ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-15111/2021 от 14.12.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Федоренко Л.В. Дело № 33а-15111/2021

УИД 24RS0041-01-2021-001261-25

3.024

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2021 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Сидоренко Е.А,

судей Корниенко А.Н., Ковалевой Т.В.

при ведении протокола помощником судьи Курганской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ковалевой Т.В. административное дело по иску ФИО1 к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края о признании решения незаконным,

по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2

на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 26 августа 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края о признании решения незаконным – отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края о признании решения от 31.07.2020 № 92-08-9038/6736 незаконным.

Требования мотивировала тем, что является собственником жилого дома с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 1 375 кв.м; 29.06.2020 повторно обратилась к ответчику с целью установления границ земельного участка , площадью 2132 кв.м и предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка под принадлежащим ей жилым зданием. Письмом от 31.07.2020 за № 92-08-9038/67736 ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав, что земельный участок никому не передавался и был выделен в 1992 году администрацией Емельяновского района Красноярского края КДС «Пионерская речка» для размещения санатория, его границы не установлены в связи с признанием межевания земельного участка недействительным по решению Октябрьского районного суда г. Красноярска от 15.12.2014. В письме указано, что в границах земельного участка расположен объект незавершенного строительства (жилой дом), строительство которого осуществлялось за счет бюджетных средств, подано исковое заявление об истребовании жилого здания с кадастровым номером из чужого незаконного владения. Полагает, что данный отказ нарушает ее исключительные права на приобретение в собственность земельного участка под принадлежащим ей на праве собственности жилым домом.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 – ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение норм материального права, так как судом не дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам; при принятии решения суд сделал выводы за пределами исковых требований, полагая, что принадлежащий ФИО1 жилой дом не может быть расположен на истребуемом земельном участке.

Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просила решение суда оставить без изменения.

Изучив апелляционную жалобу, возражения на нее, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении судебного разбирательства, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, - судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу пункта 1 статьи 264 Гражданского кодекса РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Как следует из ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Исходя из п. 1 ст. 35.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"…

Как следует из материалов дела и верно установлено судом, на основании договора купли-продажи от 11.07.2018 за ФИО1 зарегистрировано право собственности на жилой дом, площадью 1 375 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

29.06.2021 ФИО1 обратилась к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве собственности земельного участка с кадастровым номером: , площадью 2 132 кв.м, без проведения торгов на основании Земельного кодекса РФ в целях эксплуатации жилого дома (двухквартирного).

31.07.2020 по результатам рассмотрения указанного заявления административным ответчиком принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на то, что заявитель не является лицом, который имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов в порядке пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

При этом в отказе указано, что на земельном участке с кадастровым номером расположен объект недвижимого имущества – жилой дом с кадастровым номером , находящийся в собственности ФИО1; земельный участок с кадастровым номером , в границах которого расположено жилое здание с кадастровым номером , в пользу физических и юридических лиц не отчуждался, в пользование гражданам не предоставлялся, что исключает возможность нахождения в его границах объектов капитального строительства, построенных или приобретенных за счет физических лиц. Находящийся в настоящее время в государственной собственности Красноярского края земельный участок с кадастровым номером в 1992 году был выделен администрации Емельяновского района Красноярского края КДС «Пионерская речка» для размещения санатория. В связи с пересечением границ земельного участка с кадастровым номером и границ земельного участка вновь образованного под жилым домом по адресу: <адрес> заочным решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 15.12.2014 по делу № 2-3440/2014 межевание земельного участка с кадастровым номером признано недействительным. Согласно акту проверки использования данного земельного участка от 12.12.2014, составленного до вступления в силу указанного судебного акта и до признания недействительным результатов межевания в существующих границах земельного участка с кадастровым номером , находился объект незавершенного строительства (жилой дом), строительство которого осуществлялось за счет бюджетных средств Красноярского края. В настоящее время Агентство обратилось в Октябрьский районный суд г. Красноярска с исковым заявлением об истребовании жилого здания с кадастровым номером из чужого незаконного владения.

Отказывая в удовлетворении требований ФИО1 и признавая отказ Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 31.07.2020 законным, суд первой инстанции исход из того, что земельный участок с кадастровым номером в 1992 году был выделен администрации Емельяновского района Красноярского края КДС «Пионерская речка» для размещения санатория, в его границах расположен объект незавершенного строительства (жилого дома), не учитываемый на балансе КГКУЗ «ДПС «Пионерская речка» и в реестре государственной собственности Красноярского края.

31.07.2020 Красноярский край в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края обратился в Октябрьский районный суд г. Красноярска к ФИО1 с исковым заявлением о признании отсутствующим за ней права собственности на жилое здание с кадастровым номером: , признании права государственной собственности Красноярского края на указанное жилое здание, истребовании данного жилого здания из ее чужого незаконного владения.

При этом суд пришел к выводам, что земельный участок, в границах которого расположен объект недвижимости «жилой дом» с кадастровым номером , находится в государственной собственности Красноярского края, физическим лицам в пользование не передавался, в связи с чем в силу п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен административному истцу в собственность.

Дав оценку установленным судом обстоятельствам, суд находит выводы суда первой инстанции противоречащими положениям ст. 39.15, 39.16, ст. 39.3 ЗК РФ.

Так, отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО1, административный ответчик сослался на п. 1 ст. 39.16 и пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

Вместе с тем согласно подп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса...

Исходя из п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов…

Согласно же п. 1, подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса…

Принимая во внимание наличие на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости (здания), принадлежащего согласно выписке из ЕГРН от 13.03.2020 на праве собственности ФИО1, суд апелляционной инстанции находит, что отказ по приведенным основаниям в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка лицу, право собственности которого на здание в установленном законом порядке на момент рассмотрения заявления не оспорено, не соответствует указанным выше положениям ЗК РФ и нарушает права и законные интересы собственника здания.

В связи с изложенным, решение Октябрьского районного суда г. Красноярска подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований административного иска.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ административный ответчик обязан допущенное нарушение – повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 29.06.2020 о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером , площадью 2 132 кв.м – в течение 20 дней со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 26 августа 2021 года отменить, вынести новое решение, которым требования ФИО1 удовлетворить:

Признать незаконным решение Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженного в ответе от 31.07.2020 за № 92-08-9038/6736.

Обязать Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края повторно рассмотреть в течение 20 дней со дня вступления решения в законную силу заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 29.06.2020.

Сведения об исполнении решения необходимо предоставить в суд и административному истцу в течение месяца со дня вынесения настоящего апелляционного определения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 22.12.2021