ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1543/2018 от 24.04.2018 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Киселев К.И. Дело № 33а– 1543/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 апреля 2018 года г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Штейнле А.Л.,

судей: Савушкиной О.С., Туникене М.В.,

при секретаре: Соломахиной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Игнатенковой Г.В. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 февраля 2018 года, которым отказано в удовлетворении ее административного иска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее – Управление Росреестра по Смоленской области) о признании незаконными решений от 21 июня и 25 декабря 2017 года об отказе во внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Заслушав доклад судьи Савушкиной О.С., объяснения представителя административного истца Демьянова В.А. в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика Управления Росреестра по Смоленской области Леутиной О.О. против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Игнатенкова Г.В., уточнив требования, обратилась в суд с указанным выше административным иском, в обоснование указав, что является собственником квартиры по адресу: .... Данный дом расположен на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м, предоставленном в бессрочное (постоянное) пользование ОАО «ХХХ». 06 июня 2017 года она подала заявление о внесении в ЕГРН сведений о вышеуказанном земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости; в качестве основания для внесения сведений представила выписку из Решения исполнительного комитета Смоленского городского Совета депутатов трудящихся от 05.07.1972 № 429 «Об отводе земельных участков под строительство и разрешении строительства на ранее отведенных участках». Решением административного ответчика от 21 июня 2017 года ей было отказано на том основании, что представленные документы не являются правоустанавливающими, на основании которых возможно внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. 18 декабря 2017 года она вновь обратилась с заявлением о включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, представив дополнительный пакет документов, в том числе Постановление Мэра г. Смоленска от 08.04.1993 № 187 с Перечнем предприятий, организаций, учреждений, расположенных на территории города, получивших право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком. Однако 25 декабря 2017 года ответчиком повторно принято решение об отказе в удовлетворении заявления по аналогичному основанию. Вынесенные решения полагала незаконными, поскольку представленные ею документы отвечают всем требованиям ст. 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», на основании которых возможно внести в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке как о ранее учтенном объекте.

Дело рассмотрено в отсутствие административного истца Игнатенковой Г.В., чей представитель Демьянов В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Управления Росреестра по Смоленской области – Леутина О.О. заявленные требования не признала, указав на законность и обоснованность принятых решений. Отметила, что с учетом сложившейся правоприменительной практики решение исполнительного комитета об отводе земельного участка не может рассматриваться в качестве правоустанавливающего документа, а свидетельствует лишь о начальном этапе процедуры предоставления земельных участков; иные представленные документы также не являются актами, устанавливающими право на земельный участок и позволяющими внести в ЕГРН сведения о ранее учтенном объекте недвижимости.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 февраля 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Игнатенкова Г.В. просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Выражает несогласие с выводами суда о том, что на спорный земельный участок никогда не выдавался государственный акт, подтверждающий возникновение права и его площадь невозможно определить, что препятствует постановке его на кадастровый учет. По мнению стороны административного истца, представленные документы указывают, что земельный участок под жилым домом административного истца был сформирован и предоставлен под застройку в 1972 году, ранее принадлежал на праве бессрочного пользования застройщику – ОАО «ХХХ», право прекращено в связи с передачей жилого дома в муниципальную собственность. Данный участок вполне соответствует требованиям ЕГРН как ранее учтенный с 1972 года, а площадь земельного участка подлежит уточнению при межевании.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Смоленской области полагает решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, которым в судебном акте дана надлежащая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм права и являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, в связи с чем, объективных причин для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

В силу ч. 2 ст. 306 КАС РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.

Административный истец Игнатенкова Г.В., надлежаще извещенная, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, обеспечила явку своего представителя, в связи с чем судебной коллегией определено рассмотреть дело в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из пункта 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что суд удовлетворяет заявленные требования, если признает решение, действие (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании, в том числе: имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав.

Пунктом 1 ч. 8 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания.

Как следует из материалов дела, Игнатенкова Г.В. на основании договора купли-продажи и дополнительного соглашения к нему от 16 марта 2017 года является собственником квартиры расположенной в доме ....

Под строительство указанного двухквартирного жилого дома ХХХ решением исполнительного комитета Смоленского городского Совета депутатов трудящихся от 05 июля 1972 г. № 429 «Об отводе земельных участков под строительство и разрешении строительства на ранее отведенных участках» был предоставлен земельный участок площадью 0,1га.

