ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-15491/2015 от 15.01.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Ашуркова А.П. адм. дело N 33а-537/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 января 2016 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.

судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Вачковой И.Г.

при секретаре Латыповой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Государственного казенного учреждения Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» городского округа Сызрань на решение Сызранского городского суда Самарской области от 12 ноября 2015 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Государственного казенного учреждения Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» к отделу надзорной деятельности городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский УНД и ПР Главного Управления МЧС России по Самарской области об оспаривании предписания в части и отмене пункта 2 предписания N 2201/1/1 по устранению требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 16 октября 2015 года оставить без изменения».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителей Государственного казенного учреждения Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» Чистяковой С.В. и Толкачевой В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Государственное казенное учреждение Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» (далее – ГКУ СО «КЦСОН «Жемчужина г.о.Сызрань, Учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании предписания инспектора отдела надзорной деятельности городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский УНД и ПР Главного Управления МЧС России по Самарской области Тихонова О.С. от 16 октября 2015 года N 2201/1/1 (далее – Предписание) по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Просило признать незаконным и отменить пункт 2 Предписания, согласно которому в срок до 2 сентября 2016 года Учреждение обязано устранить нарушения требования пункта 7.1.13 ГОСТ Р53325-2009, выразившееся в том, что система пожарной сигнализации, дублирующая сигнал на пульт подразделения пожарной охраны по радиоканальным линиям связи, которым оборудовано здание по адресу: <адрес> не обеспечивает двусторонний обмен данными.

При этом ссылалось на то, что ГОСТ Р53325-2009, нарушение требований которого вменено Учреждению, отменен с 1 января 2014 года, а также на то, что имеющаяся в здании радиосистема LARS полностью отвечает требованиям Закона N 123-ФЗ и обеспечивает безопасность жизни и здоровья людей.

В судебном заседании представители ГКУ СО «КЦСОН «Жемчужина г.о.Сызрань заявленные требования поддержали, инспектор отдела надзорной деятельности городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский УНД и ПР Главного Управления МЧС России по Самарской области Тихонов О.С. просил в удовлетворении требований Управления отказать.

Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 101-106).

В апелляционной жалобе ГКУ СО «КЦСОН «Жемчужина г.о.Сызрань просит решение суда отменить как необоснованное и незаконное (л.д. 109-111).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решения суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 2 Закон N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

По смыслу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Согласно абзацу 10 статьи 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.

По смыслу вышеназванных норм следует, что предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области – начальника отдела Государственного пожарного надзора и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области Скоровобенко С.М. от 26 августа 2015 года N 2201 сотрудником отдела надзорной деятельности городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский УНД и ПР Главного Управления МЧС России по Самарской области Тихоновым О.С. в отношении ГКУ СО «КЦСОН «Жемчужина г.о.Сызрань в период времени с 10 часов 00 минут по 12 часов 50 минут 21 сентября 2015 года и с 13 часов 00 минут по 14 часов 00 минут 16 октября 2015 года проведена плановая выездная проверка с целью контроля исполнения обязательных требований пожарной безопасности, о чем составлен соответствующий акт от 16 октября 2015 года N 2201.

По результатам проверки территории, здания и помещений, расположенных по адресу: <адрес>, находящегося в безвозмездном пользовании и оперативном управлении ГКУ СО «КЦСОН «Жемчужина г.о.Сызрань Тихонов О.С. выдал Учреждению предписание от 16 октября 2015 года N 2201/1/1 по устранению нарушения обязательных требований пожарной безопасности, содержащее в себе 2 пункта (л.д. 9-10).

ГКУ СО «КЦСОН «Жемчужина г.о.Сызрань не согласно с пунктом 2 Предписания, из которого следует, что Учреждению вменено нарушение, связанное с тем, что имеющаяся в здании система пожарной сигнализации, дублирующая сигнал на пульт подразделения пожарной охраны по радиоканальным линиям связи, не обеспечивает двусторонних обмен данными, чем нарушены требования Закона N 123-ФЗ и пункта 7.1.13 ГОСТ Р53325-2009 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний», согласно которому ППКП и ППУ, а также иные технические средства противопожарной защиты, взаимосвязь с которыми осуществляется по радиоканальным линиям связи, должны быть адресными и обеспечивать между собой двухсторонний обмен данными. Достоверность передачи информации по радиоканальным линиям связи должна быть обеспечена техническими решениями, определяемыми производителями систем. В качестве данных технических решений могут быть предусмотрены возможности перехода на резервные частотные каналы, использование специальных протоколов обмена и иные способы повышения достоверности и надежности системы связи. При отсутствии связи с любым компонентом радиоканальной системы в течение определенного времени, но не более 300 с ППКП и/или ППУ должны индицировать информацию о возникшей неисправности.

Приказом Росстандарта от 22.11.2012 N 1028-ст "Об утверждении национального стандарта" для добровольного применения утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53325-2012 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний" с датой введения в действие 1 января 2014 г. взамен ГОСТ Р 53325-2009, отмененного с 1 января 2014 г.

Согласно пункта 7.2.11 ГОСТ Р 53325-2012 приборы, их компоненты, а также иные технические средства противопожарной защиты, взаимосвязь с которыми осуществляется по радиоканальным линиям связи, должны быть адресными и обеспечивать между собой двухсторонний обмен данными. Достоверность передачи информации по радиоканальным линиям связи должна быть обеспечена техническими решениями, определяемыми производителем. В качестве данных технических решений могут быть предусмотрены возможности перехода на резервные частотные каналы, использование специальных протоколов обмена и иные способы повышения достоверности и надежности связи.

Разрешая дело по существу, и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пункт 2 предписания от 16 октября 2015 года N 2201/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности соответствует требованиям закона и оснований для его признания незаконным и подлежащим отмене не имеется.

При этом исходил из того, что как отмененный ГОСТ Р 53325-2009 предусматривал и так ныне действующий ГОСТ Р 53325-2012 предусматривает такое требование к техническим средствам противопожарной защиты, взаимосвязь с которыми осуществляется по радиоканальным линиям связи, как обеспечение между собой двустороннего обмена данными.

Судебная коллегия не может согласится с выводами суда о законности предписания в оспариваемой части по следующим основаниям.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного Закона.

Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 123-ФЗ, утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 N 474.

В указанный перечень пункт 7.2.11 ГОСТ Р 53325-2012 не включен.

Требования об обеспечении системой пожарной сигнализации подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации установленные частью 7 статьи 83 Закона N 123-ФЗ Учреждением выполнено. Здание, расположенное по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул.Декабристов, 402 оборудовано радиосистемой LARS, что подтверждается материалами дела и не оспаривается административным ответчиком.

Судебная коллегия приходит к выводу, что предписание в оспариваемой части нарушает права, свободы и законные интересы административного истца и что административным ответчиком не представлено надлежащих доказательств законности предписания в оспариваемой части.

При этом судебная коллегия исходит из того, что в Предписании Учреждению вменяется нарушение требований ГОСТ Р 53325-2009, отмененного с 1 января 2014 г., доказательств нарушения Учреждением требований Закона N 123-ФЗ материалы дела не содержат, соблюдение требований пункта 7.2.11 ГОСТ Р 53325-2012 осуществляется на добровольной основе, согласно представленного административным истцом в суд апелляционной инстанции заключения N 11/15-62 от 26 ноября 2015 года, составленного ООО «ЦКБ» на объекте защиты, ГКУ СО «КЦСОН «Жемчужина г.о.Сызрань, расположенном по адресу: <адрес> выполнены условия соответствия Объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

При таких обстоятельства решение Сызранского городского суда Самарской области от 12 ноября 2015 года подлежит отмене с вынесением нового решение об удовлетворении полностью заявленных ГКУ СО «КЦСОН «Жемчужина г.о.Сызрань требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда,

определила:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 12 ноября 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным и отменить пункт 2 предписания инспектора отдела надзорной деятельности городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский УНД и ПР Главного Управления МЧС России по Самарской области Тихонова О.С. от 16 октября 2015 года N 2201/1/1.

Председательствующий –

Судьи -