ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1532/19 от 27.06.2019 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Килиенко Л.Г.

Дело № 33а-1532/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Гончаровой Н.В.,

судей

ФИО1 и ФИО2,

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 27 июня 2019 года административное дело по апелляционному представлению Елизовского городского прокурора на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 12 апреля 2019 года, которым постановлено:

административное исковое заявление заместителя Елизовского городского прокурора к Краевому государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Камчатского края» о признании незаконным бездействия в непринятии мер по оборудованию участка автомобильной дороги 0км+600м «Подъезд к санаторию Начики» остановочным пунктом в соответствии с действующим законодательством, понуждении в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать участок автомобильной дороги 0км+600м «Подъезд к санаторию Начики» остановочным пунктом, и оборудовать остановочный пункт: остановочной площадкой; посадочной площадкой; площадкой ожидания; переходно-скоростной полосой; боковой разделительной полосой; тротуаром и пешеходной дорожкой; пешеходным переходом; автопавильоном; скамьей; контейнером или урной для мусора; техническими средствами организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); стационарным электрическим освещением – оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Гончаровой Н.В., объяснения представителя административного истца Елизовского городского прокурора Симак Е.С., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

заместитель Елизовского городского прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействиеКраевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Камчатского края» (далее – КГКУ «Камчатуправтодор»), выразившееся в непринятии мер по оборудованию участка автомобильной дороги 0км+600м «Подъезд к санаторию Начики» остановочным пунктом в соответствии с действующим законодательством.

В обоснование требований указал, что Елизовской городской прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО4 по факту отсутствия на автобусной остановке автопавильона в п. Начики Елизовского района. Проверкой установлено, что в нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007 автобусная остановка на участке автомобильной дороги 0км+600м «Подъезд к санаторию Начики» не оборудована остановочным пунктом, в том числе отсутствуют остановочная площадка, посадочная площадка, площадка ожидания, переходно-скоростная полоса, боковая разделительная полоса, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, автопавильон, скамьи, контейнер и урна для мусора, технические средствами организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещение.

Поскольку отсутствие элементов остановочного пункта влечет нарушение прав граждан на комфортное использование общественного транспорта и нарушает их право на безопасность, просил возложить на КГКУ «Камчатуправтодор» обязанность в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать участок автомобильной дороги остановочным пунктом и оборудовать остановочный пункт вышеназванными элементами остановочного пункта.

В судебном заседании помощник Елизовского городского прокурора Лунякин С.С. требования поддержал.

Представитель КГКУ «Камчатуправтодор» ФИО5 возражала против удовлетворения требований прокурора.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционном представлении помощник Елизовского городского прокурора Лунякин С.С. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение. Указывает, что, отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд исходил из того, что технический паспорт автодороги не предусматривает размещение на спорном участке дороги остановочного пункта. Вместе с тем в решении суда не полностью отражены показания свидетеля ФИО6, а также сведения о том, что КГКУ «Камчатуправтодор» обладает полномочиями по внесению изменений в технический паспорт автодороги, а также что внесение соответствующих изменений в технический паспорт не является финансово затратной и технически сложной процедурой. Полагает, что бездействие административного ответчика подтверждается установленными в судебном заседании обстоятельствами, а именно, что с момента передачи автомобильной дороги КГКУ «Камчатуправтодор» какие-либо меры по обустройству на спорном участке дороги остановочного пункта учреждением не принимались.

В возражения на апелляционное представление представитель КГКУ «Камчатуправтодор» ФИО5 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу п. 5.3.3, п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст) остановочный пункт на участках дорог в пределах населенных пунктов должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной "карман"; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Елизовской городской прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО4 по факту отсутствия на автобусной остановке автопавильона в поселке Начики Елизовского района.

Проверкой установлено, что в п. Начики Елизовского района на конечной остановке рейсового автобуса, обозначенной дорожным знаком 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» отсутствует автопавильон (л.д. 8-11).

22 ноября 2018 года заместителем Елизовского прокурора начальнику КГКУ «Камчатуправтодор» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 12-14).

Рассмотрев представление прокурора, КГКУ «Камчатуправтодор» сообщило прокурору, что на автомобильной дороге «подъезд к санаторию Начики» по данным технического паспорта размещение остановочного пункта не предусмотрено (л.д. 15).

Из технического паспорта автомобильной дороги «Подъезд к санаторию Начики» следует, что на данной автомобильной дороге автобусные остановки не предусмотрены (л.д. 49-60).

Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что прокурором достаточных доказательств, свидетельствующих о незаконном бездействии КГКУ «Камчатуправтодор», в материалы дела не представлено. То обстоятельство, что на спорном участке автомобильной дороги проходит автобусный маршрут с остановкой в п. Начики и установлен дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», не может служить достаточным основанием к удовлетворению требований прокурора об оборудовании участка дороги остановочным пунктом.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом, как сделанным преждевременно.

В материалах дела имеется паспорт автобусного маршрута № 203 «п. Сокоч – с. Коряки», предусматривающий автобусную остановку в п. Начики.

Данный паспорт автобусного маршрута согласован с Министром транспорта и дорожного строительства Камчатского края и утвержден начальником управления дорожно-транспортного хозяйства и развития коммунальной инфраструктуры администрации Елизовского муниципального района Камчатского края в 2016 году.

Суд отверг паспорт автобусного маршрута № 203 как доказательство необходимости оснащения остановки автобуса павильоном, указав на то, что изменения в технический паспорт автомобильной дороги не вносились. Однако технический паспорт автомобильной дороги был составлен на 1 января 2014 года, характеризует состояние дороги на указанную дату, и не может свидетельствовать о невозможности обустройства автомобильной дороги в будущем иными средствами дорожной инфраструктуры.

В соответствии с Положением Об организации транспортного обслуживания населения на территории Елизовского муниципального района, принятым Решением Думы Елизовского муниципального района Камчатского края от 18 сентября 2007 года № 512, паспорт автобусного маршрута - основной документ, характеризующий маршрут, в том числе наличие линейных сооружений, остановочных пунктов, расстояния между ними, стоимость проезда, состояние дороги.

В соответствии с Положением о Министерстве транспорта и дорожного строительства Камчатского края, утвержденным Постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 445-П, Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики, по нормативному правовому регулированию, по контролю (надзору), по предоставлению государственных услуг, а также иные правоприменительные функции в сфере транспорта и дорожного строительства Камчатского края. Министр транспорта и дорожного строительства Камчатского края издает приказы об утверждении порядка формирования маршрутной сети пригородных и межмуниципальных регулярных автобусных маршрутов на территории Камчатского края.

В соответствии с Уставом КГКУ «Камчатуправтодор» Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края является учредителем данного учреждения, осуществляет контроль и координацию деятельности учреждения. В свою очередь учреждение обеспечивает соответствие состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

В нарушение п. 3 ст. 309 КАС РФ суд не привлек к участию в деле Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края и Управление дорожно-транспортного хозяйства и развития коммунальной инфраструктуры администрации Елизовского муниципального района Камчатского края, которые утвердили паспорт автобусного маршрута № 203, не выяснил причины, по которым данный документ не согласуется с техническим паспортом автомобильной дороги, и фактически не принял меры к восстановлению нарушенных прав неопределенного круга лиц – жителей поселка Начики на благоприятные условия использования общественного транспорта и безопасность.

Вместе с тем нормами КАС РФ установлено, что реализация принципа состязательности в административном процессе осуществляется при активной роли суда (п. 7 ст. 6 КАС РФ). Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные КАС РФ меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела (ч. 2 ст. 14 КАС РФ).

При таких обстоятельствах в силу п. 3 ст. 309, п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ решение Елизовского районного суда Камчатского края от 12 апреля 2019 года подлежит отмене, а административное дело подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду необходимо определиться с кругом лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, определиться с их процессуальным статусом, выяснить все обстоятельства, подлежащие установлению в соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, и с учетом поступивших сведений на основе всесторонней оценки представленных доказательств принять законное и обоснованное решение.

При этом суду необходимо учесть, что Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 года № 159 «О Перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), и Перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования» ГОСТ Р 52766-2007 подлежит применению до 1 сентября 2016 года, в связи с чем необходимо уточнить у административного истца исковые требования и определиться с нормами, подлежащими применения к данным правоотношениям.

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Елизовского районного суда Камчатского края от 12 апреля 2019 года отменить.

Административное дело по административному исковому заявлению заместителя Елизовского городского прокурора к Краевому государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Камчатского края» о признании незаконным бездействия в непринятии мер по оборудованию участка автомобильной дороги 0 км + 600 м «Подъезд к санаторию Начики» остановочным пунктом, возложении обязанности, направить в Елизовский районный суд Камчатского края на новое рассмотрение.

Председательствующий

Судьи