Решением исполнительного комитета Смоленского городского Совета депутатов трудящихся от 24 декабря 1973 года № 693 «О вводе в эксплуатацию 2-х квартирного жилого дома ...» жилой дом вместе с надворными постройками был введен в эксплуатацию, утвержден акт приемочной комиссии.

Согласно ст. 10 Основ земельного законодательства Союза СССР и Союзных Республик, действовавших на тот момент, предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода; отвод производился на основании решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся с указанием цели, для которой они отводятся, и основных условий пользования землей; право землепользования удостоверялось государственными актами на право пользования землей, формы актов устанавливались Советом Министров СССР.

Указанные акты административный истец в Управление Росреестра по Смоленской области не представила.

Постановлением Мэра г. Смоленска от 08 апреля 1993 года № 187 земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: ..., предоставлен ХХХ на праве бессрочного (постоянного) пользования.

Постановлением Главы Администрации г. Смоленска от 26 июля 1999 года № 1185 вышеуказанное постановление Мэра признано утратившим силу с момента передачи жилого дома в муниципальную собственность (01.11.1998).

14 июня 2017 года Игнатенкова Г.В. обратилась в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: ....

В качестве правоустанавливающих документов представила: архивную выписку из решения исполнительного комитета Смоленского городского Совета депутатов трудящихся «Об отводе земельных участков под строительство и разрешении строительства на ранее отведенных участках» от 05 июля 1972 года № 429; Архивную копию решения Исполнительного комитета Смоленского городского Совета депутатов трудящихся «О вводе в эксплуатацию 2-х квартирного жилого дома ...» от 24 декабря 1973 года № 693; акт приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) вышеуказанного 2-х квартирного жилого дома от 13 декабря 1973 года.

Решением Управления Росреестра по Смоленской области № 67/17-35145 от 21 июня 2017 года Игнатенковой Г.В. отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости ввиду несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания (п.1 ч.8 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

18 декабря 2017 года Игнатенкова Г.В. повторно обратилась в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, дополнительно представив к вышеназванным документам Перечень предприятий, организаций, учреждений, расположенных на территории города, получивших право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, являющимся Приложением к Постановлению Мэра г. Смоленска от 08 апреля 1993 года № 187.

Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области № 67/17-71557 от 25 декабря 2017 года Игнатенковой Г.В. было сообщено об отказе во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН в связи с тем, что имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания, поскольку представленные документы не являются документами, на основании которых возможно внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых решений незаконными, поскольку при рассмотрении дела судом проверялись, но не были установлены обстоятельства предоставления административным истцом в орган регистрации прав выданных в установленном порядке правоустанавливающих документов на заявленный земельный участок.

Судебная коллегия согласна с таким выводом суда, находит его законным и обоснованным.

Оценивая доводы административного истца относительно представления необходимой совокупности документов, подтверждающих тот факт, что земельный участок является ранее учтенным объектом, суд первой инстанции, с учетом положений ст. 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и Союзных Республик, принятых Верховным Советом СССР (Закон СССР от 13 декабря 1968 года № 3401-VII) и статей 17, 18, 84 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 01 июля 1970 года, правомерно указал, что решение исполнительного комитета Смоленского городского Совета депутатов трудящихся от 05 июля 1972 г. №429 к числу таких правоустанавливающих документов отнесено быть не может, поскольку указанное решение является начальным этапом процедуры предоставления земельного участка; государственный акт о закреплении участка на праве постоянного (бессрочного) пользования в последующем был отменен.

Кроме того, суд обоснованно отметил наличие в представленных Игнатенковой Г.В. документах разночтений относительно площади спорного земельного участка: в Решении исполнительного комитета Смоленского городского Совета депутатов трудящихся от 05 июля 1972 года №429 площадь земельного участка указана в 0,1 га, а в Постановлении Мэра г.Смоленска от 08 апреля 1993 года № 187 указано на земельный участок площадью 400 кв.м.

Доводы апелляционной жалобы административного истца повторяют доводы, приведенные им в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для рассмотрения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции

Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Игнатенковой Г.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи