ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33а-15415/2018
г.Уфа. 08 августа 2018 года.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Гибадуллиной Л.Г.
ФИО1
при секретаре Исмагилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан об отмене постановления и обязании Администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан о переводе земельных участков,
по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан об отмене постановления Администрации поселения Раевский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата№..., как незаконного; об обязании Администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципальный район адрес Республики Башкортостан вынести постановление об удовлетворении заявлений о переводе земельного участка с кадастровым номером №... общей площадью 2044 кв.метров, расположенного по адресу: адресА; земельного участка с кадастровым номером №... общей площадью 1939 кв.метров, расположенного по адресу: адресБ; земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адресВ с «для сельскохозяйственного производства» на «личное подсобное хозяйство» - отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гибадуллиной Л.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, в обоснование заявленных требований указав следующее.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав, кадастровым номером объекта с номерами №... истец ФИО2 является собственником земельных участков с категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
дата данным участкам было присвоено почтовые адреса:
-земельный участок с кадастровым номером №..., общей площадью 2 044 кв.метров, расположенный по адресу: адресА;
-земельный участок с кадастровым номером №..., обшей площадью 1939 кв.метров, расположенный по адресу: адресБ;
-земельный участок с кадастровым номером №..., обшей площадью 2039 кв.метров, расположенный по адресу: адресВ.
дата истец обратился с заявлением к ответчику о проведении публичных слушаний на изменение разрешенного использования указанных земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «личное подсобное хозяйство», которые были проведены дата.
Согласно публикации в районной газете «Альшеевские вести» от дата, по результатам проведении публичных слушаний о предоставлении разрешения на разрешенный вид использования земельных участков в селе Раевский по адресА, 17Б, 17В, вынесено заключение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках; код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка: 1.16 описание вида разрешенного использования земельного участка: производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.
На основании проведенной дата проверки прокуратурой адрес на решение ответчика от дата был принесен протест. дата прокуратурой района был принесен повторный протест на решение Раевского сельского совета муниципального района Республики Башкортостан от дата№..., который датаг был отмен.
дата Администрацией поселения Раевский сельсовет адрес РБ было вынесено постановление №... об отказе ФИО2 изменить вид разрешенного использования спорных земельных участков на условно разрешенный вид использования «подсобное хозяйство», с которым истец не согласен, поскольку неправомерными действиями (решениями) Администрации нарушены его законные права, в том числе, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Судом принято приведенное выше решение.
Не согласившись с решением, истец ФИО2 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его заявленных требований, в обоснование указав доводы, аналогичные указанным в административном исковом заявлении и поддержанные стороной истца в ходе судебного разбирательства.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пп. 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (пункты 2 и 3 статьи 85 кодекса).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу пунктов 1 - 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
На основании части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
Кроме того, частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования.
При этом выбор любого из основных видов использования осуществляется самостоятельно, в то время как для условно разрешенного использования требуется разрешение уполномоченного органа. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса, которой определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Таким образом, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Частью 12 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от дата № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Из материалов дела следует, что оспариваемое административным истцом постановление Администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района адрес РБ от дата№... «Об отказе гр.ФИО2 изменить вид разрешенного использования земельных участков на условно разрешенный вид использования «Подсобное хозяйство»принято в соответствии с полномочиями и компетенцией органов местного самоуправления в лице главы местной Администрации, предусмотренных пунктом 9 статьи 39 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, с соблюдением установленных требований по организации и проведению публичных слушаний по обсуждению вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела №...а-263/2018, согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Раевский сельсовет, утвержденным решением Совета от дата№..., земельные участки, расположенные по адресу: адрес, с кадастровым номером №... (17А), с кадастровым номером №... (17Б), с кадастровым номером №... (17В), расположены в территориальной зоне «СП 2.2» (для организации санитарно-защитной зоны без сноса существующей застройки) и вид разрешенного использования «подсобное хозяйство» для указанной территориальной зоны относится к условно разрешенному виду использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Согласно Положению о публичных слушаниях в сельском поселении Раевский сельсовет (приложение к решению Совета от дата№...) глава сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района адрес ФИО4 воспользовался своим правом инициативы проведения публичных слушаний. Из протокола публичных слушаний от 07 декабря 2016 года следует, что в ходе публичных слушаний с участием ФИО2 рассматривался вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, расположенных по адресу: адресА, адресБ, адрес В.
