переписка с различными органами государственной власти (за период более 3 лет), протоколы межведомственных совещаний по вопросу выделения ООО «<...>» земельного участка для последующего строительства на нем частного приюта.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований в указанной части, поскольку при рассмотрении дела установлено, что на территории Орловской области отсутствуют муниципальные, государственные приюты для содержания безнадзорных животных, доказательств принятия мер к содержанию таких животных административным ответчиком не представлено.

При этом, учитывая приведенные правовые нормы, районный суд обоснованно указал на то, что создание приюта для организации содержания безнадзорных животных возможно лишь при участии Правительства Орловской области с учетом решения вопросов управления и распоряжения собственностью области, возможности создания унитарных предприятий, в связи с чем обоснованно возложил на административных ответчиков обязанность организовать создание приюта для содержания безнадзорных кошек и собак, отвечающего требованиям, указанным в Постановлении Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. №347 «Об утверждении Порядка содержания домашних животных на территории Орловской области и Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области».

Удовлетворяя требования административного истца в части возложения на Управление ветеринарии обязанности организовать проведение идентификации и учета безнадзорных собак и кошек на территориях муниципальных районов и городских округов Орловской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно статьи 2.5 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» животные (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных устанавливают порядок осуществления индивидуальной или групповой идентификации и учета животных, перечень сведений, необходимых для осуществления идентификации и учета животных, а также порядок предоставления таких сведений. Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.

Приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2016 г. № 161 утвержден Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, среди которых предусмотрены кошки и собаки (за исключением диких).

Согласно пункта 9.5 Правил от 6 мая 2010 г. № 54 все безнадзорные животные должны быть привиты против бешенства.

Пунктами 8.2, 8.4.2 Правил от 22 августа 2014 г. № 50 предусмотрено, что организация профилактических мероприятий за эхинококкозами включает регулирование содержания бродячих собак, их дегельминтизацию. Предупреждение заражения человека и сельскохозяйственных животных включает в себя регулирование численности бродячих собак путем их отлова и содержания в специальных питомниках.

В письме от 20 июня 2016 г. №01/7782-16-27 «О заболеваемости эхинококкозом и альвеококкозом в Российской Федерации» Роспотребнадзор рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по организации учета и регистрации собак, регулированию численности безнадзорных собак путем их отлова и содержания в специальных питомниках.

В пунктах 5, 39, 46, 62 Порядка содержания домашних животных на территории Орловской области, а также пунктах 17, 25, Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области, утвержденных Постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347, предусмотрено, что идентификация представляет собой процедуру паспортизации безнадзорных животных, заключается в присвоении идентификационного индивидуального номера или личного носителя ID-номера животному путем чипирования, татуирования, биркования, клеймения и (или) иных средств идентификации. Регистрация, идентификация и перерегистрация животных в Орловской области осуществляется учреждениями ветеринарии Орловской области, ветеринарными специалистами в области ветеринарии, занимающимися предпринимательской деятельностью, зарегистрированными в Управлении ветеринарии Орловской области (далее также - ветеринарные специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью), в том числе в целях решения проблемы безнадзорных собак и кошек. Учет безнадзорных животных осуществляется двумя путями: 1) организацией по отлову безнадзорных животных ведется учет отловленных и переданных в приют животных путем занесения записи в журнал учета, утвержденный организацией по отлову безнадзорных животных (учет собак и кошек ведется в разных журналах), где указываются дата поступления животного, признаки животного (пол, порода, окрас, размер, примерный возраст, особые приметы), 2) в приюте путем идентификации и присвоения регистрационного номера животному.

Учитывая указанное выше, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в настоящее время идентификация и учет безнадзорных животных в Орловской области урегулированы постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347, находятся в прямой зависимости от наличия в области приютов для безнадзорных животных.

Также, верно указал суд на то, что в настоящее время учет вакцинированных против бешенства безнадзорных собак и кошек в Орловской области не ведется, поскольку отловленные безнадзорные собаки согласно представленным актам выполненных работ по контракту от 27 марта 2018 г. эвтанизированы, в приют не передавались, приюты на территории области отсутствуют, учет вакцинированных безнадзорных кошек не ведется, поскольку не ведется отлов безнадзорных кошек, а, следовательно, обоснованно возложил на административного ответчика -Управление ветеринарии в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение идентификации и учета безнадзорных собак и кошек на территориях муниципальных районов и городских округов Орловской области.

Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административных исковых требований Орловского природоохранного межрайонного прокурора в части возложения на Управление обязанности заключить договоры и контракты по отлову и содержанию всех безнадзорных животных в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, обеспечить контроль за оказанием услуг, поскольку доказательств бездействия в указанной части со стороны Управления ветеринарии материалы дела не содержат и суду не представлены.

Правильным является и вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным бездействия Управления ветеринарии по организации отлова безнадзорных собак на территории области, поскольку из представленных материалов дела следует, что административным ответчиком в пределах выделенных им денежных средств организован отлов безнадзорных собак на территории Орловской области.

Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорному отношению, решение суда является законным и обоснованным.

Доводы апелляционных жалоб аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а, следовательно, не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда города Орла от 3 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Орловской области и Управления ветеринарии Орловской области – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи