Дело № 33а-1543/2018 город Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе председательствующего судьи: Иском Е.П.,
судей: Герасимовой О.В., Поздняковой О.Ю.,
при секретаре Павловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 февраля 2018 года административное дело по административному исковому заявлению администрации города Хабаровска об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному району г.Хабаровска о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от уплаты исполнительского сбора, по апелляционной жалобе администрации г.Хабаровска на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 13 декабря 2017 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения представителя Администрации г.Хабаровска Ким Г.Е.,
УСТАНОВИЛА:
Администрация г. Хабаровска обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от 17.11.2017 года, освобождении от уплаты исполнительского сбора, мотивируя свои требования тем, что решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 16.03.2015 года на администрацию возложена обязанность в срок не позднее 01.10.2015 года произвести строительство дороги по улицы Юниорской в г.Хабаровске согласно планировке территории, утвержденной постановлением Мэра г.Хабаровска от 09.08.2013 № 3089 в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». На основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г.Хабаровска, 30.07.2015 года ОСП по Центральному району г.Хабаровска возбуждено исполнительное производство №-ИП, установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения судебного акта. Копия постановления должником получена 31.07.2015 года. За неисполнение требования исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем 12.03.2016 года было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, которое было отменено, т.к. определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 28.12.2015 года администрации была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 30.06.2016 года. Определением Центрального районного суда г.Хабаровска 22.12.2016 года по заявлению администрации г.Хабаровска повторно предоставлена отсрочка исполнения решения до 30.08.2017 года. Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 20.09.2017 года в предоставлении отсрочки отказано, данное определение администрацией обжаловано. 22.11.2017 Администрацией получено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 17.11.2017 года, с которым Администрация г.Хабаровска не согласна, поскольку срок, в течении которого решение не исполнено в добровольном порядке истек 06.08.2015 года. Поскольку исполнительскому сбору присущи признаки административной штрафной санкции, для обеспечения правовой определенности исполнительского сбора во взаимоотношениях между должником и взыскателем срок давности взыскания исполнительского сбора и срок предъявления к исполнению постановления о его взыскании необходимо исчислять исходя из положения ч.7 ст.21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ч.ч. 1,3 ст. 31.9 КоАП РФ. Считают, что оспариваемое постановление от 17.11.2017 года вынесено за пределами установленного 2-х летнего срока.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 13.12.2017 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Хабаровска Ким Г.Е. просит решение суда отменить принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования администрации в полном объеме. Считает, что при вынесении решения судом не верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Должник в рамках исполнительного производства, имея дефицитный бюджет, изыскал денежные средства, включил объект по строительству автодороги по ул.Юниорской в г.Хабаровске в проект Перечня АИП на 2017-2018 год, в связи с чем, принял все возможные меры, направленные на исполнение решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г.Хабаровска Ким Г.Е. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, представила в суд документы о мерах, предпринятых в 2017 году для исполнения решения суда, а каменно: постановление от 27.10.2017г. № о внесении изменений в постановление №320 «Об утверждении адресных инвестиционных проектов г.Хабаровска на 2017 года и плановой период 2018 -2019 годов, где под №5 указано строительство проезда по ул.Юниорской; техническое задание на инженерные изыскания и задание на проектирование по объекту «Строительство проезда по ул.Юниорской».
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены, сведения о причинах неявки не представили. На основании ст.150 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Статьей 360 КАС РФ предусмотрено, что постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право на обжалование постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов содержатся также в ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Положения п.13 ч.1 ст.64, ст.105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривают возможность взыскания судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения.
Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а также Методическими рекомендациями о порядке взыскания исполнительского сбора, закрепленными в Письме Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 08.07.2014 № 0001/16, утвержденном Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации 07.06.2014.
Исходя из положений частей 1, 2 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", пункта 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника исполнительский сбор в случае неисполнения в установленный срок в добровольном порядке требований исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 Федерального закона № 229-ФЗ, п.4.1 Методических рекомендаций).
Исходя из разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 77 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства": лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Материалами дела и судом первой инстанции установлено, что 30.07.2015 года на основании исполнительного листа №, выданного Центральным районным судом г.Хабаровска, судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г.Хабаровска возбуждено исполнительное производство №-ИП о возложении на Администрацию г.Хабаровска обязанности в срок не позднее 01.10.2015 года произвести строительство дороги по ул.Юниорской г.Хабаровска согласно планировки территории, утвержденной постановлением Мэра г.Хабаровска от 09.08.2013 года №3089 в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Постановление о возбуждении исполнительного производства с указанием на установление срока для добровольного исполнения - 5 дней и предупреждением о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения требований исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный законом, получено должником 31.07.2015 года.
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 28.12.2015 года администрации г.Хабаровска предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 30.06.2016 года.
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 22.12.2016 года ей предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 30.08.2017 года.
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 20.09.2017 года в предоставлении отсрочки исполнения решения суда, администрации г.Хабаровска отказано
17.11.2017 судебным приставом-исполнителем по материалам исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с должника - Администрации города Хабаровска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, и установлен новый срок для добровольного исполнения исполнительного документа – 24.11.2017 года.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что должник не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, при этом был предупрежден о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения без уважительных причин исполнительного документа в указанный срок, доказательств невозможности исполнения исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, уважительности причин неисполнения решения суда в срок для добровольного исполнения, а также выполнения должником всех возможных действий, направленных на исполнение решения суда, должником представлено не было, что явилось основанием для применения к должнику в рамках неоконченного исполнительного производства денежного взыскания в виде исполнительского сбора как штрафной санкции.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что Администрацией г.Хабаровска были приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения судебного решения, является несостоятельным, поскольку должнику было известно о необходимости исполнения решения суда со дня его вынесения, отсутствие денежных средств не свидетельствует о принятии всех необходимых мер для исполнения судебного решения. Доказательств невозможности исполнения исполнительного листа в установленный срок администрацией г.Хабаровска не представлено, что не может свидетельствовать об уважительной причине неисполнения судебного акта.
Представленные в суд апелляционной инстанции документы, не смотря на то, что административному истцу дважды предоставлялась отсрочка исполнения решения суда, факт такого исполнения в установленный как судом, так и судебным приставом—исполнителем срок не подтверждают, выводы суда первой инстанции не опровергают.
Доводы апелляционной жалобы о том, что срок для взыскания исполнительского сбора истек, судебная коллегия считает ошибочным, поскольку основания для отсрочки исполнения решения суда отпали, должником не представлено доказательств подтверждающих исполнение решения суда, либо невозможность его исполнения по независящим от должника причинам, то у судебного пристава-исполнителя имелись все основания для вынесения обжалуемого постановления.
Доводы апелляционной жалобы в целом повторяют позицию административного истца, которая оценена судом в ходе рассмотрения дела и получила подробное отражение в решении суда, опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств, а поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Каких-либо новых убедительных правовых доводов тому, что решение суда постановлено в нарушение положений действующего законодательства, апелляционная жалоба не содержит.
Соглашаясь с выводами, изложенными в решении суда первой инстанции, судебная коллегия также принимает во внимание, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора, является правом, а не обязанностью суда, и осуществляется с учетом всех обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 13 декабря 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации города Хабаровска к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю о признании незаконным постановления от 17 ноября 2017 года о взыскании исполнительского сбора, освобождении от уплаты исполнительского сбора - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Хабаровска - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Иском Е.П.
Судьи Герасимова О.В.
Позднякова О.Ю.