По результатам проведенных публичных слушаний на основании заключения о результатах публичных слушаний о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка были вынесены: решение Совета сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата№... (отменен решением Совета от дата№...); решение Совета сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата№... (отменен решением Совета от дата№...).
Отменяя вышеуказанные решения по протестам прокурора Совет сельского поселения Раевский сельсовет реализовал предоставленные ему частью 1 статьи 48 Федерального закона от дата№...-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия, таким образом, восстановив имевшее место положение до его принятия.
Публичные слушания по вопросу об изменении вида разрешенного использования вышеназванных земельных участков с вида «для сельскохозяйственного производства» на «личное подсобное хозяйство» по заявлению ФИО2 на имя главы сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район ФИО4 по инициативе последнего были проведены 07 декабря 2016 года, по итогам которых главой сельского поселения вынесено постановление № 362 от 22 декабря 2017 года «Об отказе гр.ФИО2 изменить вид разрешенного использования земельных участков на условно разрешенный вид использования «Подсобное хозяйство», которое в настоящее время не оспорено и недействительным не признано.
Свой отказ ФИО2 глава сельского поселения обосновывает тем, что согласно Генеральному плану сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан, земельные участки с кадастровыми номерами №... находятся в санитарно-защитной зоне Раевского сахарного завода, соответственно, в соответствии с нормативными правовыми актами и иной нормативно-технической документацией Российской Федерации и Республики Башкортостан, имеют ограничения по их использованию.
Положениями части 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, в том числе, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
При этом, земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Согласно карты градостроительного зонирования в части границ территориальных зон Правил землепользования и застройки сельского поселения Раевский сельсовет, земельный участок с кадастровым номером №... общей площадью 2044 кв.метров в адресА; земельный участок с кадастровым номером №... общей площадью 1939 кв.метров в адресБ; земельный участок с кадастровым номером №... в адресВ - расположены в градостроительной зоне СП-2.2.
Согласно разделу II карты градостроительного зонирования сельского поселения Раевский сельсовет Правил землепользования и застройки сельского поселения Раевский сельсовет муниципальный район адрес Республики Башкортостан, зона «СП-2.2.» для организации санитарно-защитной зоны без сноса существующей застройки относится к специализированным зонам.
Согласно карты градостроительного зонирования в части границ зон с особыми условиями использования территории по санитарно-гигиеническим требованиям Правил землепользования и застройки сельского поселения Раевский сельсовет, земельный участок с кадастровым номером №... общей площадью 2044 кв.метров, расположенный по адресу адресА; земельный участок с кадастровым номером №... общей площадью 1939 кв.метров, расположенный по адресу адресБ; земельный участок с кадастровым номером №... расположенный по адресу адресВ, расположены в зоне с особыми условиями использования территории по санитарно-гигиеническим требованиям пункт 6 экспликации - сахарный завод ЗАО «Раевсахар» и железной дороги, обозначенной как «ЖД».
Разрешая по существу заявленные ФИО2 требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что согласно пункту 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении условно-разрешенных видов использования предусмотрен особый порядок выбора видов разрешенного использования, установленный статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Оснований не соглашаться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
При указанных обстоятельствах, не установив незаконность оспариваемого постановления Администрации поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан от 22 декабря 2017 года № 362, а также нарушение прав административного истца ФИО2, суд первой инстанции верно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
В целом апелляционная жалоба ФИО2 повторяет доводы и правовую позицию административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в рассматриваемом случае отсутствуют.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий Нурисламов Ф.Т.
Судьи Гибадуллина Л.Г.
ФИО1
справка: судья Бондарева О.В.